19–20 января в Беларуси впервые состоялся Subaru-фэст. Он прошел благодаря совместным усилиям клуба Subaru Team Belarus и Forsage carting-club при поддержке официального дилера Subaru в Республике Беларусь автоцентра «Ланкор». По своей сути это был чемпионат.
Словом Subaru японцы называют созвездие Плеяд. Отсюда и звезды на эмблеме, и брутальный синий фирменный цвет.
Суббота была главным соревновательным днем. Кроме того, она была плотно насыщена и другими автомероприятиями. Но обо всем по порядку.
Свой Time Attake «субаристы» решили провести впервые. Площадкой для драйва выбрали бывший аэродром под Лепелем. В связи с этим отдельно слова благодарности за предоставленную возможность были адресованы заместителю председателя Лепельского райисполкома Виктору Азаренку и председателю совета Лепельской РОС ДОСААФ Павлу Лямцеву.
Состязания проходили на время. Но скорость на этих гонках не могла зависеть только от силы моторов. Не менее важно было водительское мастерство: умение пилота правильно стартовать, разогнаться, искусно маневрировать между расставленными по трассе фишками, вовремя затормозить и красиво финишировать.
Погода внесла не самые дружелюбные коррективы: резко похолодало, изредка выглядывало солнце, подтапливая верхние слои снега, а стужа сразу сковывала их льдом. Территория экс-аэродрома насквозь продувалась жестким зимним ветром.
Праздник обещал быть особо массовым. Приехать планировали многие владельцы Subaru, более 60 пилотов предварительно записались на интернет-сайте. Однако доехали в Лепель не все: расстояние, погода, личные причины… Реальных участников было две трети от заявленных, но при этом ралли продлилось до глубокой темноты.
Регистрация автомобилей началась в восемь утра. Каждому водителю была выдана карточка участника, в которой указывались основные данные механического транспортного средства и его водителя, фиксировалась выбранная категория, где выступит экипаж: S1 (нешипованные автомобили), S2 (шипованные) и картинг.
Кроме того, карточка предполагала отметки о допусках технического контроля машины и по психофизиологическому состоянию пилота. Контроль автомобилей проводили специалисты автоцентра «Ланкор» – дилера Subaru в Беларуси. Они проверяли работу габаритных огней, надежность закрепления аккумулятора, а также отсутствие подтекания масел. Медосвидетельствование водителя в основном сводилось к отрицательным показаниям алкотестера. Следует отметить, что участники отнеслись к соревнованиям серьезно и ответственно, отстранений ни по одной из названных причин не последовало.
Помимо этих мер, техника безопасности рейсинга предусматривает защиту головы пилота шлемом и дежурство на площадке спасательных бригад пожарной и медицинской помощи. К тому же организатор Forsage carting-club застраховал жизнь всех участников на время проведения соревнований.
В 10.00 состоялось общее собрание. «Субаристов» ознакомили с регламентом и правилами проведения гонок. Затем они прошли и изучили 710-метровую трассу. Собранием было решено, что сначала проводится старт для класса S1 (27 соревнующихся), затем – класса S2 (13 + 1 участник, зарегистрированный в процессе боев на скорость). Гонщикам внутри каждой соревновательной категории разрешалось сделать до начала чемпионата по два заезда, где первый круг – тренировочный, ознакомительный, а второй – квалификационный. Очередность выезда соответствовала возрастанию регистрационных номеров.
И вот, перекрывая ревом своих моторов несущийся над аэродромом из мощных динамиков тяжелый рок, на старте пробуксовывают одна за другой Subaru, боком скользят по ледяной трассе, на поворотах поднимая белые веера снега. Машины заносит, крутит и бросает, а тормозя на финише, они идут юзом! Это ли не реальный драйв? И захватывающее, редкое по своей красоте зрелище!
На старте и финише работает по арбитру, вооруженному сигнальными флажками и секундомерами. Да, какие-то расхождения в их замерах могут быть, поэтому результаты суммируются, а после определяется среднее значение по заезду. Однако на льду мощность мотора особой роли не играет, сюда мог приехать любой Subaru. Здесь на равных были суперкар и «старичок» 1991 года выпуска. И с двигателями от 1,6 л! На этой площадке мерились не столько скоростью и силой, сколько водительским умением, способностью маневрировать, чувствовать машину и дорогу. Поэтому решение о штрафах было правильным. Время увеличивалось в случае вылета с трассы на снежный бруствер на пять секунд. За каждую сбитую на маршруте фишку добавлялась одна секунда, за непопадание на базу при торможении на финише – еще две.
Уже на этапе квалификационных заездов стало понятно, что шипы на шинах дают выигрыш в скорости, хотя на льду Лепеля этот эффект на сравнительно небольшой дистанции не слишком был заметен. К тому же они повышают надежность сцепления колес со скользкой поверхностью.
При проведении жеребьевки по итогам квалификации гонщикам с лучшим положением в рейтинге была предоставлена возможность выбора места в финальном конкурсе. Во время перерыва в соревнованиях все желающие имели возможность испробовать новейшие Subaru модельного ряда 2019 года. С этой целью дилер японского производителя в нашей стране автоцентр «Ланкор» доставил свои автомобили на место «сходки» поклонников этой марки. Тест-драйв продолжался до конца соревновательного дня. Subaru исколесили снежную гладь временного автодрома, оставив на ней колею на колее. Вот такой был спрос!
…И снова визжат тормоза, прокручиваются колеса, тает под ними лед. Страсти накаляются, меняются результаты квалификации, а солнце с ускорением катится на запад. Интрига в бесшипованном классе в битве за пьедестал… Настоящие бои проходили между теми, чьи шины были с шипами, нешуточно боролись они за первое место. Для претендентов на титул чемпиона пришлось проводить дополнительный заезд-переигровку. И не только.
Местный признанный гонщик Дмитрий кинул вызов сообществу – уж больно хотелось сражаться и по ходу ломать устои. Но у спорщика Nissan – горячая голова и отсутствие тренировочного заезда. И сообщество Subaru приняло вызов, ибо какой «японец» не любит быстрой езды? И Дмитрий на Nissan показал не призовой, но весьма достойный результат, за что ему и был вручен специальный приз.
Наконец, общее построение Subaru. Какая же мощь чувствовалась в этих рядах! Награждение победителей состоялось уже при свете фар и сопровождалось «рычанием» моторов.
Класс S1 (без шипов): 3-е место – Алексей Панасик; 2-е – Сергей Куликов; 1-е место – Евгений Кухарев.
Класс S2 (шипы): 3-е место – Владимир Куликов; 2-е – Евгений Кухарев и 1-е место в дополнительном заезде – Александр Асташонок.
Интересно, что в рейсинге принимали участие три Куликовых – однофамильцы. А также три девушки, ни одна из которых не поднялась на пьедестал, но каждая стала героиней Time Attake. Ведь общепризнанно, что Subaru – автомобиль мужской. В классе S2 выступили Светлана Ильина и администратор клуба Subaru Team Belarus Дарья Кузьмич, в классе S1 – Яна Машук.
Особое слово – о герое. Лишь один человек заявился и в категории S1, и в категории S2. Он взял на себя труд и смелость менять колеса автомобилю на каждом этапе. Это Евгений Кухарев. Он замахнулся и выиграл. Это безоговорочная победа в S1 и почти победа – серебро на переигровке – в S2.
А с утра воскресенья Forsage carting-club устроил свои соревнования на привезенных на аэродром картах. Спортивных машинок было шесть, желающих прокатиться на них – 27. «Покатушки» тоже выдались на славу, но это уже совсем другая история.
Оксана ГУЧЕК, «ТБ»