Для Михаила Григорука и его соратников эти понятия были неотделимы.
В Барановичском отделении БЖД, куда я обратился, мне дали адрес ветерана Великой Отечественной войны дважды почетного железнодорожника Михаила Васильевича Григорука. Я сначала позвонил. Трубку сняла его дочь Валентина. Она сказала, что лучше приехать к ним, чем отправлять отца, которому идет 93-й год, в дорогу.
Я так и сделал. В десятом часу утра был на улице Ленина, в доме № 10. Меня уже ждала Валентина Михайловна. Она – врач-педиатр. В настоящее время ухаживает за отцом, который находится в состоянии реабилитации после перенесенного инсульта. Кстати, меня ветеран узнал. Мы встречались в здании местной дистанции пути лет десять назад. А ее трудовой коллектив Михаил Васильевич возглавлял свыше четверти века.
Родился он 22 ноября 1925 года в деревне Мышицы Жабинковского района, что на Брестчине. Окончив семилетку, в конце 1939-го поступил в Брестский дорожно-механический техникум. Когда учился на втором курсе, получил известие, что грянула война. Михаил Васильевич вспоминает, что по велению сердца как комсомольский активист он вступил в антифашистскую организацию советских патриотов города Бреста. Сначала выполнял ответственные и опасные задания руководства, затем продолжил борьбу с врагом в составе партизанской бригады им. Сталина Брестского соединения.
В подполье
Михаил Васильевич вспоминает, что в 1942 году среди местного населения ходили слухи о партизанах. Об этом он откровенно беседовал с братьями Игнатом и Степаном Хвалько, потому что знал: они надежные ребята, не подведут. И начал Михаил вместе с братьями собирать оружие, которое оставалось после боев, припрятывать его, чтобы затем переправлять партизанам. Параллельно соль и медикаменты для народных мстителей заготавливали. Вскоре появились сводки Совинформбюро, которые нужно было среди населения и вражеских солдат распространять. Подпольщики в этом отношении действовали оперативно, рискуя жизнью.
Игнат Хвалько познакомил Михаила с Иосифом Трофимуком из деревни Смолин Брестского района. И они договорились о координации своих действий, явочных квартирах и конспирации. С этого времени зона подпольной деятельности Григорука значительно расширилась – от Жабинки до Бреста. Молодой человек часто ездил на велосипеде в деревню Смолин. Там брал у Игната «литературу» (газеты, сводки Совинфорбюро, листовки и т. д.) для распространения среди местного населения и солдат вермахта и получал очередные задания. Делал это обычно вечером, во время кормления домашнего скота. «Литературу» перевозил в трубе своего транспортного средства и под нательным бельем, которое зажималось поясом. То же самое делал и отец Михаила Василий Фомич, партизанский связной: собирал медикаменты, соль, зимнюю одежду для партизан. Кроме того, подпольщики ежедневно следили за передвижением поездов и автотранспорта фашистов по шоссейной дороге, а Михаил заносил эти разведданные в специальную книжечку, которую хранил в тайнике.
Осенью 1943 года Михаил в Бресте раздобыл два польских пистолета и хотел доставить их к месту назначения. Для этого забинтовал оружие под нательным бельем, прихватил буханку хлеба и кусочек сала, сел на велосипед и укатил в направлении Жабинки. Перед деревней Тельмы вдруг увидел поваленные столбы телефонно-телеграфной связи. Стало понятно, что это дело рук народных мстителей. Там же, через метров 200-300, стояли посты фашистов с местными полицаями и пулеметами. Один фашист окриком «Хальт!» остановил Михаила. Парень показал аусвайс, что является рабочим строительной фирмы пана Войтюка в Бресте. А на вопрос полицая «Что везешь?» ответил: продукты для больной матери. У полицая были еще вопросы: «Имеешь ли связь с партизанами? Знаешь, кто спилил столбы?» На это парень ответил, что живет вдали от этих мест и ничего не знает.
– Проваливай к черту! – крикнул полицай, толкнув парня в спину. И Михаил, проехав еще немного, свернул на полевую дорогу. Но не упускал из вида шоссе, по которому в сторону Жабинки велась передислокация живой силы и техники врага. Через некоторое время в деревню Мышицы приехали Иосиф Трофимук и Федор Федорук. Михаил рассказал им о случившемся. Они обрадовались, что все обошлось благополучно. Григорук передал подпольщикам оружие, капсулы-взрыватели и разведданные о передвижении военных формирований врага по шоссейной и железной дорогам. А от Иосифа и Федора получил сводки Совинформбюро и местную газету «Заря».
