Дети всегда должны быть под контролем. И не только родителей. Если во время учебы этим занимаются учителя, то на каникулах к ним активно подключаются и другие службы. Потому с утра пораньше мы собираемся у здания Транспортной инспекции по Гомельской области, дожидаемся сотрудников ГАИ и, получив благословение от начальника отдела контроля автомобильного транспорта Геннадия Титкова, отправляемся контролировать школьные автобусы.
Наш путь лежит к Гомельскому областному институту развития образования, где в тот день проходила языковая олимпиада. Несколько минут ожидания – и к зданию подкатывают два автобуса, полные взволнованных ребятишек. Когда юные пассажиры быстро скрываются за дверями, где им предстоит решать свои сложные задачи, мы направляемся непосредственно к транспортным средствам, доставившим их сюда.
Оба автобуса прибыли из Речицкого аграрного колледжа. Сразу скажем: документы у водителей в полном порядке. Есть даже то, что в данном конкретном случае вовсе не обязательно. Так, на всякий случай. Впрочем, водители уже не первый раз перевозят группы детей и все правила перевозок у них, что называется, от зубов отскакивают. Комплектация также на должном уровне. Но! Если желтый стандартный школьный автобус изначально обозначен всеми необходимыми надписями, то догадаться о том, что его белый собрат перевозит именно детей, можно лишь приблизившись вплотную к окну, где скотчем несколько небрежно, кстати, наклеен обычный листок с довольно невыразительной надписью «олимпиада».
Водитель по этому поводу каких-либо внятных объяснений дать не может, потому тут же следует звонок в Управление образования Гомельского областного исполнительного комитета. И опять – ряд объяснений. Но, судя по всему, лица, ответственные за перевозку детей, также «не совсем в курсе». Впрочем, буквально через минут десять к нам подъезжает ответственный чиновник данного ведомства, который заверяет: буквально в течение получаса сей досадный недостаток будет устранен. И облегченно вздыхает, что он оказался единственным. А между тем сотрудники Транспортной инспекции уже заполняют бланк на устранение выявленных нарушений.
Тут следует сказать, что требования к перевозчикам детей более чем жесткие. Так, сопровождение автобусов, используемых для выполнения организованных автомобильных перевозок групп детей, и инструктаж водителей проводятся соответствующими подразделениями Государственной автомобильной инспекции. Перевозчики, выполняющие автомобильные перевозки групп детей автобусами в нерегулярном сообщении, либо заказчик этих перевозок обязаны заблаговременно, но не позднее трех суток до начала перевозки представить в подразделения ГАИ (по месту отправления групп детей) официальное уведомление о планируемой перевозке. В данном уведомлении указываются дата и маршрут движения, марка и номер государственной регистрации автобуса (автобусов), фамилии и инициалы водителей, которые будут выполнять перевозку детей, с приложением копий списков детей и лиц, их сопровождающих, утвержденных заказчиком.
После получения указанного уведомления сотрудники соответствующего подразделения Государственной автомобильной инспекции обязаны проинструктировать водителей об особенностях требований Правил дорожного движения при автомобильных перевозках групп детей, а также о мерах предосторожности, обеспечивающих безопасность таких перевозок по маршруту. Информация об инструктаже водителей заносится под роспись каждого из инструктируемых в специальный журнал, который хранится в соответствующем подразделении ГАИ.
Технический осмотр автобусов для автомобильной перевозки групп детей в нерегулярном сообщении проводится не ранее чем за 7 дней до начала выполнения перевозки на технической базе автомобильных перевозчиков либо в первоочередном порядке на диагностических станциях. По результатам составляется акт технического осмотра автобуса или диагностическая карта в двух экземплярах с заключением о его допуске к перевозке групп детей.
Более того, к автомобильной перевозке автобусами групп детей допускаются водители, имеющие не менее трех лет непрерывного стажа работы на механических транспортных средствах категории D и не привлекавшиеся на протяжении последнего года к административной ответственности за нарушения Правил дорожного движения, о чем в соответствующие подразделения Государственной автомобильной инспекции должно быть представлено письменное подтверждение, заверенное подписью руководителя и печатью организации, предоставившей водителей для перевозки групп детей.
Подводя итоги проведения целевого комплекса контрольных мероприятий «Перевозка детей», начальник отдела контроля автомобильного транспорта филиала Транспортной инспекции по Гомельской области Геннадий Титков отметил, что если во время аналогичной отработки на зимних каникулах не выявлено ни одного нарушения, то сейчас их было три. Об одном из них мы уже рассказали. Кроме того, в поле зрения сотрудников отдела на этот раз попали автобусы индивидуального предпринимателя А.Б. Ефременко (на боковой поверхности кузова отсутствовала информация о перевозчике) и ЧТУП «Попутчик-Транс» (ветровое стекло транспортного средства со стороны водителя имело трещину в зоне, очищаемой стеклоочистителем).
Надежда ТАРАСОВА-ГУЛЬ, «ТБ»