Пассажир? Скорее, деньги…

Для некоторых водителей такси – тех, кто нарушает правила безопасной перевозки, пассажир предстает не в облике человека со своей судьбой, мечтами, а в образе денежной купюры. Которая, впрочем, имеет свой наминал – здоровье и жизнь людей.

В 2018 году в связи с либерализацией транспортной деятельности кардинально изменился подход к осуществлению контрольной проверки соблюдения законодательства производителями транспортных работ и услуг.

Как сказал начальник отдела Транспортной инспекции в Барановичском районе Александр Савко, в настоящее время основной уклон региональным отделом контроля автомобильного транспорта (РОКАТ) в г. Барановичи сделан на проведение проверок на основании изучения информации, полученной в соответствии с законодательством, без истребования от проверяемого субъекта документов, а также на проведение разъяснительной работы о порядке соблюдения требований законодательства в области автомобильного транспорта. Указанный вид проверок назначается при поступлении информации о предполагаемом правонарушении и проводится на основании анализа данных, поступивших из запрашиваемых РОКАТом организаций, и информации, имеющейся на электронных базах данных государственных органов. Причем в процессе проведения проверки субъект не отвлекается сотрудниками инспекции от выполнения своих служебных обязанностей, но оповещается о проведенной проверке только при подтверждении факта допущенного правонарушения. Упомянутый вид контроля проводится в отношении автомобильных перевозчиков, которые осуществляют внутриреспубликанские автомобильные перевозки пассажиров и грузов, а также автомобилистов, имеющих специальное разрешение (лицензию) на осуществление международных перевозок. По результатам проведенных проверочных мероприятий по состоянию на последний месяц 2018 года отделом выявлено порядка 40 грубых нарушений лицензионных требований и условий осуществления  видов деятельности.

Надо сказать, что участились случаи дорожно-транспортных происшествий в минувший летний сезон с автобусами, осуществляющими перевозку пассажиров в нерегулярном международном сообщении. В связи с этим отдел провел проверки деятельности всех перевозчиков, зарегистрированных в Барановичском, Ляховичском, Ганцевичском, Ивацевичском и Березовском районах, которые имеют лицензию на перевозку пассажиров в международном сообщении. В ходе проверок было выявлено семь фактов осуществления перевозок пассажиров автобусами без пройденного государственного технического осмотра. По всем нарушениям должностные лица, виновные за допуск таких транспортных средств к участию в дорожном движении, привлечены к административной ответственности. За грубые нарушения лицензионных требований и условий осуществления видов деятельности Экономическим судом Брестской области в отношении соответствующих организаций вынесены постановления о привлечении к административной ответственности. В Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь направлена информация для принятия решения о приостановлении в отношении их деятельности специального разрешения (лицензии).

Следует отметить, что одним из факторов совершения ДТП является управление транспортным средством водителем, находящимся в утомленном или болезненном состоянии, а также аналогичные действия с несоблюдением установленного режима труда и отдыха. На выявление таких нарушений обращается самое пристальное внимание. Ответственность за них предусмотрена в виде штрафа в размере от 5 до 50 базовых величин. Таких случаев было около ста.

Большую роль в соблюдении безопасности перевозок играет необходимость проведения предрейсового медицинского обследования или приборного контроля состояния здоровья водителей перед началом работы. Выполнение данного требования является обязательным для субъектов хозяйствования. Ответственность должностных лиц предприятий за допуск к управлению водителей без прохождения медосвидетельствования в предусмотренных законодательством случаях грозит штрафом в размере от 8 до 40 базовых величин.

Такой непорядок является следствием халатного отношения служебных лиц к исполнению своих обязанностей. Для иных вроде «мелочь», которая может обернуться трагедией на дороге. Ответственные работники, осуществляющие перевозку пассажиров в международном сообщении, обязаны организовать проведение обследования водителей медицинским работником, состоящим в штате юридического лица или прошедшим обучение по такому профилю. За нарушение названного положения законодательства субъекты хозяйствования могут лишиться специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности в области автомобильного транспорта. Как пояснил Александр Савко, только за октябрь–ноябрь региональным отделом контроля было выявлено четыре таких нарушения. В настоящее время готовятся материалы для привлечения к ответственности. Отправлена информация в Министерство транспорта и коммуникаций для принятия решения о прекращении действия специального разрешения (лицензии). Начальник отдела отмечает, что это результаты только за два месяца. Как говорится, это лишь «цветочки», а «ягодок» (в 2019 году) будет значительно больше. Потому что работа в этом смысле постоянно и целенаправленно продолжается.

Существуют определенные проблемы и с перевозкой пассажиров автомобилями-такси. В Барановичах сложилась тенденция использовать автомобиль для работы в качестве такси только с установленным на крыше фонарем оранжевого цвета. Для водителей преимущества такой работы очевидны. Не нужно приводить автомобиль в соответствие с требованиями СТБ: обклеивать его полосами желтого цвета с нанесенным отличительным знаком обслуживания, которым является композиция из квадратов, расположенных в шахматном порядке. Такие атрибуты привлекают внимание. Игнорированием вышеуказанных норм законодательства таксисты нарушают Правила автомобильных перевозок пассажиров, в которых четко указаны требования к оформлению транспортных средств для данного вида деятельности.

Работа с нарушителями проводится отделом и в виде мероприятий технического (технологического, поверочного) характера. При проведении таких мероприятий фиксируется факт нарушения с помощью технических средств (фотоаппарата или нагрудного видеорегистратора), составляется соответствующий акт и на месте должностному лицу организации (индивидуальному предпринимателю) выписывается требование на устранение выявленных нарушений. После этого проверяемый субъект должен письменно дать ответ об устранении нарушения в установленный срок. Виновные водители привлекаются к административной ответственности. Следует заметить, что значительная часть перевозчиков, использующих свои транспортные средства для перевозки пассажиров в качестве автомобилей-такси, не проходит своевременно государственный технический осмотр с периодичностью один раз в шесть месяцев и забывает о заключении страхового полиса гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами. Региональным отделом контроля постоянно проводится работа по выявлению и таких нарушений. 

Константин СТАНКЕВИЧ

Добавить комментарий