Пьяный пилот – не ас, а угроза безопасности пассажиров
В прошлый раз мы вспоминали фильм «Экипаж» (США), где пилот вывел из пике самолет, перевернув его днищем вверх. Правда, по сюжету, этот ас находился не в самом трезвом состоянии, так что, когда лента вышла на экраны, зрители постсоветских стран сочли странным не то, что он управлял перевернутым лайнером, а то, что вообще попал за штурвал.
Появление пьяного пилота в кабине многие и впрямь расценили как фантастику. «А как же предполетный медосмотр? Как этого «аса» вообще допустили к полету?» – удивлялись зрители. Для кого-то станет открытием, но во многих странах мира никакого предполетного осмотра не существует вообще: там считается, что взрослые самостоятельные люди достаточно ответственны и разумны, чтобы не сесть за штурвал пьяными.
Нет, инциденты с поддавшими летчиками случаются и там, но все же реже, чем по каким-либо иным причинам. Если верить статистике, то за всю историю гражданской авиации зафиксировано лишь несколько десятков катастроф, произошедших из-за употребления членами экипажа алкоголя или наркотиков. Но вот парадокс: новости о таких катастрофах довольно часто приходят именно из тех стран, где предполетный осмотр существует.
«Не пьет только автопилот»
Одна из первых зарегистрированных авиакатастроф с участием пьяных летчиков произошла 24 апреля 1948 года в СССР, в районе Бодайбо. Самолет Ли-2 в сложных метеоусловиях сошел с установленного маршрута. Пилоты решили лететь вдоль речной долины, но из-за сильного снегопада машина потеряла высоту и врезалась в лед. Все 24 пассажира и четыре члена экипажа погибли. Выяснилось, что накануне экипаж участвовал в ночной пьянке с начальством аэропорта. Более того, утром, во время предполетной подготовки, второй пилот отлучился в буфет, где похмелился спиртом.
Надо сказать, что в середине прошлого века катастрофы с участием пьяных летчиков были объяснимы: гражданская авиация бурно развивалась, а пилотов не хватало, и ее пополняли кадры из авиации малой и военной, где алкогольные традиции тогда были сильны. Известный бард Александр Городницкий в своих мемуарах описал случай, свидетелем которого стал, находясь за полярным кругом: в самолет почти волоком втащили пьяного пилота, который не то что ходить – стоять толком не мог. Среди летчиков даже бытовала шутка: «В авиации не пьет только автопилот, да и тот работает на спирту».
Но вернемся к современности: одна из самых громких катастроф с участием пьяных пилотов произошла 14 сентября 2008 года в России, когда при заходе на посадку в Перми разбился Boeing-737 авиакомпании «Аэрофлот-Норд», выполнявший рейс из Москвы. Погибли 82 пассажира и шесть членов экипажа.
Среди них было немало известных людей, в том числе генерал, герой первой Чеченской войны Геннадий Трошев, из-за чего сразу поползли слухи о «неслучайности» катастрофы.
Однако в ходе расследования выяснилось, что у командира экипажа во время полета в крови присутствовал алкоголь. На записи речевого самописца эксперты услышали, как он путал давление с номером рейса, ошибался в цифрах и, в конце концов, передал управление второму пилоту со словами: «Ты же видишь, я не могу». Тот лишь недавно стал управлять Boeing-737 – до этого летал на Ан-2. В данной ситуации трудно было избежать трагедии.
Любопытно, что за год до этого произошел еще один случай, связанный с пьяным сотрудником «Аэрофлот-Норд». В 2007-м на одну из стюардесс компании в норвежском аэропорту пожаловались пассажиры. При проверке подтвердилось, что девушка «под мухой», и к полету ее не допустили. Если бы руководство компании задумалось тогда над поведением своих сотрудников, катастрофы в Перми могло и не быть.
Но она была и имела широкий общественный резонанс. Казалось бы, люди, ответственные за безопасность пассажиров, обязаны извлечь из нее должные уроки, но сделали это далеко не все. 20 июня 2011 года под Петрозаводском сбился с курса и рухнул на землю Ту-134 компании RusAir. На борту было 52 человека, из которых 44 погибли. Выяснилось, что штурман перед самым полетом выпил стакан водки, причем на голодный желудок, а ведь роль штурмана при посадке трудно переоценить. Неудивительно, что, перед тем как рухнуть, Ту-134 сбился с курса.
11 июня 2012 года в Свердловской области бесследно пропал несанкционированно взлетевший с аэродрома Серов Ан-2, на котором после бурного застолья один из пилотов решил покатать группу пассажиров, в том числе начальника местного ГИБДД с его подчиненными и родственниками. Поиски самолета длились несколько месяцев, но безрезультатно (хотя в ходе их были найдены другие самолет и вертолет, пропавшие ранее). Обломки же Ан-2 случайно обнаружили охотники лишь в мае 2013-го.
12 сентября 2012 года Ан-28, выполнявший рейс по маршруту Петропавловск-Камчатский – Палана, при заходе на посадку врезался в сопку. Из находившихся на борту 14 человек выжили лишь четверо. Позже выяснилось, что и командир экипажа, и второй пилот были пьяны. Но при этом, как и в большинстве таких случаев, оба прошли предполетный осмотр.
Детройт перепутал с Нью-Йорком
Под «мухой» валят самолеты не только российские летчики. Самая, пожалуй, нелепая катастрофа по вине пьяного пилота случилась 13 января 1977 года в аэропорту Анкориджа. Грузовой DC-8 должен был выполнять рейс в Токио, однако погода была плохая, и экипаж пытался отговорить командира от полета. Но тому было небо по колено. В итоге самолет рухнул через 300 метров после отрыва от земли. Погибли экипаж из трех человек и два пассажира, сопровождавшие груз.
Впрочем, благодаря бдительности наземных служб выявление пьяных пилотов происходит зачастую еще до взлета. Так, в 2002 году экипаж А-319 авиакомпании America West Airlines был снят с рейса после того, как в пьяном виде собрался лететь из Майами в Феникс. В аэропорту «странное» состояние командира и второго пилота заметили секьюрити. Они пытались их остановить, но тем удалось добраться до лайнера. Когда к месту происшествия прибыла полиция, пилоты уже выруливали машину к взлетной полосе. Полицейским пришлось обратиться к диспетчеру, чтобы тот приказал экипажу вернуться.
В декабре 2008 года в лондонском аэропорту Хитроу задержали пилота Jet Airways, который, будучи навеселе, собрался везти в Мумбай около 300 пассажиров. В ноябре 2010-го с рейса сняли командира экипажа Boeing-757 авиакомпании Delta Airlines: самолет направлялся в Детройт, но пилот, заняв кресло, сообщил диспетчерам, что летит в Нью-Йорк.
И все же подобные случаи – редкость. Западные эксперты считают, что алкоголь не является глобальной проблемой, способной повлиять на безопасность полетов. В 2015 году в американской гражданской авиации провели что-то вроде тотальной проверки: пробы на наличие алкоголя в крови взяли у 56 тыс. авиационных специалистов, включая пилотов, техников, авиадиспетчеров и сотрудников службы безопасности. Не прошли тест лишь 119 человек, или 0,2% от общего числа обследованных. Ну а то, что в кино показывают, как ловко пьяные летчики управляются с самолетом, так на то оно и кино – там вам и Чубакку покажут, и Годзиллу с Кинг-Конгом.
Подготовил Леонард КАПЛЕНКО