Бывший генеральный директор ОАО «Гомельторгавтотранс» Лилия РЫЛУШКИНА 8 апреля отметила свое 80-летие. В автотранспортной отрасли Лилия Антоновна отработала 56 лет, в том числе на посту руководителя – около трех десятков.
В прекрасном месяце апреле, когда весна набирает обороты, лопаются почки на деревьях и засеваются нивы, в городе Гомеле родилась девочка, которую назвали нежным именем – Лилия. Ее отец Антон Фокич, работавший водителем в гомельском грузовом парке № 1, даже и подумать не мог, что дочь не только продолжит его дело, но и станет генеральным директором крупного автотранспортного предприятия. Но, видимо, у Лилии на роду было написано быть лидером, добиваться всего в жизни упорным трудом и не опускать руки перед трудностями. И это свое предназначение наша замечательная юбилярша выполнила сполна.
Она и нынче, находясь в уважаемом возрасте, остается деятельной, легкой на подъем очаровательной женщиной, мамой, бабушкой, прекрасным другом и наставником. Лилия Антоновна – член наблюдательного совета ОАО «Гомельторгавтотранс», предприятия, которое возглавляла многие годы. Достигнув пенсионного возраста, она еще долгое время оставалась на руководящем посту. Уйдя на заслуженный отдых, неоднократно заменяла генерального директора во время его отпусков, всегда была в курсе дел коллектива. Она и нынче живо интересуется его жизнью и насущными заботами.
Лилия Антоновна получила хорошее воспитание в простой трудовой семье. В ней понятия «хлеб», «труд» и «совесть» всегда ставились на первое место.
– Отец вернулся с фронта в 1948 году, прошел три войны: финскую, Великую Отечественную и японскую, – вспоминает Лилия Рылушкина. – На фронтовых дорогах он был за рулем, в мирные дни также крутил баранку. Когда достиг пенсионного возраста, тоже не сидел без дела – пошел работать в ДОСААФ водителем. В общей сложности за рулем отработал 55 лет.
Рассказывая об отце, Лилия Антоновна вспомнила и свои детские годы. Старшая из пятерых братьев и сестер, она помогала маме ухаживать за ними. Всегда была заводилой даже в мальчишеских компаниях, любила играть с ребятами в футбол. С раннего детства увлекалась спортом: волейболом, коньками, лыжами, плаванием. К ней тянулись девчонки и мальчишки, и она могла организовать любую игру. С ней никогда не было скучно – в голове у Лилии роились тысячи мыслей и идей. И в школе она училась хорошо. Правда, отличницей не была, но твердой «хорошисткой» – бесспорно.
СЛУШАТЬ СЕРДЦЕ И ИДТИ СВОИМ ПУТЕМ
После окончания школы Лилия вместе с подругой поехала поступать в Харьковский фармацевтический институт.
Вступительные экзамены сдали: Лилия получше, подруга похуже. Впервые оторванные от дома девчонки чувствовали себя глубоко несчастными. Им казалось, были бы крылья, расправили их и полетели бы в родной город над Сожем. И не нужна им эта фармация, о которой имели весьма смутное представление. В итоге решили забрать документы и поехать домой. В институте Лилии сказали, что, судя по баллам, она должна поступить, но это ее уже не волновало.
Девчушки трое суток просидели на вокзале – билетов не было. И тут они неожиданно встретили своего бывшего учителя рисования. Его им просто Бог послал! Он накормил девочек, купил им билеты в мягкий вагон, посадил на поезд. Через две недели Лилия получила вызов в институт, но учиться в Харьков не поехала. Возможно, это был знак судьбы, которая вела ее своей дорогой, направляла действия и поступки, выстраивала ход мыслей, посылала судьбоносные встречи. Здесь уместно вспомнить и поговорку: «На Бога надейся, а сам не плошай». Ведь от того, какие уроки выносит человек из жизненных ситуаций, зависит очень многое. Важно слушать сердце и идти своим путем.
Проработав год на проходной одной из гомельских фабрик, Лилия решает идти учиться. Окончив техникум, девушка поступает на заочное отделение Московского финансово-экономического института. С образованием бухгалтера тогда еще просто Лиля устраивается на работу счетоводом-кассиром в транспортную организацию ГАП-1. С этого момента и началась ее карьера в автотранспортной отрасли. Однако, прежде чем стать генеральным директором предприятия, ей пришлось пройти долгий и тернистый путь, который не был усыпан розами.
