Драма произошла несколько лет назад в Гомеле. На одном из наиболее оживленных перекрестков под колесами грузового автомобиля погиб человек. Вы скажете, что происшествие хотя и трагичное, но достаточно банальное. В принципе могу с вами в этом согласиться. Вот только была там одна деталь, которую банальной уж точно назвать никак нельзя: со дня своего рождения (то бишь производства) машина, которой насчитывалось без малого 25 лет, ни разу (!) не проходила государственный технический осмотр. Даже специалисты были в шоке.
С тех пор, конечно, многое изменилось. Но, как выяснилось по результатам последней декады «Гостехосмотр», которая проходила в Беларуси с 21 по 30 ноября, нарушителей в этом плане на дорогах Гомельской области еще более чем достаточно. Хотя появились тут и свои специфические черты.
В начале, как водится, специалисты составили план совместных рейдов, согласовали маршруты патрулирования. И вот группы, в состав которых вошли представители ГАИ, Транспортной инспекции и непосредственно самого УП «Белтехосмотр», вышли на дороги в поисках совсем даже незаконопослушных граждан. В первую очередь они обращали внимание на автомобили, эксплуатирующиеся без разрешительной наклейки на ветровом стекле, а также транспортные средства, имеющие явные несоответствия по внешнему виду. Автохлам, короче.
Вот только тут и прорезалась эта самая «специфика». Оказывается, без техосмотра по нашим дорогам рассекают отнюдь не только те авто, которые его пройти в силу своей ветхости просто не в состоянии. Стройные ряды нарушителей в этот раз пополнили и почти новые элитные иномарки. А и правда, зачем попу гармонь, а «Лексусу» техосмотр? Кто ж его тронет, он же «Лексус»! Однако, когда тронули, оказалось, не все то золото, что блестит… Впрочем, в этом престижном по форме, но отнюдь не по содержанию ряду оказались еще «БМВ Х-5» и некоторые другие лидеры импортного машиностроения.
Почему же пафосные иномарки так упорно игнорируют столь необходимую для каждого автовладельца процедуру? Однозначного ответа на этот вопрос нет. «А мне папа сказал: плати штраф и езжай спокойно…», – ответила как-то одна юная леди представителям УП «Белтехосмотр», которые остановили ее новенькую иномарку. Такой вот добрый папа! Денег для любимой дочки не жалеет, пока она жива. Почему пока? Да потому, что автомобиль на дороге сам по себе источник повышенной опасности, а уж технически неисправный… Но именно такое объяснение дала недавняя выпускница авто-школы на вопрос, почему отсутствует техосмотр у ее машинки.
И ведь платят. К лицам, эксплуатирующим транспортные средства без своевременно пройденного гостехосмотра, применяются штрафные санкции, размер которых составляет от одной до трех базовых величин при первом в течение года нарушении, и от двух до пяти – при повторном. Однако самое пристальное внимание уделяется нынче контролю за подлинностью отметок в документах о прохождении гостехосмотра. Это еще один элемент специфики нынешней декады.
Причина – автовладельцы стали чаще проходить техосмотр нелегально, который сводится к проставлению в документах фальшивой отметки. В этой связи напоминаем, что за подделку либо использование поддельных документов, штампов, печатей предусмотрена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы, подчеркнули в «Белтехосмотре».
Мрачные мысли в связи с этим приходят в голову. Но пофилософствовать у нас еще время будет, а пока давайте обратимся к фактам. По результатам проведения декады было выявлено 1907 транспортных средств без ГТО, а при проведении совместных рейдов в Гомеле и районных центрах среди осмотренных 1323 ТС выявлено 214 нарушений, в том числе автомобилей, не прошедших ГТО в установленные сроки, – 209, из них:
— транспортные средства, принадлежащие юридическому лицу – 5;
— транспортное средство, в сертификате о прохождении гостехосмотра которого выявлен оттиск штампа с признаками подделки – 1.
Да, каждому из них пришлось заплатить штраф. Но остроту проблемы это не снимает. Вы знаете, например, что при первичной проверке технический осмотр не проходят от 35 до 50 процентов автомобилей? Как думаете, почему? Ответ прост, как и все гениальное. Потому, что наш человек привык рассчитывать не на себя, а на авось. Ну, в смысле, проскочу. И не проскакивают. И продолжают ездить на неисправных автомобилях. Хотя я уверена, что каждый человек, который мнит себя более или менее разумным, понимает: неисправный автомобиль на дороге подобен мине замедленного действия. Рано или поздно все равно рванет. Вопрос только в том, сколько жизней, кроме своего нерадивого хозяина, еще прихватит. Ни в чем, между прочим, перед ним не повинных жизней. Так что это даже не обман. Это самообман. Причем, смертельно опасный.
