Даже очень опытный водитель согласится, что езда на автомобиле во время дождя представляет определенные трудности. Во-первых, это движение в условиях ограниченной видимости, во-вторых, скользкая дорога. На мокрой дороге сцепление колес с дорожным покрытием ослабевает, в связи с этим значительно увеличивается тормозной и остановочный путь.
Первое и самое важное правило в условиях плохой погоды и ограниченной видимости – соблюдение безопасного скоростного режима и дистанции. Выбирать скорость нужно, исходя из состояния проезжей части и видимости в направлении движения. Также необходимо выдерживать дистанцию и боковой интервал движения, избегать резких маневров и торможений, двигаться с включенным ближним светом фар, не выезжать без крайней необходимости на полосу встречного движения, а перед совершением обгона убедиться в его целесообразности и безопасности.
Во время сильного дождя вода не успевает стекать с дорожного полотна, покрывая его сплошным слоем или скапливаясь в виде луж. В таких условиях нужно опасаться аквапланирования, почувствовать начало которого сравнительно несложно: поворачивать рулевое колесо вдруг становится необыкновенно легко. Ни в коем случае в этот момент не старайтесь изменить направление движения. Сначала нужно плавно, но быстро уменьшить подачу топлива и снизить скорость без использования тормозов, и только после того как передние колеса, продавив слой воды, войдут в сцепление с дорогой, выполнять маневр.
Кроме того, при движении в плотном потоке не стоит слишком приближаться к едущему впереди автомобилю. Нужно помнить, что «дворники» не помогут в такой ситуации. При этом боковое стекло лучше поднять до упора, не дожидаясь, когда встречный или опережающий автомобиль окатит вас веером грязных брызг.
Не стоит съезжать на обочину без твердого покрытия. Также нужно проследить, чтобы все сидящие в автомобиле были пристегнуты ремнями безопасности, а дети до 12 лет находились в специальных удерживающих устройствах.
Статистика: дети
В связи с наступлением теплой поры дети большую часть времени проводят на улице, а занятые работой и своими повседневными заботами взрослые не всегда с должным вниманием относятся к этим изменившимся обстоятельствам…
В январе – апреле в целом по республике зарегистрировано снижение погибших (-20,0%; с 5 до 4) в ДТП несовершеннолетних, вместе с тем в отчетном периоде возросло число ДТП (+33,8%; с 80 до 107) и раненных (+38,6%; с 83 до 115) в них детей.
Одновременный рост количества ДТП, погибших и раненных в них несовершеннолетних зафиксирован в Могилевской области (с 2 до 15, с 0 до 1 и с 2 до 16 соответственно) и Минской (с 9 до 21, с 0 до 1 и с 14 до 21); ДТП и раненных в них детей – в Гомельской (с 13 до 15 и с 14 до 16 соответственно) и Гродненской (с 12 до 15 и с 12 до 16) областях; раненых – в Брестской (с 14 до 20) области; погибших – в г. Минске (с 0 до 1).
Трое погибших в ДТП несовершеннолетних являлись пассажирами транспортных средств (г. Минск Фрунзенский район, возраст – 17 лет; Минская область Любанский район, возраст – 16 лет; Могилевская область Могилевский район, возраст – 13 лет), один – пешеходом (Гродненская область Щучинский район, возраст – 14 лет).
По вине водителей пострадали 95 из 119, или 80%, детей.
Большинство (51,3%; 61 из 119) несовершеннолетних участников дорожного движения получили травмы в качестве пешеходов. Погиб один (-1; — 50,0%), ранены 60 (+10; +20,0%) детей.
Анализ ДТП с участием несовершеннолетних пешеходов показывает, что 26 из них получили травмы на нерегулируемых пешеходных переходах, 15 – на регулируемых (5 переходили на запрещающий сигнал светофора), 8 несовершеннолетних пересекали проезжую часть вне пешеходного перехода, 6 – внезапно выбежали на проезжую часть, 3 – получили травмы, двигаясь по краю проезжей части, два ребенка были травмированы во дворе, один – на остановке общественного транспорта.
43,7%, или 52 несовершеннолетних, стали участниками ДТП, являясь пассажирами транспортного средства. Погибло трое (+1; +50,0%), ранены 49 (+20; +68,9%) детей.
