Пробка в пробке

Пробка в пробке

Часто ли мы задумываемся над тем, как завтра посмотрим в глаза нашим сегодняшним товарищам по несчастью. Ведь дорога непредсказуема и полна самых неожиданных сюрпризов. Поэтому исключать возможность нескольких встреч одних и тех же водителей не стоит. Как и не стоит рассчитывать на то, что водитель, ранее проявивший неуважение, может столкнуться с аналогичным поведением, но направленным уже непосредственно на него самого.

Звучит все это очень грустно. Ведь получается, что один человек порождает целую череду далеко не дружеских действий. Но ведь все это можно остановить. Причем самим.

Достаточно проявить немного уважения к окружающим, принять как данность, что торопятся все, а не кто-то один. А любой поступок или проявление эмоций не забывать сверять с главным критерием – конечным итогом, к которому придут все.

Психологи советуют в любой ситуации не терять оптимизма и снисходительно относиться к окружающим. Не забывать, что человек совершает то или иное действие по какой-то причине.

Быть может, если применять эту нехитрую рекомендацию, то окружающие водители покажутся намного адекватнее, и к месту назначения можно будет приезжать в хорошем душевном расположении.

Все это возможно даже после длительного нахождения в дорожном заторе. Не верите? А давайте добавим к рекомендациям специалистов по эмоциям немного советов водителей-профессионалов и посмотрим, что из этого получится.

Ведь недаром рекомендации по поведению в пробке опытные специалисты делят на три составляющие: техника, тактика и этика вождения.

Техника

Едем прямо

Плавное движение не нервирует окружающих и дает возможность водителям, движущимся рядом, быть уверенными в ваших действиях. При этом также сохраняется запас сцепления ведущих шин с дорогой, что исключает возможные пробуксовки. Добиться плавности можно, трогаясь и тормозя заранее – ускорения растянутся во времени, и их величина будет минимальной.

Надо перестроиться

В заторовых ситуациях движение из полосы в полосу всегда сопряжено с трудностями. Ведь если речь идет о необходимости продолжить движение левее, то ПДД на стороне водителя, правее – наоборот. Поэтому к маневру надо готовиться заранее, ведь в сплошном потоке, движущемся по правому ряду, должен найтись тот водитель, кто уступит свое преимущество. Если же такого не происходит, то жертвовать поворотом лучше самому. Ведь за спиной также поток машин, и любая остановка провоцирует возникновение нового затора.

Обратите внимание – иной раз может показаться, что соседний ряд продвигается гораздо быстрее и стоит переехать в него. Такое мнение ошибочно, так как продвижение рядов в пробке не синхронное. Не накаляйте обстановку, пытаясь впихнуться или протиснуться в соседний ряд. Это может создать аварийную ситуацию, да и возмущения гарантированы.

Держим дистанцию

Причем как при остановке, так и во время движения. Минимальная дистанция при остановке должна быть такая, чтобы вы могли видеть место, где касаются дороги задние колеса стоящего впереди автомобиля. Обычно это около 4 метров. В движении при скорости до 10 км/ч величина дистанции, как правило, остается неизменной, а при 20 км/ч – возрастает примерно вдвое.

Многие могут возразить – перед ними будут «влезать» другие водители. Но на практике так происходит только тогда, когда водитель надолго отвлекается от дороги или демонстрирует неуверенность действий.

И боковой интервал

Движение «борт в борт» является опасным. Необходимо стараться занять такое положение, чтобы быть максимально удаленным от всех окружающих машин. По крайней мере, надо видеть передние авто соседних рядов в лобовое стекло, а те, что позади – в зеркала заднего вида. То есть точное положение в центре полосы проезжей части дороги снижает риск ДТП и увеличивает возможность выполнения безопасных маневров.

Тактика

Приоритет

Зачем рисковать, когда кто-то настойчиво пытается перестроиться прямо перед вами? В целом при любой ситуации взаимного разъезда надо думать о последствиях и принимать решения, исходя из наилучшего завершения событий для всех.

Важно понимать, что, пропустив одну машину, вы приедете домой лишь на минуту позже. Согласитесь, она уже ничего не решает после длительного простоя в заторе.

Понятность и предсказуемость

Способствуют лучшему взаимопониманию. Все маневры следует заранее обозначать световыми указателями поворота. Изменение места расположения на дороге должно быть однозначным, то есть всем необходимо понимать не только намерения действий, но и обязательность выполнения маневра.

Заметим, водителей, совершающих маневр неуверенно и непонятно, мало кто ждет и тем более пропускает.

Заботимся о здоровье

В пробках из-за непрерывной работы большого количества машин на сравнительно небольшом участке дороги содержание СО2в воздухе значительно увеличивается. Это приводит к тому, что реакция водителя замедляется. Поэтому если ваша машина оснащена кондиционером, запустите его. Или включите вентиляцию без печки.

