«Отработка» мимо кассы

 В рамках договора о реализации инвестиционного проекта по созданию в Беларуси централизованной системы сбора и использования отработанных масел, подписанного в 2012 году Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды группой компаний MDD BEL LTD и столичным предприятием «ДВЧ-Менеджмент», всего в республике функционирует более 30 специальных заготовительных пунктов для населения.

«Отработка» мимо кассы

В Минске работают четыре таких заготпункта, в которых принимают отработанные масла: на улицах Грушевская, 140; Карвата, 101; Карастояновой, 47а; Долгиновский тракт, 45а. Должны принимать отработанные автомобильные масла и столичные станции техобслуживания. За текущее полугодие на переработку сдано около 300 тонн такого вида отходов.

В странах Евросоюза на переработку сдается до 70% всего образовавшегося объема масел. В Беларуси этот показатель едва приближается к 10%, что в финансовом эквиваленте потерь оценивается миллионами долларов.

Большинство автолюбителей при гаражной замене масла выливают отработанный углеводородсодержащий продукт в канализационные стоки, а то и просто на землю. А это ко всему еще и экологическая беда: от загрязнения почвы, водоемов разрушаются естественные экосистемы, вред наносится не только животному и растительному миру, но и человеку.

Предприятия тоже не особо утруждают себя правильной утилизацией и нередко используют отработанные масла в качестве топлива в котельных. В данном случае экологи утверждают, что так поступать нельзя: при сжигании образуются выбросы с очень опасными мутагенами, канцерогенами и стойкими органическими загрязнителями.

За прошлый год по стране собрано 2,7 тысячи тонн отработанных масел. Однако этого объема недостаточно, чтобы запустить завод по их переработке на полную мощность, которая составляет не менее 15–20 тысяч тонн в год.

По прогнозам специалистов, количество отработанных масел в Беларуси каждый год будет увеличиваться на 5–7%. Поэтому меры по упорядочению их сбора и переработки надо принимать уже сегодня. В частности, предлагается ввести запрет на сжигание отработанных масел при отсутствии системы очистки выбросов, усилить контроль за соблюдением законодательства об обращении с отходами, создать единую централизованную базу данных об объемах отработанных масел, образующихся у всех субъектов хозяйствования.

Отработанные масла можно регенерировать и получать восстановленный продукт для повторного применения в объеме свыше 90% от переработки. К примеру, жизненный цикл мазутных материалов может достигать 5–8-кратного использования. При этом их стоимость при условии правильного процесса регенерации на 40–70% ниже стоимости первичных нефтепродуктов.

Для «грязного» снега

Предстоящей зимой столичное объединение «Горремавтодор» планирует использовать 13 площадок для временного складирования снега, собранного с проезжей части дорог.

К 1 сентября будет завершено обследование предложенных участков на предмет возможности их применения с экологической точки зрения. Кроме того, в зимний период дорожники будут использовать снегосплавной пункт.

Уже сейчас формируется оптимизация маршрутов снегоуборочной техники, ведется ее подготовка к работе. У дорожных служб Минска  – 790 единиц спецтехники, предназначенной для зимнего содержания улиц. Со сторонними организациями заключены договоры на предоставление при необходимости во временное пользование еще более 500 единиц.

В настоящее время осуществляется заготовка противогололедных материалов. По предварительной оценке, для устранения скользкости на улично-дорожной сети столицы потребуются 47 тысяч тонн песко-соляной смеси и 46 тысяч тонн галита (каменная соль) марки А.

Поглади дорог

Во втором полугодии запланирована замена верхнего слоя покрытия по всей ширине проезжей части улиц в Минске общей площадью 160 тысяч квадратных метров.

За первые шесть месяцев текущего года аналогичные работы выполнены на площади 140 тысяч квадратных метров. Кроме того, локально устранены дефекты на 209 тысячах квадратных метров, в том числе на 78 тысячах квадратных метров ликвидирована критическая ямочность.

На обслуживании столичного объединения «Горремавтодор» находится 23,6 миллиона квадратных метров улично-дорожной сети общей протяженностью 1305 километров.

Знай место

По подсчетам Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров (БАЭС), до трети автомобилей в Минске паркуются с нарушениями правил остановки и стоянки в городе.

Уже не только водители общественного транспорта и коммунальной техники призывают убирать мешающие машины. Устали от такого вида нарушений сами автомобилисты. Несанкционированная парковка снижает доступность объектов, наносит вред экологии, создает помехи, влияет на аварийность.

В настоящее время в Минске широко внедряют оплату парковок, оборудуют полуостровки, препятствующие стоянке возле пешеходных переходов. Одним из эффективных способов видится принудительная эвакуация транспортных средств. Хотя водители научились противостоять и этой системе. Не будем описывать применяемые методы, дабы не распространять имеющийся «опыт».

Одной из основных проблем столицы эксперты считают то, что процесс контроля правил остановки и стоянки децентрализован. Порой не совсем понятно, каковы полномочия сотрудников ГАИ или контролеров уличных парковок в случаях нарушения порядка стоянки в несанкционированных местах. В Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров считают, что должен быть один хозяин, который выстраивает стратегию контроля и управления. Абсурдно выглядит ситуация, когда инспектор ГАИ на тракторе эвакуирует автомобиль: он и судья, и технический исполнитель.

– Нужны один инспектор и несколько технических работников, которым он делегирует некоторые функции, но ключевое решение – именно за сотрудником правоохранительных органов, как установлено законодательством, – считают в БАЭС. – Инспектору, который будет находиться в своеобразном центре управления, предоставят набор средств, чтобы он применял их в зависимости от ситуации. Где-то достаточно листовки с предупреждением, в иных случаях потребуется привлечение эвакуатора.

Первый такой центр управления создали на штрафстоянке по улице Олешева. Оттуда посредством ноутбука, имеющего выход в интернет, инспектор координирует работу. Ему подчинены контролеры парковки, эвакуаторщики. Сотрудник ГАИ получает информацию и принимает правовое решение. Исполнителями становятся те, кто находится на местах. Это позволяет правильно распоряжаться ресурсами, не распыляться сотруднику ГАИ и вместе с тем контролировать обстановку в выделенном районе.

По материалам информационной ленты агентства «Минск-Новости» и onliner.by подготовил Александр МИХАЙЛОВ

Добавить комментарий