Сохранение истории и традиций трудового коллектива – важная задача любого предприятия, в том числе транспортной сферы. Особенно хорошо, когда есть место, где можно проследить путь развития организации с помощью интересных экспонатов. Несколько лет назад был создан музей Минского метрополитена. Его экспозиция помогает сохранить память о знаковых событиях и известных людях в биографии подземки.
Собственные музеи сегодня имеют метрополитены Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Харькова, Нижнего Новгорода и других крупных городов бывшего Советского Союза. Созданию музея минского метро предшествовала большая подготовительная работа по накоплению и сохранению многочисленных документов, фотоматериалов, интересных вещей.
22 ноября 2006 года начальник метрополитена подписал указание № 239. Им руководителям служб и отделов было поручено обеспечить сбор и хранение в подведомственных подразделениях документальных печатных материалов и фотоснимков, образцов оборудования, отображающих историю развития метрополитена и этапы совершенствования технических средств.
По определенным причинам создание музея заняло достаточно длительный период. 22 ноября 2013 года Минский горисполком решением № 2867 разрешил метрополитену за счет собственных средств провести проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы по объекту «Музей Минского метрополитена». ОАО «Минскметропроект» под руководством директора В.В. Чеканова разработало проектную документацию на строительство по полученному техническому заданию. Затем были произведены работы по созданию музея на станции «Могилевская», поскольку здесь имелось достаточно свободного пространства.
Ответственным лицом за технический надзор при производстве работ по строительству (и в дальнейшем по созданию музея) был назначен ведущий инженер службы движения Григорий Якимков. Он работает в Минском метрополитене с самого основания и занимал ранее должности начальника станции, заместителя начальника, а затем и начальника службы движения. Григорий Федорович и техник службы движения Елена Карасик сегодня обеспечивают экскурсионное сопровождение организованных групп.
У Якимкова – огромный опыт работы в подземке, большой багаж знаний. Им и его коллегами собраны уникальные материалы, фотоснимки и эксклюзивные экспонаты. Во многом благодаря именно «собирательным» качествам, энтузиазму и настойчивости ветерана музей состоялся и имеет современный облик. Многие работники метрополитена передали в дар музею хранившиеся у них различные экспонаты. Наибольшее их количество поступило от А. Ерыгина, В. Ковальского,
Н. Андреева, Р. Юрени, А. Серегина, В. Чеканова, С. Набешко, Г. Тарасик и, безусловно, от самого Григория Федоровича.
Музей торжественно был открыт 11 сентября 2015 года. К слову, этому событию посвящен сувенирный жетон, выпущенный ограниченным тиражом. Наиболее популярны среди посетителей такие экспонаты, как кабина машиниста, фрагмент пути с дефектоскопной тележкой, пульт местной релейной централизации станции «Московская», печатные машинки, коллекция жетонов, символические ключи от станций и многое другое. Площадь двух залов, стилизованных под вагоны метро, составила более 150 квадратных метров.
Среди экспонатов, собиравшихся больше года, – элементы форменной одежды работников метро, аппараты связи, счетная техника, первые металлические жетоны, проездные билеты, сувениры, подаренные почетными гостями, книги отзывов и предложений. Кроме того, посетители музея могут посмотреть видеофильмы об истории и развитии Минского метрополитена. Один из них – интересный 50-минутный документальный фильм «Все тайны Минского метро», снятый в 2018 году творческой группой телеканала «Столичное телевидение». На сегодняшний день он является рекордсменом по просмотрам на канале YouTube СТВ.
Особое место занимают многочисленные фотоснимки, запечатлевшие наиболее важные события из истории столичной подземки. Среди них – пропуск первого пробного поезда в марте 1984 года и, конечно же, торжественная церемония пуска Минского метрополитена 29 июня 1984 года (с этой даты и ведет отсчет своей «трудовой биографии» столичная подземка). Представлены здесь также фотографии всех руководителей метрополитена.
Музей интересен не только для его работников и минчан, но и для гостей нашего города. Об этом свидетельствуют посещения его представителями других городов и государств как ближнего, так и дальнего зарубежья. Ежегодно музей метрополитена принимает свыше 5 тысяч человек.
Примечательно, что работает он без коммерческой составляющей, можно сказать, на общественных началах. Григорий Якимков и Елена Карасик трудятся в службе движения на конкретных должностях, а в музее у них работа внештатная. Нагрузка, конечно, большая, но экскурсии наши гиды проводят с душой, учитывая интересы и возраст посетителей. Частыми гостями являются школьники и студенты.
Музей, в котором бережно хранят память об истории предприятия, работает и на перспективу, создавая положительный имидж метрополитена. Здесь прослеживаются этапы развития и преобразования подземки, в том числе технической модернизации объектов предприятия.
Время от времени в музей приходят люди, которые стояли у истоков создания, строительства и развития метро. Так, несколько месяцев назад здесь побывали Владимир Васильевич Ермошин, генерал-лейтенант в отставке Владимир Александрович Мацкевич, Григорий Васильевич Тышкевич, Геннадий Петрович Сенькевич, Алексей Гаврилович Серегин и Валерий Владимирович Чеканов. Жизнь этих замечательных людей – масштабных руководителей многие годы шла по «одним рельсам» и в одном направлении с метрополитеном.
В завершение экскурсии Валерий Чеканов, который многие годы возглавлял ОАО «Минскметропроект» и поныне трудится там, с удовольствием сделал запись в Книге почетных гостей музея Минского метрополитена. Под написанными им строками подписались все высокие гости: «Замечательный музей! Берет за душу! Особенно тех, кто имел непосредственное отношение и принимал личное участие в создании Минского метрополитена». Эта оценка дорогого стоит и еще раз подтверждает, что музей выполняет благородную миссию по сохранению истории и добрых традиций метрополитена.
Андрей ДРОБ, пресс-секретарь Минского метрополитена