В этом году на территории Витебской области произошло несколько резонансных дорожно-транспортных происшествий с участием автобусов и микроавтобусов, которые перевозили людей. После каждой такой аварии филиал Транспортной инспекции по Витебской области проводит внеплановую проверку перевозчика, маршрутное транспортное средство которого попало в ДТП. Причем независимо от того, установлена вина водителя пассажирского автобуса или нет.
О том, какие выводы делаются после таких проверок, мы попросили рассказать заместителя начальника филиала Транспортной инспекции по Витебской области Виктора ГОНЧАРОВА.
Опыта не хватило
В начале этого года многих шокировало дорожно-транспортное происшествие, случившееся в Ушачском районе. При встречном разъезде отвалом бульдозера, который находился на трале МАЗа, словно лезвием ножа, срезало левую сторону салона маршрутки. Микроавтобус «Мерседес», работающий под брендом «Полоцкий экспресс», вез из Полоцка в Минск 15 пассажиров: один погиб, еще девять были госпитализированы в Ушачскую центральную районную больницу.
– Госавтоинспекция не усмотрела вины водителя маршрутки в данном ДТП, – говорит Виктор Васильевич. – Со своей стороны мы выяснили, что машина принадлежит местному индивидуальному предпринимателю и находилась в исправном состоянии. Накануне выезда в рейс микроавтобус прошел технический осмотр, водитель – медицинское освидетельствование. Однако при дальнейшем разбирательстве обнаружилось, что данный водитель не имел двух лет стажа на пассажирском транспорте в городе, а потому не мог привлекаться к работе на междугородних маршрутах. Возможно, будь на его месте более опытный водитель, удалось бы избежать аварии. В жизни часто мелкие нарушения приводят к тяжелым последствиям.
Водителя не было в списках утвержденных
Еще одно резонансное ДТП с участием пассажирского транспорта произошло в апреле. На 216-м километре автодороги М3 Минск – Витебск на пересечении с дорогой Р113 Сенно – Бешенковичи – Ушачи произошла авария с участием школьного автобуса, в котором находилось 15 детей, ехавших в Ржавскую школу и ясли-сад № 5 в Бешенковичах, и микроавтобуса с призывниками, направлявшимися на медицинское обследование в областной центр.
Было установлено, что водитель школьного автобуса, двигаясь по второстепенной дороге, не пропустил микроавтобус, который ехал по главной. В результате маршрутка перевернулась. Для оценки физического состояния 9 пассажиров «ГАЗели» доставили в Бешенковичскую ЦРБ, четверым из них потребовалась помощь врачей. Детей другим автобусом отвезли в школу и сад. К счастью, они не пострадали.
– Мы проверили Бешенковичский районный отдел образования, спорта и туризма, которому принадлежал автобус, и выявили множество нарушений, – говорит Виктор Гончаров. – Начнем с того, что если бы все аспекты транспортного законодательства соблюдались, то этой аварии могло бы не быть. Как известно, Бешенковичский районный отдел образования перед началом учебного года подавал списки водителей школьных автобусов на утверждение в ГАИ. Этого в списках не было. И понятно почему: он имел серьезные нарушения ПДД, в том числе игнорирование требований дорожного знака «Проезд без остановки запрещен» при выезде со второстепенной дороги на главную. Его кандидатуру Госавтоинспекция не утвердила бы для перевозки детей. Но водителя допускают к работе, и он повторяет свое нарушение ПДД, что приводит к печальным последствиям. При проверке Бешенковичского районного отдела образования, спорта и туризма у наших специалистов сложилось мнение, что там вообще никакой работы, направленной на обеспечение безопасности дорожного движения, не велось. Да, есть работник, отвечающий за безопасность движения, но уровень его квалификации таков, что впору плакать… Он не сумел дать четкого ответа ни на один из поставленных вопросов. Единственное, что сделал: пятерых водителей направил на повышение квалификации в Витебский учебный комбинат.
Более того, в Бешенковичском районом отделе образования, спорта и туризма нами дополнительно установлен факт перевозки людей на транспортном средстве без прохождения гостехосмотра – 22 июня эта организация зафрахтовала автобус, чтобы свозить ветеранов к местам боевой славы для возложения венков погибшим. Материалы проверки направлены в Экономический суд по Витебской области и Минтранс для принятия мер – лишения лицензии.
