Вопреки утверждению классика, кое-что вечное в этом мире все же есть. В данном случае – посевная. И хотя весна еще никак толком не определится с погодой, техника уже спешит на поля. При этом, как утверждают сотрудники ГАИ, на линию должностными лицами сознательно выпускаются транспортные средства, не прошедшие в установленные сроки государственный технический осмотр и имеющие технические неисправности, угрожающие безопасности дорожного движения.
Потому приходится в который раз говорить об одном и том же. О наших тружениках села. Вернее, о руководителях этих самых тружеников. Ведь именно они всегда были и остаются постоянной и не утихающей головной болью сотрудников как Транспортной и Государственной автомобильной инспекций, так и УП «Белтехосмотр». Причем данная ситуация отнюдь не является типичной только для Гомельщины. Это беда повсеместная. И, увы, пока непобедимая. Даже после неоднократного увеличения размера базовой величины, а значит, и размера штрафов как таковых за данное нарушение дело не шибко и сдвинулось с мертвой точки. Ну если только совсем чуть-чуть…
Причем больше всего умиляют аргументы. Избитое «отсутствие средств» можно еще как-то если не принять, то хотя бы понять. Но ведь встречаются объяснения совершенно гениальные! Впрочем, судите сами. В один из рейдов по требованию сотрудника Транспортной инспекции перед нами останавливается совсем еще новенький МАЗ, принадлежащий ЧСУП «Андреевка» Буда-Кошелевского района. Данный автомобиль был приобретен предприятием только в 2009 году. И вот с тех самых пор гостехосмотра он не проходил. Хотите верьте, хотите нет…
Водитель, собственно говоря, особо удивлен не был. При этом сказал, что неоднократно напоминал механику, что машину необходимо отправить на станцию диагностики. Но вот его объяснение, почему это все-таки не было сделано, вызвало смех сквозь слезы. Оказывается, зимой грузовик… негде было помыть. Разве не гениально? А ведь все это – крупные предприятия, где создана, по крайней мере на бумаге, четкая система технического контроля состояния подведомственного автотранспорта. Но вот, видимо, либо не совсем четкая, либо на самом деле только на бумаге.
Встречается на дороге и откровенный, простите, автохлам. Однажды нам попался автомобиль, принадлежащий одному из крупнейших сельхозпредприятий Гомельской области. Какому, извините, сказать не могу – обещала водителю. После его почти слезной просьбы: «Поймите, в итоге все шишки все равно мне достанутся! Ведь начальникам ваш техосмотр до лампочки. А попался же я…»
Вот так! Потому еще до начала полевых работ сотрудниками Госавтоинспекции Гомельщины были проведены дополнительные мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения на предприятиях агропромышленного комплекса.
В феврале – марте подразделениями Госавтоинспекции были посещены все без исключения предприятия АПК, расположенные на территории области. А их ни много ни мало 205! Особое внимание сотрудники милиции обращали, естественно, на порядок проведения предрейсового контроля физического состояния водителей и механизаторов, предрейсового технического осмотра транспортных средств перед выездом на линию, своевременности прохождения государственного технического осмотра.
Итоги, мягко говоря, озадачивают. Так, по результатам 205 проверок технического состояния транспортных средств перед выходом на линию и по возвращении в гараж за выпуск неисправных транспортных средств к административной ответственности привлечено 106 должностных лиц. Причем некоторые из них были подвергнуты наказанию неоднократно. Например, с начала года должностные лица одного из сельскохозяйственных предприятий Ельского района привлекались к ответственности 6 раз!
Более того, со стороны должностных лиц все еще имеют место факты допуска к управлению транспортными средствами и энергонасыщенной, дорогостоящей тракторной техникой водителей и механизаторов, не имеющих прав либо находящихся в состоянии алкогольного опьянения. За допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии алкогольного опьянения, или лица, не имеющего права управления транспортным средством, либо лица, не прошедшего медицинского освидетельствования, привлечено 41 должностное лицо. И тут есть свои «рекордсмены»: с начала года по этому поводу должностные лица сельхозпредприятия Лоевского района к ответственности привлекались 4 раза… А это уже, согласитесь, ни в какие, даже самые широкие сельхозворота, простите, не лезет!
Так, в январе на одном из предприятий агропромышленного комплекса Брагинского района механизатор, лишенный еще в конце 2013 (!) года права управления транспортными средствами, главным инженером хозяйства был допущен к управлению трактором МТЗ. В отношении должностного лица был составлен административный акт по части 2 статьи 18.25 КоАП Республики Беларусь. Сам тракторист привлечен по части 2 статьи 18.19 КоАП. Более того, с момента лишения права управления это уже пятое его привлечение к административной ответственности за управление транспортным средством, не имея на то этого самого права.
Хотя… Порой и должностные лица, в чьи обязанности входит осуществление контроля за порядком эксплуатации служебного транспорта, грубо нарушают Правила дорожного движения.
В этом году сотрудниками ГАИ был задержан директор сельхозпредприятия Лельчицкого района, который управлял служебным автомобилем «Шевроле-Нива» без прав. За такое же нарушение ПДД был привлечен к ответственности и заместитель директора одного из предприятий АПК Добрушского района, который также находился за рулем служебного автомобиля. Что уж тут говорить о подчиненных…
Вообще, в 2016 году подразделениями Госавтоинспекции области было проведено изучение выполнения обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения в 47 предприятиях АПК. Как рассказала начальник отделения по агитации и пропаганде УГАИ УВД Гомельского облисполкома Ольга Резвякова, по результатам проведенных обследований руководителям предприятий выдано 47 предписаний на устранение выявленных недостатков. Более того, за их неисполнение к административной ответственности по статье 23.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях привлечено 14 руководителей агропромышленных предприятий.
Поэтому основной задачей Госавтоинспекции на время весенне-полевых работ является обеспечение безопасности дорожного движения в местах их проведения. Для этих целей ежедневно сотрудниками ГАИ контролируется работа транспорта и самоходных машин сельскохозяйственных предприятий. При проверках особое внимание уделяется физическому состоянию водителей и механизаторов как при выезде на линию, так и в местах проведения полевых работ, наличию у них соответствующих водительских удостоверений, техническому состоянию транспортных средств, прежде всего исправности рулевого управления и тормозной системы.
Не менее важна и исправность внешних световых приборов, особенно на самоходных машинах и тракторах. Ведь полевые работы, как правило, проводятся в течение всего светового дня, и уже в темное время суток тракторная техника возвращается в гараж. Неисправность осветительных приборов при этом может стать причиной серьезных дорожно-транспортных происшествий. Немаловажно также обозначать светоотражающими элементами навесное сельскохозяйственное оборудование, которое по своим размерам существенно выступает за габариты тракторов, отмечают в ГАИ.
Надежда Тарасова-Гуль, «ДТП»