В декабре того же года появилась необходимость перевезти партизанам две винтовки и медикаменты на другой берег реки Мухавец. Михаил договорился о помощи со своей двоюродной сестрой из деревни Щеглики Евдокией Лесничук. Он с вечера подготовил телегу, упаковал все, что подлежало перевозке. Утром прибыла с перевязанной головой Евдокия, и родственники тронулись в дорогу. Жабинку миновали благополучно. А на подъезде к реке их встретили немцы и полицаи.
– Что везете и куда едете? – спросил строго полицай.
– Везу из Жабинки от врача больную тифом сестру, – ответил Михаил. Полицай пошарил рукой в соломе и крикнул: «Убирайтесь к чертям! Не хватало нам еще тифа!» Михаил стегнул лошадь кнутом, чтобы быстрее удалиться от опасности. Евдокия облегченно вздохнула. Под покровом ночи груз был доставлен по назначению.
Как-то по месту работы в Бресте Михаила определили помощником к электрику Михаилу Веремковичу из деревни Бульково. Парень со своим старшим товарищем вскоре подружился. Оказалось, они единомышленники. Веремкович ненавидел фашистов и готов был помогать подполью. Однажды руководство фирмы пана Войтюка послало двух Михаилов в ремонтно-механические мастерские, где ремонтировалась электропроводка немецких автомобилей. Ученик и его старший товарищ как-то занимались ее ремонтом на чердаке и случайно там обнаружили ящик с винтовочными патронами, а в другом месте – 10 комплектов одежды. Решили сумку патронов унести, а одежду уничтожить. Так и сделали.
В партизанах
Привыкать к нелегким партизанским будням Михаилу не пришлось. Он, будучи подпольщиком, не раз участвовал в боевых операциях. Первое «крещение» получил, когда в группе из 12 человек пришлось следовать с обозом за линию фронта для получения оружия и боеприпасов. Было приказано получить все, что дадут, и возвращаться немедленно в отряд. Правда, на обратном пути случались стычки с украинскими бандеровцами. Потерь партизаны не имели. Но отряда на базе не было. Он поменял дислокацию. А руководство осталось прежнее: командир Иван Левоник, начальник штаба Ведмедко и комиссар Аршинов. Михаила определили в группу подрывников. Основное время партизаны находились на выполнении боевых заданий. Путь к объектам врага был опасным. Вылазки осуществлялись в ночное время, необходимо было соблюдать маскировку и бдительность. От каждого требовались выдержка, находчивость и сообразительность. Эти качества каждый партизан приобретал в процессе боевых действий. Первое время подрывники учились готовить ящики для укладки в них тротила.
…Во второй половине июня 1944 года из сводки Совинформбюро партизанам стало известно, что фронт приближается к Минску. Народные мстители радовались этому и старались помогать фронту. Так, отступавшая колонна немцев попала в засаду партизанского отряда. Бой был короткий, но сокрушительный. Значительная часть вражеской техники была уничтожена, десятки фрицев валялись на земле. В этом бою два партизана получили тяжелые ранения. Один из них – Петр Костючик. После длительного лечения в полевом госпитале Петра, инвалида первой группы, отправили в Ессентуки для прохождения курса реабилитации. После войны Михаил Григорук не раз встречался с Костючиком. Они подолгу вспоминали свои партизанские дни.
После освобождения Барановичей отряд начал готовиться к встрече Красной Армии – предстояло влиться в ряды бойцов, чтобы продолжать войну до победы. Несколько диверсионных групп были переданы в распоряжение военных командиров для разминирования дороги на Брест. Григорук вместе с солдатами успешно находил и обезвреживал противотанковые и противопехотные мины, которые фашисты оставили при отступлении. В новом войсковом подразделении Михаил на подступах к Бресту (в районе Задворцев и Тришина) выбивал из окопов немцев и власовцев. При этом бойцы захватили две радиостанции и более десяти власовцев.