Остаемся внимательными

Концентрация внимания, как и рациональное его распределение, является важным аспектом правильного управления автомобилем.

Это только на первый взгляд кажется, что, стоя в пробке, у водителя появляется масса свободного времени для посторонних дел. Но даже если вы долго стояли на одном месте и занялись чем-то, то, как только колонна машин начнет понемногу двигаться, максимум внимания должен вернуться к действиям на дороге.

Этика

Спокойствие, только спокойствие!

И это главная задача водителя.

Как правило, автолюбитель, попавший в серьезный затор, не сразу понимает, что ему придется провести в потоке стоящих машин не всегда короткий промежуток времени. Осознание этого приходит после традиционных «Почему стоим?» или «Когда поедем?». Водитель понимает, что опоздает, не успеет или не сможет. Но ведь жизнь на этом не заканчивается.

Поэтому именно сейчас, на фоне эмоционального подъема, надо постараться не добавить себе еще больше негативных впечатлений. Если есть вопросы, требующие безотлагательных решений, то надо постараться решить их дистанционно.

Например, если сегодня вы должны были забрать ребенка из садика, то можно попросить об этом близких вам людей. Если договорились о встрече – перенесите.

Поверьте, даже сложные вопросы могут быть решены или отложены на время. Но в заторе вашим приоритетом становится дорога, которая сейчас потребует предельного внимания. Ведь поток стоящих машин, периодически движущийся на минимальной скорости, не простит ошибок. Каждая из них чревата новой заторовой ситуацией и соответственно еще большей задержкой в пути. Поэтому все эмоции должны быть сдержаны.

На сегодняшний день нет точной цифры, определяющей промежуток времени, через который нервная система водителя потребует «разрядки». Почему? Просто избежать эмоционального перенапряжения все же можно.

Постарайтесь периодически, но ненадолго, отвлекаться от однообразной картины за окном. Если вы в салоне не один, то беседа с пассажиром на разные темы пришлась бы очень кстати. Если в салоне дети – их надо занять, например, поиграв в «Города». Так уставшие малыши не будут капризничать, а вы сохраните спокойствие.

Если же вы видите, что кто-то из соседей по потоку начинает нервничать, то постарайтесь не выказывать на это внимания. Это поможет успокоиться водителю, чье терпение иссякло, не «заведет» лично вас и не послужит началом цепной реакции взаимной агрессии. Последнее может накалить и без того сложную обстановку.

Но бывает и так, что нервы действительно «сдали». В этом случае пауза уже не просто важна, а необходима. Выход из ситуации только один – включить аварийную сигнализацию и прекратить даже минимальное движение.

Закройте глаза, опустите голову и постарайтесь расслабиться. Если на ум не приходит ничего, что помогло бы вернуть душевное равновесие, посчитайте до десяти или ста. Выключайте аварийную сигнализацию только после того, как сможете спокойно продолжить дальнейшее движение.

Да! Пока будете восстанавливаться, не забудьте прикрыть уши. Ведь далеко не все водители умеют сохранять спокойствие без вреда окружающим. Кому-то необходимо и покричать. Только вас это не должно касаться. Вы же культурный человек!

Избегайте конфликтов

Дорога – это, пожалуй, единственное место, где встречаются очень разные люди. Соседями по потоку могут оказаться дедушка-пенсионер или один из богатейших людей планеты, домохозяйка или группа агрессивно настроенных людей. Поэтому никогда не следует давать волю желанию кого-то проучить. Во-первых, неразумно ожидать, что вас поймут однозначно. Во-вторых, можно банально нарваться на крутой конфликт.

Надо постараться сразу забыть о неприятном моменте. И если автомобиль с товарищами по разногласию остается рядом с вами, отнестись к нему спокойно.

Благодарность и великодушие

Вам предоставили возможность проехать первым? Вежливые люди говорят «спасибо». Это замечательное слово на дороге обозначают всем хорошо знакомым коротким морганием аварийной сигнализации или поднятием руки.

А вот о том, что вас тоже все и всегда должны благодарить, не стоит и задумываться. Вполне может быть, что водитель отвлекся или не успел.

Пробка в пробке

Покинув нудную пробку, не спешите как можно сильнее вдавить педаль газа. Бдительность и сосредоточенность уже требуют отдыха, а контроль своих же действий уменьшается. Все это может привести к печальным последствиям.

Возвращайтесь к обычному ритму движения постепенно. И никогда не забывайте: решения спорных вопросов изложены в Правилах дорожного движения!

Елена ПЕТРОВА, «ТБ»

Добавить комментарий