…В Лельчицком районе водитель одного из ЧТПУ на автомобиле «Мерседес-312» спешил к месту назначения. Время было уже не то, чтобы позднее, но поджимало. И скорость в принципе была не слишком большой. Вот только автомобиль на мокрой дороге внезапно вырвался из-под контроля водителя. Он вылетел на встречную полосу движения, съехал в кювет. На его пути оказалось дерево. Удар был настолько силен, что «Мерседес» опрокинулся.
Водитель и пассажир от полученных травм скончались на месте происшествия. Из двух находившихся в машине женщин повезло только одной – она отделалась незначительными травмами и значительным испугом. А вот вторую доставили в больницу с множественными, весьма серьезными ранениями.
Водитель был абсолютно трезв. Внештатной ситуации на дороге не возникало. Но сотрудникам Госавтоинспекции не составило большого труда выяснить причину разыгравшейся трагедии. Ею явился сверх нормы изношенный протектор. Вроде мелочь, на которую многие и внимания особого не обращают, но именно она стала причиной гибели сразу двух человек. Молодых и здоровых. И ведь они знали, не могли не знать, что на скользкой или мокрой дороге автомобиль с подобной «обувкой» становится практически неуправляемым.
И, тем не менее, как показывают проводимые Госавтоинспекцией проверки, на улицах и дорогах области участвует в дорожном движении значительное количество транспортных средств с неудовлетворительным внешним видом и явными признаками технической неисправности, а также не прошедших в установленном порядке государственный технический осмотр. Почему? А потому…
Потому что ничего-то наш человек не боится. Ни Госавтоинспекции с Транспортной и «Белтехосмотром» вкупе, ни смерти самой. Хотя все вроде бы знают, что мелких неисправностей в автомобиле, мчащемся по трассе, не бывает. И количество жертв от кажущейся их незначительности, увы, меньше не становится. Причем в большинстве своем все эти трагедии можно и нужно было предупредить. И ничего сверхъестественного для этого делать не надо. Просто соблюдать требования, которые предусмотрены нормативными документами, а также графики проведения технического обслуживания автомобилей. В каждом парке, в каждом гараже, на каждом рабочем месте. Но, увы. Некоторые привыкли рассчитывать все на то же пресловутое авось…
Или вот, например. Руководители считают, что если автомобиль постоянно не эксплуатируется, то и лишние деньги платить незачем. Да, отсутствие средств – аргумент весомый. Но неужели более весомый, чем человеческая жизнь? Ведь никому из них не придет в голову заставить своих подчиненных скручивать находящиеся под напряжением провода голыми руками. Но разве это, по сути, не одно и то же?!
Вообще, если поставить стройными рядами всю ту «неземную красоту», которая попала в поле зрения проверяющих во время проведения декады, то получится поистине грандиозное собрание автомобильного хлама. Только вот одна маленькая деталь – весь этот хлам по сей день преспокойно ездит по нашим дорогам. Нимало не смущаясь своего затрапезного вида. Это ведь в человеке, следуя замечанию классика, «все должно быть прекрасно», а вот в автомобиле, выходит, не обязательно. Хотя если человек этот едет на ржавом корыте с разбитыми фарами и трещиной на лобовом стекле, то не знаю, как с остальным, но с самооценкой у него явно далеко не так, как хотелось бы классику.
Все проблемы решаемы, если подходить к их решению ответственно. На сегодняшний день в Гомельской области успешно работают 33 диагностические станции. Они полностью обеспечивают оказание услуг по государственному техническому осмотру на постоянной основе для жителей всех районов области. Оборудование также соответствует. Вся процедура проходит быстро, качественно и при полном отсутствии очередей. Несмотря на то что работы хватает всем. Да и процент транспортных средств, допущенных к участию в дорожном движении, также увеличился. А это означает, что сами автовладельцы стали более ответственно относиться к сему действу.
Да, стали. Но, увы, не все. Далеко не все. Кто же мешает остальным вовремя пройти этот самый «злосчастный» техосмотр?
А на самом деле – кто?
Надежда Тарасова-Гуль, «ДТП»