Часть партизанского отряда пополнила ряды 70-й армии 1-го Белорусского фронта. А бывших партизан начали отправлять на работу либо на учебу. Григоруку предложили учиться в школе НКВД. Но он сохранил свой студенческий билет Брестского дорожно-механического техникума, который уже работал, и поехал туда продолжать учебу.
На производстве
После техникума Михаил Васильевич работал бригадиром, мостовым мастером, инженером Жабинковской, Лидской дистанций пути, заместителем начальника Слонимского и Бобруйского аналогичных железнодорожных предприятий. А в сентябре 1957 года он переехал в Кричев и возглавил местную дистанцию пути, которая числилась отстающей по всем показателям, в том числе запущена и в социально-бытовом отношении. Надо было идти на прорыв. Это мог сделать толковый специалист и опытный руководитель трудового коллектива. Вышестоящее начальство не сомневалось, что у Григорука это получится. И спустя год положение дел изменилось в лучшую сторону. Выполнялись планы ремонта пути и искусственных сооружений. Кроме того, ежегодно строилось по 8–10 домов для работников предприятия. Капитально ремонтировались старые казармы, переездные посты и другие объекты. В общем, чувствовалась рука заботливого хозяина производства. Через семь лет все путейцы, работающие на линейных станциях, получили жилье. А трудовой коллектив дистанции пути неоднократно выходил лидером соревнования отделения дороги и среди аналогичных железнодорожных предприятий страны.
Вытянул Григорук одно предприятие, упрягся во второе. В 1965 году его назначают начальником Барановичской дистанции пути. Здесь положение было не лучше, чем в Кричеве. За длительное время (свыше четверти века) в Барановичах Михаил Васильевич создал надежную, прочную базу дистанции. Без отрыва от производства окончил с красным дипломом БИИЖТ по специальности «инженер-строитель».
Надо заметить, что новаторство и личная инициатива были постоянным принципом его деятельности. А творческий поиск, неутомимость и целеустремленность – постоянными спутниками. И в этом заключался успех во всех начинаниях. Под руководством Михаила Васильевича Барановичская дистанция пути гремела на весь Союз. Она внедрила новшество – обеспечивала безопасное скоростное движение поездов на бесстыковом пути. Это являлось, вне всякого сомнения, величайшим событием в истории железной дороги и технического прогресса, поскольку были открыты новые потенциальные резервы в перевозке грузов.На базе дистанции работала школа передового опыта, познакомиться приезжали делегации железнодорожников от Прибалтики до Дальнего Востока. Своими достижениями Михаил Григорук делился на семинарах не только в Москве , но и во всех областях Союза.
Заслуга новатора производства – и в том, что он разработал и внедрил в практику технологию планово-предупредительного ремонта на текущем содержании пути с применением машин тяжелого типа. Это дало возможность в два раза сократить трудовые затраты. Совместно с учеными Е. Скрежендевским и Е. Смыковым он принимал активное участие в разработке и внедрении в практику системы механизации и перекладки стрелочных переводов блоками. В 1986 году Михаил Васильевич оказал значительную помощь строителям в создании искусственного сооружения. Так, имея солидный опыт в восстановлении мостов после войны, он организовал в условиях своего предприятия выпуск железобетонных блоков для изготовления водопропускных труб. Понимая важность улучшения состояния пассажирского хозяйства отделения дороги, наладил строительство посадочных платформ и павильонов.
Михаил Григорук был бессменным депутатом горсовета восьми созывов. Выйдя на пенсию, он не остался в стороне от общих дел. Являлся членом президиума горсовета ветеранов. Активно пропагандировал славные трудовые и боевые традиции нашего народа. Он награжден орденами Отечественной войны 2-й степени, Трудового Красного Знамени, Октябрьской революции, медалями «Партизану Великой Отечественной войны», «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие», «За доблестный труд» и еще четырнадцатью. Кроме того, имеет много других наград. В их числе почетные грамоты Верховного Совета БССР, МПС СССР, железной дороги, обкомов, райкомов, горкомов партии и местных исполкомов. В советские времена говорили, что были подготовлены документы на присвоение Григоруку звания Героя Социалистического Труда. Кстати, Героев Соцтруда на то время было огромное количество, а дважды почетных железнодорожников – только восемь человек на весь Союз.
Кирилл ЛИДИН Фото автора и из архива семьи