Помнится, у нас полстраны еще недавно недоумевало, для чего свежеуложенный асфальт поливают из чайника, пока профессионалы по телевизору не объяснили. Новые технологии – ключ к качеству дорожного строительства. Им была посвящена прошедшая 27–28 марта в Минске международная научно-техническая конференция «Новые технологические решения для дорог и мостов в транспортной инфраструктуре». Мероприятие собрало ведущих специалистов по дорожному строительству из Беларуси, России, Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана, Кыргызстана.

Конференция – профессиональный форум, ставший уже традиционным. Участники – как дорожники-практики, так и исследователи, и разработчики. Все, как и положено, на мероприятиях подобного рода: две секции (дорожная и мостовая), разнообразные и зачастую интересные даже непрофессионалу темы выступлений, формальный и неформальный обмен опытом.
В актуальности темы дорожно-транспортной инфраструктуры для сегодняшней Беларуси сомневаться не приходится. В недавней инаугурационной речи Президент Александр Лукашенко подчеркнул: «Качественные дороги, доступный транспорт – приоритет номер один». Магистральные направления обновления дорожной сети широко обсуждаются обществом и СМИ: удобное сообщение с городами-спутниками Минска, современные дороги в глубинке, асфальтобетон, нагрузка на ось грузового транспорта, цифровизация, придорожная инфраструктура и т.п. Эффективные и безопасные дороги – один из факторов устойчивого экономического роста.
Замначальника главного управления автодорог Минтранса Сергей Леончик на конференции четко обозначил заинтересованность государства в новых технологиях дорожного строительства: «На следующую пятилетку ставим себе амбициозную задачу – отремонтировать порядка 25 тыс. км дорог и более 500 мостов. Это задача серьезная. Поэтому важно, чтобы мы вместе с заказчиками, подрядными организациями, проектными, научными институтами работали как единое целое».
У отрасли сформировался запрос на инновации – наука призвана дать на него ответ. Свои ответы на насущные вопросы развития дорожной инфраструктуры представил организатор конференции – «БелдорНИИ». «На данный момент с Узбекистаном работаем над новыми составами асфальтобетона, которые будут устойчивы к температурным режимам и обладать высокой прочностью, – рассказал директор научно-исследовательского института Виталий Пилатов. – Сегодня в лабораторных условиях мы можем прогнозировать, сколько прослужит асфальтобетон при определенной интенсивности». Среди других разработок отраслевого флагмана – комплексные высокотехнологичные жидкие добавки, способные продлить межремонтные сроки для цементобетонных покрытий автодорог.
Ученые с кафедры «Мосты и тоннели» факультета транспортных коммуникаций БНТУ поделились идеями применения искусственного интеллекта (ИИ) на инфраструктурных объектах. Если кратко, то ИИ собирает, хранит и обрабатывает данные на всех этапах жизненного цикла объекта, позволяя оценить его состояние и, соответственно, степень необходимости ремонтных работ. Тема мониторинга состояния инфраструктуры, особенно мостовых сооружений, звучала на конференции неоднократно.
Много докладов оказалось посвящено новым материалам (геосинтетическим, композитным и т.п.). Очень часто акцент делался на асфальтобетоне и повышении его эксплуатационных характеристик – тема заявлена на высшем уровне и потому приоритетна. Для белорусской глубинки наверняка продуктивными окажутся новые технические решения по проектированию автодорог с низкой интенсивностью движения – о них тоже говорили на конференции. Дорожное строительство – тонкая сфера деятельности, тут даже мелочи важны: например, среди инноваций фигурировал предназначенный для отведения воды по откосу насыпи «лоток пластиковый телескопический типа Б-6».
В общем, в резерве у дорожников – немало задумок: с одной стороны, одним чайником, так взволновавшим общественность, дело не обойдется, с другой – кроме ИИ, востребованы и более простые, приземленные технологии. Результат их внедрения транспортники смогут оценить уже в ближайшей перспективе.
Справка «ТБ». В 2021–2025 годах в Беларуси будут отремонтированы и реконструированы 18 тыс. км дорог и почти 500 мостов.
Кирилл НЕЖДАНСКИЙ