Врача-травматолога консультативно-поликлинического отделения ГУ «Республиканский научно-практический центр травматологии и ортопедии» Александра Мухлю называют одним из самых компетентных специалистов в вопросах детского травматизма, в том числе в результате дорожно-транспортных происшествий. Он – автор более 70 научных работ по этой тематике.
Основной причиной гибели и травмирования детей на дорогах Александр Мустафьевич считает незнание или несоблюдение ими Правил дорожного движения. Как свидетельствует статистика, 35-45% несовершеннолетних погибают вследствие наезда на них транспортных средств. Более 20% случаев дорожных происшествий происходят по вине детей-пешеходов и только 10-15% – по вине нетрезвых водителей.
Статистика ДТП высвечивает и другие важные закономерности. Увеличение числа дорожных происшествий с участием ребят, как правило, отмечается в мае и достигает пика в летние месяцы (июль, август). Начиная с октября, количество таких случаев снижается. Также несчастные случаи с несовершеннолетними чаще всего происходят в выходные дни.
– Нельзя уберечь детей от случайностей, – убежден Александр Мустафьевич. – Но можно, прививая им с детства правила безопасного поведения, уберечь от тяжелых последствий и травм.
Еще в 2014 году в Беларуси был создан межведомственный Координационный совет по профилактике детского травматизма. В его состав вошли представители ряда заинтересованных министерств и ведомств, общественных организаций, Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), странового офиса Всемирной организации здравоохранения в Беларуси.
В деятельности совета очень много направлений. Это и совершенствование системы межведомственного взаимодействия по профилактике детского травматизма, и повышение уровня знаний и навыков медицинских и педагогических работников, сотрудников МВД и МЧС путем проведения тренингов, изучения зарубежного опыта организации ортопедотравматологической помощи детям и подросткам. В числе важнейших задач также повышение уровня информированности и знаний родителей по вопросам безопасной жизнедеятельности детей, обустройство в учреждениях дошкольного и общего среднего образования уголков безопасности.
Результатом работы Коордиционного совета при активном участии ЮНИСЕФ стало создание в каждом из областных центров Беларуси автогородков, где детей обучают безопасному поведению на дорогах в качестве и пешеходов, и пассажиров. Внушительные затраты на создание таких автогородков, по мнению доктора Мухли, полностью себя оправдывают.
В 2014 году был разработан и утвержден межведомственный план по профилактике детского травматизма в Республике Беларусь до 2018 года. В 2017-м он дополнен и продлен до 2020 года. Наряду с учреждениями Министерства здравоохранения в его реализации принимают участие министерства транспорта и коммуникаций, внутренних дел, образования, информации, труда и соцзащиты, по чрезвычайным ситуациям, органы местной власти, общественные организации и объединения.
– Все это вкупе способствует формированию в обществе повышенного внимания к проблеме детского травматизма, – отмечает Александр Мустафьевич, подчеркивая при этом важность первичной профилактики.
Направления такой работы могут быть самыми разными. Надлежащее обустройство дорожно-уличной сети, ограждение зон повышенной опасности, предупреждающие и агитирующие бигборды, заставляющие родителей и детей сконцентрировать внимание на том, что происходит на дороге, обеспечение воспитанников учреждений образования световозвращающими жилетами для организованного перемещения, творческие конкурсы по вопросам безопасной жизнедеятельности, активизация работы отрядов юных инспекторов дорожного движения…
– Если мы создадим условия, которые будут препятствовать совершению ДТП, мы добьемся уменьшения числа травм, смертельных и инвалидизирующих исходов. Детский травматизм – это не данность и не предопределенность судьбы. Его можно и должно предупредить, – убеждает всех нас Александр Мухля. – В европейских странах, которым Беларусь пока значительно уступает по снижению уровня травматизма детей в результате ДТП, на профилактические мероприятия ежегодно направляются миллионы долларов. И есть официальная статистика, подтверждающая, что в государствах с высоким уровнем жизни, например, в той же Швеции, Финляндии, возможность получения травм в несколько раз ниже, нежели в странах со средним или низким достатком. Поэтому там и последствия ДТП не столь тяжелы.
В подтверждение своих слов Александр Мустафьевич приводит очень красноречивый факт из жизни.
– Когда белорусские туристы, совершавшие путешествие по Европе, остановились на ночь в отеле небольшого городка, их предупредили: «Вы должны выехать до 8 часов утра, поскольку с 8 до 9 часов утра по всему городу перекрывается движение транспорта: дети идут в школу». Вот вам пример профилактики и предупреждения детского травматизма и противодействия предопределению судьбы. Мы должны не только с рождения учить детей безопасному поведению, но и создавать для них травмобезопасную среду.
Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ТБ»