МНЕ ВСЕГДА НРАВИЛАСЬ РАБОТА С ЛЮДЬМИ
С самого начала Лилия проявляла себя грамотным и толковым работником, ведь смекалку и сноровку, умение логически мыслить и творчески относиться к делу не спрячешь. Именно поэтому счетовод-кассир вскоре становится инженером по нормированию труда, затем – начальником планового отдела. Не остаются не замеченными и организаторские способности Лилии Рылушкиной. В те далекие советские годы она была комсомольским вожаком, председателем профкома, секретарем партийного бюро.
Будучи начальником планового отдела, Лилия Антоновна разработала рекордно косвенно-сдельную оплату труда ремонтных рабочих. Это новшество стало хорошим стимулом для работников и получило высокую оценку. На предприятии был проведен семинар для руководителей и главных инженеров областных управлений автотранспортных организаций республики. Лилия Рылушкина рассказала о разработанной ею системе оплаты труда, блестяще и со знанием дела отвечала на вопросы. Позже узнала, что ее работа была представлена в Москве на ВДНХ. Как это ни странно, ни обидно и несправедливо, некоторые получили за нее награды, а фамилия автора даже не прозвучала…
– Я никогда не стремилась делать карьеру, просто трудилась от всей души, – рассказывает Лилия Антоновна. – Зачастую возвращалась домой с чувством неудовлетворенности, казалось, что я не все сделала. Уже тогда мне несколько раз предлагали работу в райкоме партии: сначала – заведующей отделом, затем – председателем партконтроля. Но бумажная работа не прельщала. Мне всегда нравилось общаться с людьми. Возможно, была какая-то внутренняя интуиция, которая подсказывала мне следовать избранному пути, не отклоняться от профессии.
Через некоторое время Лилию Рылушкину назначили заместителем директора по экономическим вопросам. Времена были андроповские, везде проходили тотальные проверки. Солидная делегация проверяющих прибыла и в Гомельскую область. Посетила она и автокомбинат № 1. В тот день и директор, и главный инженер были на больничном, и Лилии Антоновне как заместителю руководителя пришлось принимать удар на себя. Проверяли расход топлива, все прошло без сучка и задоринки. Рылушкина была прекрасным и грамотным специалистом, умело вела дела и документацию. Это испытание она выдержала с честью.
Жизнь Лилии Антоновны никогда не была спокойной, потому что и сама она – неугомонный человек, которому до всего есть дело. Как-то ее вызвали в горком КПБ. По дороге женщина размышляла о причине столь внезапного вызова. Додумалась до того, что, возможно, кто-то написал на нее анонимку. А на деле оказалось, что ей предложили должность генерального директора грузового автомобильного парка № 4.
– Я опешила! Мужская должность, работа женщины руководителем в мужском коллективе – такого в республике еще не было, – вспоминает Лилия Антоновна. – Наша беседа длилась три часа. Решение далось мне нелегко, но в итоге я согласилась.
НЕСПОКОЙНАЯ ЖИЗНЬ «ГЕНЕРАЛА»
В 1985 году Лилия Рылушкина стала руководителем крупнейшего в Гомельской области автотранспортного предприятия и единственной женщиной, занимающей подобную должность в транспортном комплексе республики. Кстати, во всем Союзе таких было две: Лилия Антоновна и женщина, возглавлявшая один из московских таксопарков.
И вот первые шаги на новом месте: улыбки, шепоток за спиной – женщина!
– Я сразу почувствовала, каково это – быть руководителем, нести ответственность за все, – вспоминает юбилярша. – Завела тетрадь, которая была со мной в рабочем кабинете, на кухне, в машине. Любая деловая мысль немедленно записывалась. Привести в порядок помещения и территорию, изучить кадры, в некотором смысле оказавшиеся слабыми, искать замену и т. д. Быть тактичной с каждым и внимательной ко всем. Новый коллектив был сложным, многое пришлось начинать с нуля.
Предприятие оказалось монополистом в городе по перевозкам продуктов питания и промышленных товаров. Водители чувствовали себя вальяжно – они ведь возили дефицитные товары, были сложными в управлении и считали, что новая директорша пришла в парк на время и ничего у нее не выйдет. Но не тут-то было. На первом открытом собрании объявили войну пьянству и нарушителям трудовой дисциплины. И начало в этом вопросе было положено в руководящих звеньях, чтобы рабочие видели и мотали себе на ус.
– Перегрузки на предприятии в то время были колоссальными, а услуги стоили копейки, – продолжает Лилия Антоновна. – При 600 единицах автотранспорта выпуск на линию составлял 550 машин. Работали по жесткому графику, обеспечивая продуктами питания школы, детские сады, торговые предприятия. Да и промтовары тоже нужно было доставлять своевременно. Сложности, непонимание – все пришлось испытать. Чуть что, кивали на автотранспортников, хотя мы были не виноваты в том, что производители вовремя не предоставили свою продукцию. Бывало, вызывали в райисполком, горисполком, райком и горком, где приходилось стоять у стола и объяснять ситуацию…
А сколько было скептиков и недоброжелателей. Некоторые мужчины-руководители прямо в лицо Лилии Антоновне говорили: «Лейтенант, ты никогда не станешь майором, ты эту работу не потянешь». Но Рылушкина делом доказывала, что и женщины на многое способны. С виду хрупкая и в то же время сильная и мужественная, она не сдавалась, налаживала дела и держала ситуацию под контролем.
Принцип «Не быть побежденной», которого она придерживалась, помог ей управлять тысячным коллективом и поднять предприятие на высокий уровень. Хотя один Бог и близкие люди знают, каких трудов и невероятных усилий ей это стоило и какие перегрузки она выносила. А ведь через полгода после назначения директором могла уйти в областное автотранспортное управление, когда бывший генеральный директор А. В. Счеснович приглашал ее своим заместителем по экономике. Но она отказалась. Не могла бросить начатое дело, изменить своим планам.
За время работы Лилии Рылушкиной на предприятии многое в корне изменилось. Совершенствовалась оплата труда и его условия, повысилась дисциплина. Были построены новые ремонтные мастерские, станция техобслуживания, мойка автомобилей, другие производственные объекты и помещения. Много внимания уделялось культуре производства и вопросам охраны труда. Начали развиваться перевозки грузов в международном сообщении. Заинтересованный подход руководителя к развитию предприятия и его деятельности стал приносить свои плоды. ОАО «Гомельторгавтотранс» неоднократно выходило победителем соревнования среди транспортных предприятий Минтранса, а также городских соревнований, награждалось почетными знаками и дипломами.
Как у всякого полководца, у Лилии Рылушкиной была своя гвардия – проверенные и надежные люди, добросовестные труженики. Один из них – почетный автотранспортник Анатолий Барков, который совмещал работу главного механика и главного энергетика (нынче он возглавляет ОАО «Гомельторгавтотранс»). Лилия Антоновна всегда могла положиться на многих специалистов и водителей предприятия, обо всех и не расскажешь. Сама она – почетный автотранспортник, награждена медалью «За трудовую доблесть» и многочисленными почетными грамотами.
СВЕТ МОЙ, ЗЕРКАЛЬЦЕ, СКАЖИ…
Лилия Рылушкина – личность незаурядная.
В 2003 году Белорусский союз женщин выпустил книгу «Женщины Беларуси». Ее героини – государственные, политические и общественные деятели, представители науки, культуры и искусства, сферы образования и здравоохранения, руководители предприятий. Одной из них является и Лилия Рылушкина. О ней снят документальный фильм на белорусском телевидении. А еще есть в этой замечательной женщине шарм и какая-то загадка.
В 2014 году Лилия Антоновна и еще 19 деловых и успешных женщин Гомельщины участвовали в республиканском проекте «Пудра», проходившем в городе над Сожем. Суть заключалась в том, что каждая из участниц должна была сделать себе макияж под прицелом фотокамеры известного фотомастера Николая Ботвинника. Яркая, жизнерадостная, она светилась от счастья. И не нужно было спрашивать у зеркальца, хороша ли – это было видно невооруженным глазом!
С тех пор прошло 5 лет. Лилия Рылушкина не замкнулась в себе. Она по-прежнему предпочитает оставаться на позитивной волне, не предается грусти об ушедших годах и старается всегда находиться в тонусе. Она любит проснуться под пение скворцов, выйти на участок возле дома, утопающий в цветах: лилиях, розах, тюльпанах, крокусах, и полюбоваться тем, во что вложила душу. Раньше ей нравилась эстрада, теперь она отдает предпочтение классической музыке – произведениям Чайковского, Моцарта, Верди.
Лилия Анатоновна – прекрасная мама, замечательная бабушка и прабабушка. Дочь Светлана подарила ей двоих внуков – Константина и Татьяну, которые выросли хорошими и образованными людьми. Большая радость в жизни нашей героини – трое правнучек и один правнук. Жизнь удалась!
Валентина ШИНКЕВИЧ, «ТБ»