В сентябре компания Mitsubishi объявила в России отзыв на сервисное обслуживание более 100 тысяч автомобилей. Акция коснулась седана Galant, внедорожника Pajero и электрокара i-MiEV, проданных до февраля 2016 года. Официальная причина – возможное некорректное срабатывание подушки безопасности водителя. И это – только вершина «подушечного» айсберга, на который «наскочили» автовладельцы по всему миру.
Так, с 2013 года для бесплатного сервисного обслуживания было отозвано более 100 миллионов автомобилей разных марок. Все они укомплектованы подушками безопасности японской фирмы Takata. Выяснилось, что в условиях высокой влажности газогенератор в них может взорваться, наполнив салон металлическими осколками.
В мире известно более 16 случаев, когда срабатывание подушек Takata привело к гибели людей (11 из них произошло в США, 10 из которых – в автомобилях Honda). Число травм в одних только Штатах составило более 180. В большинстве случаев автомобили сталкивались на небольшой скорости, и люди могли бы выжить, если бы не «шрапнель» от подушек.
В 2014 году, на который пришелся пик кризиса, компания Takata занимала второе место в мире по производству подушек безопасности, обеспечивая 20% рынка.
В декабре 2016-го был опубликован список марок, в определенные годы укомплектованных дефектными подушками Takata. Это и массовые легковушки, и суперкары, а также дорогие спортивные модели. В их числе – Acura, Audi, BMW, Cadillac, Chevrolet, Chrysler, Daimler Trucks North America, Daimler Vans USA LLC, Dodge/Ram, Ferrari, Fisker, Ford, GMC, Honda, Infiniti, Jaguar, Jeep, Land Rover, Lexus, Lincoln, Mazda, McLaren, Mercedes-Benz, Mercury, Mitsubishi, Nissan, Pontiac, Saab, Saturn, Scion, Subaru, Tesla, Toyota и Volkswagen.
Попытаемся восстановить хронологию событий.
В апреле и мае 2013 года в связи с дефектом подушек безопасности производства фирмы Takata было отозвано в общей сложности 3,6 миллиона автомобилей. Все они были произведены или содержали блоки наполнения, выпущенные на заводе компании в Монклове (Мексика).
Апрель–июнь-2014. Корпорация Takata признала, что на их мексиканской дочерней компании была нарушена технология производства отдельных частей подушек безопасности. Также было отмечено ненадлежащее хранение применяемых в них химических веществ.
«Мы серьезно относимся к этой ситуации, будем укреплять контроль качества и предпринимать согласованные усилия, чтобы пред-
отвратить повторение ситуации», – заявили в компании.
Однако инцидент далеко не был исчерпан. Во Флориде и Пуэрто-Рико (США) произошло 6 случаев разрыва подушек безопасности Takata. В связи с этим Национальное управление по дорожной безопасности (NHTSA) провело расследование, результатом которого стало заключение, что особому риску подвергаются владельцы машин, эксплуатируемых в жарком и влажном климате.
По причине возможных неисправностей в подушках безопасности компании Toyota, Honda, Mazda, Lexus и Nissan отозвали около 3,5 миллиона автомобилей, которые были выпущены с 2000 по 2004 год. Хоть и в гораздо меньшем количестве, но отзыв на сервисное обслуживание также коснулся BMW, Chrysler, Toyota и Ford.
Июль-2014. Беременная малайзийская женщина погибла из-за металлического фрагмента поврежденной подушки безопасности в машине Honda 2003 года выпуска. Столкновение произошло на скорости 30 км/ч. Ее дочь, доставленная в больницу, скончалась через три дня.
Октябрь-2014. Компания Nissan отозвала по всему миру 260 000 машин (105 тыс. – в Японии, 30 тыс. – в Европе, 11 тыс. – в Китае) 2008–2012 годов выпуска. В США отзыв автомобилей, укомплектованных подушками Takata, был расширен с 4,74 до 7,8 млн единиц. К перечисленным выше добавились машины марок General Motors, Mitsubishi и Subaru.
Ноябрь-2014. NHTSA предписало компании Takata инициировать общенациональный отзыв автомобилей с подушками безопасности данной фирмы. Вследствие этого 10 автопроизводителей отозвали сотни тысяч машин с потенциально опасными подушками.
Из более чем 10 миллионов отозванных машин замену подушек прошли около 438 тысяч. С одной стороны, автовладельцы не спешили проходить внеочередной сервис, с другой – выяснилось, что изготовитель не может выпускать необходимые детали в нужном темпе. Прогнозировалось, что даже при увеличении мощностей мексиканского завода компании Takata на замену всех подушек уйдет не менее двух лет.
Теоретически помочь компании могли конкуренты – Autoliv и TRW, о чем и велись переговоры. Однако для каждой модели авто разрабатывается своя модификация подушек, и на одну только сертификацию разработки может уйти два года.
