На дороге может находиться все что угодно: ямы, сучья, гвозди… И даже люди. А потому опытные водители никогда не расслабляются за рулем.
И неважно, управляешь ты малолитражкой, для которой любое препятствие может иметь серьезное значение, или фурой, на которой мелкий мусор можно и не почувствовать. 32-летний водитель из Шклова внимательностью и осторожностью пренебрег, что и привело к трагическим последствиям.
28 июля в первом часу ночи в милиции раздался тревожный звонок. Взволнованный водитель легковушки говорил, что в районе деревни Светочевка Оршанского района, которая располагается на 185-м километре автодороги М8 Граница Российской Федерации – Витебск – Гомель – граница Украины он обнаружил труп женщины с явными признаками автонаезда. Водитель, сбивший женщину, скрылся.
На место происшествия сразу выехала опергруппа. В нее вошли сотрудники межрайонного отдела оперативного реагирования и розыска ГАИ УВД Витебского облисполкома. Такой отдел был создан 11 лет назад именно для раскрытия преступлений, когда водители скрываются с места происшествия. Его сотрудники – профессионалы до мозга костей. Они знают: розыск скрывшихся с места происшествия водителей всего лишь дело времени. Практика показывает: рано или поздно каждый беглец предстанет перед правосудием благодаря слаженной работе дружного и профессионального коллектива. В этот раз на место гибели женщины прибыли подполковник милиции Дмитрий Мальчевский и майор милиции Александр Алесейко. Перед ними стояла четкая задача – по горячим следам найти сбежавшего водителя.
Каждое такое происшествие всегда оставляет следы. Это могут быть как оборванные детали конструкции автомобиля, так и незначительные микрочастицы краски. О следах протектора и говорить излишне. После осмотра места происшествия, повреждений погибшей сразу появилось предположение, что наезд был совершен большегрузным транспортом, двигавшимся в сторону Могилевской области, на уже лежавшую на дороге женщину. Увы, такое тоже бывает. На сленге сотрудников Госавтоинспекции даже появилось новое обозначение любителей поспать на проезжей части дороги – «пешележи». Осмотр тела женщины однозначно указывал на то, что ее никто не сбивал с ног – ее просто переехали, когда она лежала.
Дальше началась трудозатратная и кропотливая работа по установлению автомобиля, переехавшего женщину. Опрашивались люди на автозаправочных станциях и стоянках, водители у придорожных кафе и работники заведений. Оперативников интересовала каждая мелочь, самые малозначительные факты той ночи. Оперативно-разыскные мероприятия – это важная часть работы в деле поимки беглеца.
Благодаря слаженным действиям межрайонного отдела оперативного реагирования и розыска ГАИ УВД Витебского облисполкома уже к 9.30 предполагаемый «беглец» был остановлен в деревне Затишье Могилевского района. Более того, он даже не думал заметать следы и куда-то прятаться. Лишь искренне удивлялся, что стал невольным убийцей 41-летней женщины. Доказательства водителю из Шклова были предъявлены незамедлительно. Дмитрий Мальчевский на днище автомобиля «ДАФ», которым управлял шкловский водитель, обнаружил и зафиксировал характерные вещества биологического происхождения.
Степень виновности водителя или пешехода будет устанавливать следствие. И даже если водитель не виновен, но скрылся с места происшествия, бросив на проезжей части беспомощного или погибшего человека, отношение к нему совсем иное.
– Каждый сидящий за рулем должен знать, что авария не всегда свидетельствует о вине и уж тем более не всегда уголовно наказуема. Существует множество ситуаций, при которых ДТП может квалифицироваться как преступление, совершенное по неосторожности. А вот бегство с места происшествия, когда потерпевшего оставляют в опасном для жизни состоянии, грозит серьезной ответственностью. И наказание будет соответственным, – уверен Дмитрий Мальчевский.
Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ДТП»