От типовой инструкции до Правил

О реализации государственной политики в области охраны труда и обеспечения безопасности транспортной деятельности рассказывает начальник управления технической политики – начальник отдела безопасности транспортной деятельности Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Павел БРЕЧКО

От типовой инструкции до Правил

Основными критериями оценки выполнения Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» являются обеспечение здоровых и безопасных условий труда, промышленной, пожарной, ядерной и радиационной безопасности, безопасности движения и эксплуатации транспорта, формирование здорового образа жизни, навыков по обеспечению личной и производственной безопасности граждан.

При этом согласно Закону Республики Беларусь от 5 мая 1998 года «Об основах транспортной деятельности» вся транспортная деятельность базируется в первую очередь на ее безопасности. Поэтому такие вопросы, как охрана труда и безопасность транспортной деятельности, для нашей отрасли всегда были и будут актуальными.

С целью определения основных приоритетов в вопросах обеспечения охраны труда на эту пятилетку утверждена Государственная программа о социальной защите и содействии занятости населения на 2016–2020 годы. В нее входит и подпрограмма «Охрана труда». Основные ее задачи – снижение уровня производственного травматизма, сокращение численности потерпевших при несчастных случаях на производстве со смертельным исходом, уменьшение удельного веса рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда.

Министерство транспорта и коммуникаций является одним из заказчиков данной подпрограммы и в целях выполнения ее заданий приказом Минтранса от 19 апреля №  34-ц утвердило соответствующий план мероприятий.

Из нормативных документов на этот год предусмотрена разработка:

– Типовой инструкции по охране труда для берегового рабочего;

– Типовой инструкции по охране труда при выполнении работ по заправке судов и перекачке топлива;

– Правил охраны труда в пассажирском хозяйстве Белорусской железной дороги.

По итогам девяти месяцев в подведомственных Минтрансу организациях обеспечено уменьшение количества случаев производственного травматизма. Причем наблюдается оно по случаям как со смертельным, так и с тяжелым исходом.

Выполняется и задание подпрограммы «Охрана труда» в части снижения удельного веса рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда. Такая ситуация обусловлена подходами и решениями, принятыми ранее. В то же время, несмотря на существенное сокращение производственного травматизма, самоуспокаиваться не следует.

Особенно это касается таких организаций, как ОАО «ДОРОРС», где в этом году произошло два случая с тяжелым исходом. При этом один специалист, получивший травму, был допущен к работе в состоянии алкогольного опьянения, другой – без проведения проверки знаний по охране труда и стажировки по охране труда. Кроме того, он не был обеспечен средствами индивидуальной защиты в полном объеме (не выдана спецобувь).

ДОРОРС также был отмечен с негативной стороны в справке Государственного секретариата Совета безопасности Республики Беларусь (справка от 05.02.2016 № 21-05/129ДСП) о контроле за выполнением Директивы Президента Республики Беларусь № 1. В частности, в прошлом году установлен факт выполнения работ по выкладке товаров в торговом павильоне магазина «Экспресс» г. Барановичи грузчиком в состоянии алкогольного опьянения (2,2 промилле).

Рабочей группой по вопросам охраны труда при Минском райисполкоме в этом году в совхозе «Минский» ДОРОРС выявлено более 35 нарушений законодательства по организации охраны труда, создающих угрозу для жизни и здоровья работников.

Вызывают опасение у Минтранса и произошедшие смертельные случаи, которые не являются производственными и не включены в государственную статистику, в организациях Белорусской железной дороги. Были факты обнаружения без признаков жизни работников в зданиях предприятий. Несмотря на то что они в эти дни не работали, судебно-медицинская экспертиза показала: граждане находились в состоянии алкогольного опьянения. Такие случаи о многом говорят.

В транспортно-логистическом центре «Минск» РУП «БЕЛИНТЕРТРАНС – транспортно-логистический центр» 18 января уборщиком помещений был обнаружен в санитарно-бытовом помещении без признаков жизни слесарь-сантехник, который работал по графику 16 января. В результате проведенной судебно-
медицинской экспертизы установлено: умерший находился в состоянии алкогольного опьянения.

В Осиповичской дистанции сигнализации и связи 12 марта в служебно-бытовом помещении производственно-технического участка СЦБ станции Слуцк был обнаружен без признаков жизни электромеханик, рабочий день которого закончился 11 марта в 17.00. По медицинскому заключению смерть наступила в результате алкогольного отравления.

По всем таким организациям руководством Минтранса будут приниматься соответствующие решения.

От типовой инструкции до Правил

По материалам семинара «О реализации государственной политики в области охраны труда и обеспечения безопасности транспортной деятельности»

Подготовила Елена ПЕТРОВА, «ДТП»