Права не первой свежести

Как корреспондент «ТБ» стал бесправником и что из этого вышло

Просроченными могут быть не только продукты. Граждане Беларуси в последнее время сталкиваются с огромными проблемами, когда узнают, что неожиданно для них самих истек срок действия паспорта или водительского удостоверения. Документы, в отличие от продуктов, неприятных запахов не источают, лежат себе спокойно в портмоне и создают ощущение благополучия.

Может, госорганам нашей страны, по примеру дружественного Казахстана, тоже стоит заблаговременно информировать граждан об истечении сроков действия важных документов путем отправки SMS-сообщений? Уверен, такая услуга будет высоко оценена населением. К тому же это станет видимым и значимым шагом к созданию IT-страны.

Признайтесь себе честно, как часто вы держите в своих руках паспорт или права и внимательно вчитываетесь в даты выдачи документов? Как правило, водительское удостоверение мы достаем только по требованию сотрудника ГАИ, а после снова кладем его на место. При этом каждый из нас знает, что срок действия этих документов ограничен 10 годами со дня их выдачи. Далее они, образно говоря, превращаются в тыкву.

Фото носит иллюстративный характер
За первые четыре дня наступившего года на дорогах страны уже выявлено около 400 бесправников. Пока все обошлось без приключений, подобно произошедшему в октябре 2022 года, когда преследуемый сотрудниками ГАИ пьяный водитель каршеринга без прав вылетел за пределы проезжей части на площади Победы в Минске

Хорошо, что не «Бентли»

Поводом к написанию этой публикации послужила история, приключившаяся с автором этих строк в начале декабря прошлого года. Разворачиваясь через трамвайные пути по проспекту генерала Людникова в Витебске, я не заметил двигавшийся в крайнем левом ряду автомобиль. Почему не заметил, объяснить и сам не могу. Возможно, частично перекрывал видимость снег, лежавший вдоль трамвайного пути. Хотя искать отмазки здесь не имеет смысла. По моей вине произошло столкновение с другим автомобилем. Не сильное, но неприятное.

В моем «Пассате» разбился поворотник и чуть погнулось правое крыло. В автомобиле «Фольксваген-Поло», который для меня оказался невидимкой, вогнулась водительская дверь. В таких случаях обычно водители расходятся с помощью составления так называемого европротокола. И у меня, и у водителя «Поло» имелись на руках действующие договоры страхования гражданской ответственности, заключенные в «Белгосстрахе». Но мой коллега по несчастью даже слушать о такой возможности не стал – сразу вызвал ГАИ. Я не возражал.

Ждать инспекторов пришлось долго. Насколько я знаю, они на такие происшествия выезжать не любят. Если, кроме железа, ничего не пострадало, разбирайтесь, мол, сами. Тем более что в тот день в Витебске почему-то наблюдался всплеск ДТП. И в нескольких авариях последствия были куда более серьезные.

Спустя час ожидания водитель «Фольксвагена» уже думал вообще всех послать к чертям и предложил дать ему тысячу рублей для возмещения ущерба. Тут уже я заметил, что раз ГАИ вызвал, то надо ждать.

Сейчас хочу укусить себя за локоть, но не получается. Когда сотрудники ГАИ зафиксировали ДТП и пригласили в машину для выяснения причин, то я с удивлением узнал, что являюсь бесправником. Срок действия водительского удостоверения истек еще в начале октября.

Естественно, далее продолжать путь на своем автомобиле я уже не мог. Пришлось звать на помощь друзей.

Последний раз я рассматривал свое водительское удостоверение осенью 2022 года, когда его заменой по похожим мотивам озаботился сосед. В голове зафиксировалось: «Еще год можно ездить». Он пролетел быстро. Само слово «год» в сознании трансформировалось «до конца 2023-го». А посмотреть? Время проходит в постоянных делах и заботах. Даже мысли не возникало потратить хотя бы минуту на изучение собственных прав.

Ввиду чистосердечного раскаяния мне дали штраф в 5 базовых величин за управление транспортом без водительского удостоверения и 9 базовых величин – за то, что являлся виновником ДТП. А апофеозом всего стала претензия «Белгосстраха» о взыскании с меня ущерба, возмещенного по страховому случаю, – чуть более тысячи рублей. Как выяснилось, если водитель не имеет права управления транспортом, то в случае ДТП с него взыскивается не только сумма, равная выплатам пострадавшему, но и расходы, понесенные страховщиком по определению размера вреда, плюс почтовые расходы. Оставалось только благодарить судьбу, что на месте «Поло» не оказался «Бентли».

Думаете, это только я такой невнимательный?

Поехал бы я на машине в тот день, если бы знал, что у водительских прав истек срок действия? Стопроцентно, нет!

Изучая эту тему, я поговорил с одним из известных в Беларуси юристом по автомобильной тематике. Он по роду своей деятельности и внутренней организации куда более ответственный человек. А вот, признался, тоже грех был. Поехал прошлым летом на дачу на своем автомобиле и уже там увидел, что в этот день закончился срок действия водительского удостоверения. Назад во избежание проблем добирался электричкой.

В судебной практике прошлого года есть информация об обжаловании претензии страховой организации по возмещению ущерба за повреждение автомобиля в результате ДТП лицом без права управления транспортным средством на личной машине.

Конфуз заключался в том, что тот гражданин трудился водителем маршрутки и в то время, когда у него закончился срок действия прав, пять раз останавливался сотрудниками Госавтоинспекции и даже штрафовался за различные нарушения ПДД. Как вы поняли, на срок действия водительского удостоверения конкретные сотрудники ГАИ не обратили внимания. В суде сие обстоятельство было признано не имеющим отношения к делу. Водитель обязан сам следить за своими документами, а сотрудники ГАИ тоже могут оказаться невнимательными.