При этом 22 (42,3%) несовершеннолетних пассажира перевозились с нарушением установленных правил (8 – без использования детского удерживающего устройства, 14 – ремня безопасности), по регионам: в Минской области – 6, г. Минске – 5, Гродненской – 4, Могилевской и Гомельской областях – по 3, в Брестской – один.
Четверо (+1) несовершеннолетних получили травмы в ДТП в качестве велосипедистов, двое (0) – в качестве водителей механических транспортных средств.
Пять «нельзя» для скутеристов
Владельцы мопедов и скутеров недооценивают опасность данного вида транспорта.
Водитель скутера – полноценный участник дорожного движения, который обязан знать и выполнять все требования Правил дорожного движения. Для управления скутером требуется наличие водительского удостоверения категории АМ, мопед должен быть зарегистрирован в ГАИ. В целях обеспечения безопасности запрещено выезжать на двухколесном транспорте без застегнутого мотошлема.
Следует знать, что скорость движения скутера значительно ниже остальных транспортных средств на дороге, а значит, для того чтобы не мешать другим участникам дорожного движения, двигаться на мопеде можно не далее одного метра от правого края проезжей части дороги. При этом выезд далее одного метра от ее правого края допускается лишь для объезда препятствия и в разрешенных случаях для поворота налево или разворота.
Таким образом, находясь в стороне от основного транспортного потока, водитель мопеда и сам находится в большей безопасности и никому не мешает. Это требование необходимо четко выполнять еще и потому, что водитель скутера гораздо слабее защищен от получения травм в случае ДТП.
Как и любое транспортное средство, скутер должен эксплуатироваться только в технически исправном состоянии, без каких-либо переделок. Также в ПДД определен еще ряд запретов для водителя мопеда или скутера, а именно:
— нельзя двигаться, не держась за руль и (или) не держа ноги на подножках, поскольку при такой посадке за рулем вы не в полной мере можете контролировать поведение скутера и вовремя не среагируете на изменившуюся дорожную обстановку;
— на дороге, имеющей трамвайный путь, и на дороге, имеющей более одной полосы для движения в данном направлении, нельзя поворачивать налево или разворачиваться;
— на мопеде нельзя перевозить пассажиров, если это не предусмотрено его конструкцией, в случае наличия предусмотренного места – пассажир должен быть старше 12 лет;
— нельзя перевозить грузы, которые выступают более чем на 0,5 метра по длине или ширине за габариты транспортного средства, а также грузы, мешающие управлению этим транспортным средством;
— водителю мопеда запрещается ездить по тротуарам, велосипедным и пешеходным дорожкам, дорожкам для всадников.
Касаются одних, выполняют все
Госавтоинспекция в очередной раз напоминает водителям о повышенных мерах безопасности при проезде пешеходных переходов.
Особо тяжкие ДТП совершают водители, не снижающие скорость, когда соседние автомобили начинают торможение перед переходами.
При подъезде к нерегулируемому пешеходному переходу водитель должен двигаться со скоростью, которая позволит при необходимости уступить дорогу пешеходам.
На регулируемом переходе при включении разрешающего сигнала светофора необходимо уступить дорогу пешеходам, не закончившим переход проезжей части.
Действия водителя транспортного средства, уступающего дорогу пешеходу на нерегулируемом переходе, должны быть такими, чтобы пешеход при движении по переходу не был вынужден изменить направление и (или) темп своего движения.
Водитель, не предоставивший преимущество в движении пешеходу, переходящему дорогу по пешеходному переходу, привлекается к ответственности в виде штрафа в размере от 1 до 5 базовых величин. За совершение такого нарушения повторно в течение года штраф возрастает до 8 базовых величин.
В свою очередь пешеход при пересечении проезжей части по нерегулируемому пешеходному переходу обязан убедиться, что выход на проезжую часть дороги безопасен. При переходе проезжей части необходимо прекратить разговоры по мобильному телефону, отключить наушники, взять малолетних детей за руку.
Если перед переходом притормозил автобус либо другое крупногабаритное транспортное средство, за которым вы не можете увидеть следующую полосу движения, то не выходите из-за него, не удостоверившись, что по скрытой из вида полосе не движется другое транспортное средство, водитель которого из-за преграды вас тоже не видит.
Материалы полосы подготовила Анна БАНАДЫК, старший инспектор по особым поручениям ГУ ГАИ МВД, подполковник милиции