В это же время сторонний аудит, заказанный компанией American Honda, выявил нарушения закона об отчетности по отзывам на транспорте (TREAD Act). Он требует, чтобы автопроизводитель ежеквартально отправлял в Национальное агентство по безопасности дорожного движения США список всех известных случаев смерти или травм, которые могут быть связаны с дефектами безопасности в его транспортных средствах.
Оказалось, с 1 июля 2003 года по 30 июня 2014-го компания Honda не сообщила или несвоевременно сообщила о 1729 случаях с погибшими и ранеными, связанных с потенциальными дефектами продукции. Из них восемь дел – с взрывающимися подушками Takata, (семь травм и одна смерть).
24 ноября 2014 года Honda предоставила в NHTSA подробный доклад о своем внутреннем расследовании. Представители компании отметили, что нарушения были вызваны как узким толкованием закона некоторыми должностными лицами, так и ошибками в программе, обрабатывающей данные по авариям.
В этом же месяце компания BMW сообщила о намерениях переместить все заказы с мексиканского завода корпорации Takata на немецкий.
Май-2015. Отзыв из-за подушек марки Takata стал крупнейшим в истории США: он расширен примерно до 33,8 миллиона машин. Окончательная причина «взрывного характера» подушек все еще не определена. При содействии специалистов Takata американские следователи проводят тесты и анализируют возможные нарушения при выпуске для них газогенераторов.
Новый отзыв затронул BMW (более 420 тысяч в США), машины концерна Fiat Chrysler Automobiles (5,2 млн в США и Канаде), Mitsubishi (почти 83 тыс. в США). Кроме того, компания Honda сама объявила о возможном дефекте на 350 тыс. экземплярах моделей Civic и Accord (2005–2007) в Америке, приплюсованных к 5,5 миллиона, отозванным ранее.
Июнь-2015. Из-за подушек безопасности компания ООО «Субару-Мотор» отозвала модели Impreza и WRX, произведенные в период с 21 января 2004 года по 8 июня 2007-го и проданные в России и Беларуси. Речь шла как минимум о 4280 машинах, в которых производитель обязался заменить злополучные подушки.
Компания Subaru подчеркнула, что ей не известно ни одного случая травмирования из-за дефектной подушки Takata на своих легковушках. В данном случае фирма решила сработать на опережение.
4 мая 2016. Национальное управление по дорожной безопасности США объявило отзывную кампанию в отношении еще примерно 35-40 миллионов подушек в дополнение к забракованным ранее.
Январь-2017. Японская фирма Takata официально признала свою вину в истории со взрывающимися подушками безопасности, которые при определенных условиях могут наполнить салон металлическими осколками.
Чтобы урегулировать претензии Минюста США, Takata обязалась выплатить американским властям 1 млрд долл. Прокуроры обвинили трех бывших руководителей высшего звена компании в фальсификации результатов испытаний начиная с 2000 года, призванной скрыть дефект газогенератора.
Итог расследования: некоторые руководители фирмы знали о проблеме, но предпочли умолчать о ней и с тех пор реализовали дефектных подушек более чем на 1 млрд долл. США.
Всего в мире проблема с подушками Takata затронула более 100 млн машин от 19 автопроизводителей, в том числе 42 млн – в США (69 млн подушек). Замена проблемных узлов затянется еще на три года – пока поменяли 12,5 млн подушек.
Компания Takata выплатит 25 млн долл. США штрафа, 125 млн – в фонд компенсации жертвам (их семьям) и еще 850 млн – для частичного возмещения производителям расходов на отзывы.
Takata в России
Отзывные кампании из-за «взрывных» подушек проводились и в России. В частности, они затронули марки Honda, Mitsubishi, Rolls-Royce, Subaru, Mazda, Audi и Volkswagen. Все работы по замене шли в обычном режиме с оповещением владельцев машин с дефектными подушками безопасности.
Июнь-2017. Компания Subaru отозвала в России еще 24 480 автомобилей моделей Impreza и Forester, реализованных с сентября 2007 по октябрь 2010 года.
Список VIN-номеров 24 480 экземпляров обнародован Росстандартом по ссылке: https://gost.ru/wps/portal/pages/news/?article_id=6742.
Список всех моделей, на которые устанавливались дефектные подушки безопасности, а также описание предпринятых ведомством мер и процент автомобилей, прошедших сервисное обслуживание, опубликованы на сайте Национального управления по дорожной безопасности США: https://www.nhtsa.gov/recall-spotlight/takata-air-bags.
Тем временем о глобальном отзыве 850 тысяч экземпляров модели A4 (седаны, универсалы и вариант allroad) в 2014-м объявила Audi. Это также было связано с подушками безопасности, правда, другого производителя. На этот раз дело касалось не конструктивных особенностей, а программного обеспечения, которое ими управляло. В нем была выявлена ошибка, вследствие которой подушки могли не раскрыться при аварии. Для устранения дефекта в машинах перепрограммировали чипы (20-минутная процедура), а в новых авто стали устанавливать исправленное ПО.
По материалам drive.ru, autonews.com, Wikipedia.org, gost.ru, nhtsa.gov подготовила Ольга БОНДИЧ, «ТБ»