В Витебской области в 2023 году были задержаны 13 водителей – перевозчиков пассажиров без права управления транспортными средствами. Нормальный человек в таком случае возьмется за голову: кто нас возит? Успокойтесь. Это водители с большим стажем работы. Просто просрочили время замены документов. И вряд ли кто-то из них сел бы за руль маршрутки, зная о просроченном водительском удостоверении.

В куда более выигрышном положении находятся водители крупных автопредприятий, где созданы отделы безопасности движения. Там вся информация о сроках действия документов водителя заносится в компьютерную программу, которая подсказывает специалистам, когда и на что обращать внимание. Например, к такому-то числу водитель Петров обязан заменить права, а водитель Сидоров обновить медицинскую справку, а через месяц их машины надо подготовить к проведению гостехосмотра. В маленьких организациях такого нет.

Да, большинство водителей пытаются добросовестно контролировать эти процессы самостоятельно. Например, устанавливают напоминалки в смартфоне. Но 10 лет – это большой срок. Например, я уже обновил свое водительское удостоверение, но ставить напоминалку в смартфоне не буду. Во-первых, уверен, он еще 10 лет не прослужит. Во-вторых, у меня нет уверенности и в отношении себя…

ГАИ в еженедельных сводках продолжает информировать об огромном количестве выявленных бесправников: только за первые четыре дня наступившего года – около 400. За рождественские выходные на территории Беларуси установлено 180 аналогичных фактов. Это – большие цифры. Особенно если учесть, что граждане нашей страны в целом законопослушны и количество преступлений из года в год только сокращается. Вспоминается даже мем: пешеход, ждущий зеленого света светофора на пустынной дороге, обязательно окажется белорусом.

В таком случае возникает резонный вопрос: почему люди садятся за руль, зная не только о серьезной ответственности, но и о том, что Госавтоинспекция в праздничные дни работает в усиленном режиме? И ответ на него очевиден. Большинство из них, как и я, не знали, что что-то нарушают, пока не были остановлены.

Как помочь забывчивым

Недавно в интервью БЕЛТА первый замначальника главного управления ГАИ МВД – начальник управления надзорной и регистрационно-экзаменационной деятельности Александр Войтешко заявил, что сейчас Госавтоинспекция не разделяет тех, кто вообще никогда не получал водительское удостоверение, тех, кто его лишен, и тех, кто ездит с просроченными правами. Просто потому как просроченные права приравниваются в соответствии с законом к отсутствию права на управление транспортным средством.

Кстати, на аномальное количество бесправников я обратил внимание еще год назад. Тогда заместитель командира спецвзвода межрайонного отдела УГАИ УВД Витебского облисполкома майор милиции Павел Лазовик подтвердил, что основная масса – это водители с просроченными правами.

– Как-то я остановил женщину, показавшую мне водительское удостоверение, срок действия которого истек 10 лет назад, – вспоминал Павел Лазовик.– Она утверждала, что не знала, что у каждого водительского удостоверения есть срок замены. Пользовалась автомобилем нечасто – раз в месяц и 10 лет не попадалась в поле зрения сотрудников ГАИ. Казалось бы, что проще: оканчивается срок действия водительского удостоверения, пройди медкомиссию и замени его. Но на практике люди часто не обращают внимания на эти детали и «попадают» на большие деньги.

Уже после того, как я оплатил штрафы и получил свежую медицинскую справку, в целях экономии времени поехал за обновленным водительским удостоверением в Госавтоинспекцию на такси. Попутно рассказал таксисту о цели визита. Он посочувствовал и поведал, что недавно с просроченными правами остановили его жену, которой автомобиль ежедневно нужен по работе. Но проблема решится не скоро. Для прохождения медкомиссии нужен гражданский паспорт, а он у нее тоже оказался просроченным. Даже по ускоренной процедуре на его изготовление требуется две недели. Кроме того, есть очередь на прохождение самой медкомиссии в поликлинике – тоже две недели.

В целом ситуация с общегражданскими паспортами в Беларуси не выглядит столь критичной, как с водительскими удостоверениями. За несвоевременное обновление основного документа жестко не штрафуют. Но фактов, когда у людей срывались поездки в другие страны или города нашей страны, приобретение имущества, получение корреспонденции и возникали другие проблемы из-за просроченных паспортов, тоже достаточно. Иногда анекдотических. Коллега рассказывал историю, как из-за просроченного документа не мог поселиться в гостинице и вынужден был проводить ночь, гуляя по пустынному райцентру. Благо это было летом.

По сути, в стране уже есть базы данных водителей. СМС-сообщения нам присылают и страховые компании о подходе к концу договора о гражданской ответственности владельцев транспортных средств, и «Белтехосмотр». Думается, больших денег не надо, чтобы замкнуть их в единое целое. И тогда, может быть, мой печальный опыт поможет множеству людей избежать лишних трат денег и других неприятностей из-за собственной невнимательности к документам.

Более того, СМС от ГАИ с сообщением об окончании срока действия водительского удостоверения можно будет считать официальным предупреждением. Кстати, таковыми уже стали СМС о наложении административных взысканий. К тому же данная постановка вопроса поможет Госавтоинспекции планировать деятельность так, чтобы не создавать очередей и работы в условиях аврала.

Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТБ»

Добавить комментарий