Специальный отдел милиции – одно из самых мобильных подразделений в структуре Департамента охраны МВД, способное на самом высоком уровне обеспечивать выполнение поставленных перед ним задач, оснащенное необходимыми специальными средствами, вооружением и новейшим автотранспортом. СОМ был создан в январе 2013 года на базе отдельной специальной роты милиции.
Комментарий начальника специального отдела милиции Департамента охраны МВД подполковника милиции Андрея Вишневского:
– За 30 лет своего существования подразделение выросло из отдельного моторизованного взвода милиции
до отдела, который успешно координирует деятельность всех специальных строевых подразделений Департамента охраны. является примером и новатором во многих изменениях, которые в настоящее время происходят в данном сегменте охранных услуг. Могу с уверенностью сказать, что у специального отдела милиции имеется достаточный практический опыт работы, чтобы успешно и эффективно исполнять договорные обязательства, стоящие перед Департаментом охраны.
В целом сотрудники спецотдела выполняют особые задачи в области охранной деятельности, в том числе осуществляют оперативное управление и координацию деятельности нарядов сопровождения территориальных подразделений Департамента охраны.
К примеру, если у вас есть опасения за сохранность какого-либо имущества, можно обратиться в данный отдел милиции, чтобы вас с грузом сопроводили. Но зачастую сюда приходят заявки не от частных лиц, а от компаний и предприятий, занимающихся перевозками грузов, которые по законодательству требуют обязательного сопровождения. Среди них – алкогольная, спиртосодержащая и табачная продукция, наркотические средства и психотропные вещества, оружие и боеприпасы, драгоценные камни и металлы, а также опасные грузы и взрывчатые вещества.
Мы узнали, как работает спецотдел милиции, в том числе как перевозят опасные грузы.
База специального отдела находится в Минске, на улице Могилевской. Именно отсюда сотрудники выезжают на свое очередное задание. Каждый день может быть абсолютно разный груз, который необходимо перевезти в целости и сохранности. В этот раз мы будем сопровождать грузовик с 20 тоннами технического спирта. Он отправится с ОАО «Бобруйский завод биотехнологий» на склад, расположенный под Минском.
Перед выездом сотрудники отдела заполняют все необходимые документы, получают оружие, проверяют техническую исправность автомобиля, проводится инструктаж. Маршрут следования четко определен, на нем отмечены остановки, которые должен сделать водитель для того, чтобы поесть и заправиться, а также время, за которое ему необходимо это выполнить.
Для нынешнего задания – сопровождения спиртовоза – достаточно одного автомобиля и двух сотрудников. Итак, сформирован наряд в составе командира взвода Сергея Куркуля и командира роты Максима Барановского.
Пока едем к месту назначения, Максим Барановский рассказывает, что в спецотделе работают профессионалы своего дела. Охрана грузов осуществляется с использованием служебного автомобиля оперативного назначения, который, как правило, следует впереди транспортной колонны. Он имеет специальную окраску, световую и звуковую сигнализацию.
На бобруйский завод мы приезжаем вовремя. Однако машина, которую предстоит сопровождать, еще не готова, и ее придется подождать. Но сотрудники спецотдела обязаны прибыть в то время, на которое оформлена заявка.
Минут через 40 спиртовоз наконец-то полностью загружен и готов отправиться в путь. Перед началом поездки сотрудники спецотдела обязаны убедиться в том, что водитель находится в соответствующем физическом состоянии и готов управлять транспортным средством, также с ним проводится инструктаж. Кроме того, под лобовое стекло грузовика кладется табличка, чтобы другие водители видели, что машина едет под сопровождением, проверяются и специальные пломбы. Из документов оформляется акт приема передачи и накладные на перевозимую продукцию.
Все бумаги готовы, и мы держим путь в сторону Минска. Обратная дорога занимает больше времени, так как под сопровождением автомобиля с опасным грузом необходимо соблюдать специальный скоростной режим. Ведь главное в таком непростом деле – безопасность, и спешка здесь совершенно ни к чему, подчеркивает Максим Барановский:
– При необходимости общаемся с водителем сопровождающего транспорта из служебного автомобиля по сотовой связи. В основном система налажена, и никаких форс-мажорных ситуаций не возникает. Все предварительно оговаривается на инструктаже. При перевозке любого груза, если все делать правильно, по инструкции, никаких проблем никогда не возникает. За мою практику серьезных происшествий не случалось. Груз доставляется в целостности и сохранности, ведь это наша непосредственная работа. Больше скажу: наши экипажи работают по всей стране круглосуточно – сопровождать грузы необходимо в любое время суток и в любую погоду.
Сбиться с маршрута тоже не получится. Каждая машина оборудована навигационной системой, которая позволяет определить ее положение в режиме реального времени. Если в пути случается нештатная ситуация, что бывает крайне редко, в основном поломка, то об этом сразу сообщается дежурному. Когда требуется ремонт на СТО, сопровождающие отправляются туда вместе с водителем, поскольку не имеют права оставить груз.
В пути следования буквально каждые 15–20 минут звонит телефон Максима Барановского. Вопросы приходится решать самые разные: и кто поедет в ближайший наряд, какая заявка уже сформирована, куда нужно срочно отправить людей, имеются ли какие сложности в сопровождении грузов на границе.
– Конечно, у нас есть свои правила. Заявку на сопровождение необходимо направлять за двое суток. С каждым клиентом стараемся работать индивидуально. Если возникают вопросы по времени, то по возможности всегда находим выход из ситуации, – рассказывает он.
Наш маршрут прошел без каких-либо происшествий, и на склад под Минском мы приехали около 15.00. Здесь принимают груз, подписывают документы о прибытии машины. После этого конвой сообщает в дежурную часть, что спецмашина доставлена к месту назначения и можно отправляться на следующее задание…
Максим Барановский признается, что за многие годы работы побывал почти в каждом уголке Беларуси:
– Никогда не знаешь, куда мы поедем в следующий раз. Поэтому мне и нравится моя работа, всегда интересно, когда новый маршрут или груз.
А как же можно попасть в спецотдел?
Критерии отбора достаточно серьезные, ведь работа очень ответственная, объясняет Сергей Куркуль:
– Необходимо иметь хорошую физическую подготовку и группу здоровья соответствующую. В процессе службы физподготовку постоянно проверяют, поэтому сотрудники обязаны поддерживать себя в отличной форме. Кандидат должен быть действующим сотрудником органов внутренних дел.
Добавим, что, кроме сопровождения товаров, транспортных средств и охраны грузов, специальный отдел милиции на договорной основе осуществляет личную охрану физических лиц, а также оказывает услуги по приему сигналов тревожной сигнализации, установленной в транспортных средствах и иных объектах заказчиков.
Константин БАКУН, «ТБ»