Здоровье подвело
Еще одно дорожно-транспортное происшествие с участием общественного транспорта произошло между Полоцком и Новополоцком. В кювете оказался автобус маршрута № 10. В салоне находилось 25 человек. Причиной ЧП стало плохое самочувствие 59-летнего водителя.
ДТП произошло около трех часов дня. Водитель потерял сознание, автобус пересек встречную полосу и съехал с дороги. К счастью, он двигался с невысокой скоростью, примерно 35–40 км/ч. Правда, без пострадавших не обошлось: 26-летняя девушка получила перелом предплечья, 45-летний мужчина – ушиб колена. Водитель автобуса тоже был госпитализирован.
– Мы проводили детальную проверку этого случая, – говорит Виктор Гончаров. – Уже документально подтверждено, что водитель прошел медицинское освидетельствование и выехал в рейс на технически исправном автобусе. Не исключено, что ему стало плохо уже в ходе рабочего дня. Но в таком случае он обязан был остановить автобус и связаться с диспетчерской. При нахождении за рулем живого человека исключать ДТП нельзя.
Работа водителем до 63 лет – это не для всех. Особенно на автобусе. Но опять-таки все индивидуально. Допускаю, что водитель сможет пройти медкомиссию раз в год и в 60, и в 70 лет. Но нет никакой гарантии, что его здоровье через месяц после этого не ухудшится. Многие водители автобусов, понимая, что это нелегкий труд, сами переходят в 50 лет и старше на более простую работу – им дают легковой автомобиль или грузовичок, график работы которого не связан с командировками. Но, еще раз подчеркну, здесь все индивидуально. Знаю, что в Орше работает дальнобойщиком мужчина, которому уже 77 лет. Он спокойно ездит в Германию, Казахстан, другие страны.
У частников не хватает времени
В мае на пересечении Московского проспекта и улицы Терешковой в Витебске маршрутка с пассажирами столкнулась с другим микроавтобусом. После удара ее вынесло на встречную полосу, где она дополнительно врезалась в стоявший грузовик. Микроавтобусом Mercedes управлял мужчина 1948 года рождения, маршруткой – 1979 года рождения. К счастью, пассажиры маршрутного такси, а это девять человек, не пострадали.
В апреле на пересечении улиц Воинов-интернационалистов и Чкалова в областном центре маршрутку на бок уложил милицейский уазик. Нескольким пассажирам понадобилась помощь медиков.
Фиксировались съезды за пределы дороги маршрутных транспортных средств на трассе М3 Минск – Витебск.
– Еще раз подчеркну: со стопроцентной гарантией исключить ДТП невозможно. Но всегда есть шанс минимизировать ущерб. Когда проверяешь крупные автобусные парки, то там невооруженным взглядом видна работа. Она проводится квалифицированными специалистами. У частника всегда не хватает на это сил и времени. Проводя встречи с частными перевозчиками, мы не устаем повторять, что определенные виды нарушений могут привести к лишению лицензии, а значит, и потере работы. Это не запугивание, а информирование.
Как показывают результаты проверок, мероприятия, направленные на соблюдение безопасности дорожного движения, частники не проводят. Обучения водителей нет. Инспектор приходит и спрашивает: покажите помещение, где проводятся занятия. Нет его. Покажите компьютерную базу, из которой видно, как водители сдают зачеты. Нет такой базы. Сезонный инструктаж – стоит закорючка в журнале. Спрашиваем: на что обращаете внимание? В ответ какие-то невнятные попытки выразить общую мысль. Массовые нарушения режима труда и отдыха – бич частных перевозчиков. Да, в большинстве этих аварий водители маршрутных такси не виноваты. Однако, когда разбираешь вопросы соблюдения транспортного законодательства этими перевозчиками, всплывают нарушения, которые свидетельствуют о недостатках в работе и косвенно могли стать причиной несчастного случая, – резюмирует Виктор Гончаров.
Как показывают результаты ежедневных рейдов специалистов филиала Транспортной инспекции по Витебской области, в работе пассажирского транспорта нарушений выявляется все меньше, исключаются грубые. Это в том числе и результат регулярной работы Транспортной инспекции. Частник понимает: выехал в рейс без отметки медика – лишение лицензии, а у людей по 10–15 микроавтобусов. Что с ними потом делать? Так воспитывается личная ответственность собственника.
Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТБ»