Опасность исходит от… родителей

Госавтоинспекция убедительно просит родителей обеспечить безопасную перевозку детей в автомобилях с использованием детских удерживающих устройств и ремней безопасности.

На мотоцикле, мопеде в случае наличия предусмотренного конструкцией места для перевозки пассажир должен быть старше 12 лет и находиться в застегнутом мотошлеме.

15 апреля в 21.40 вблизи д. Конвелишки Вороновского района 20-летний местный житель в состоянии алкогольного опьянения на автомобиле «Ауди-80» не справился с управлением, съехал в правый по ходу движения кювет и опрокинулся. В результате ДТП серьезные травмы получил двухлетний сын водителя, который попутным транспортом был доставлен в УЗ «Вороновская ЦРБ». В машине отсутствовало детское удерживающее устройство, ребенок находился на руках у матери, которая сидела на заднем пассажирском сиденье. В 22.50 мальчик в реанимационном отделении скончался. Возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 317 УК Республики Беларусь.

В январе – марте на территории Республики Беларусь дети стали участниками 48 ДТП, в которых 51 несовершеннолетний получил ранения, погибших не было. По вине взрослых пострадало 45 детей (88%).

23 ребенка получили травмы, будучи пассажирами транспортных средств, погибших не было (за аналогичный период 2015-го погибли двое, получили ранения 13 детей-пассажиров). При этом 10 детей перевозились с нарушением ПДД, пятеро – без использования удерживающих устройств, пятеро старше 12 лет – без использования ремня безопасности.

Ключи под замок

В связи с началом мотосезона по 29 апреля Госавтоинспекция проводит республиканскую профилактическую акцию «Мотодвижение – без нарушений!» по предупреждению дорожно-транспортных происшествий с участием мототранспорта.

Во время мероприятий усилен надзор за выполнением водителями требований Правил дорожного движения, организована работа по выявлению не зарегистрированных в установленном порядке и переоборудованных мотоциклов и мопедов.

65% ДТП с участием мототранспорта совершаются по вине водителей двухколесных механических транспортных средств.

Так, в 2015 году на территории республики с участием мототранспорта совершено 439 ДТП, в которых 50 человек погибли и 460 получили ранения. При этом по вине водителей мототранспорта произошло 285 ДТП, в которых 38 человек погибли, 294 получили травмы и увечья. Каждое четвертое ДТП совершено в состоянии опьянения.

За три месяца года на дорогах республики произошло 14 ДТП (-48,1% по сравнению с аналогичным периодом 2015-го) с участием водителей мототранспорта, в которых один (-83,3%) погиб, 14 (-46,1%) получили ранения. Уже в апреле в ДТП с участием мототехники погибли четыре человека.

Влияние на тяжесть последствий подобных происшествий оказывают управление механическими двухколесными транспортными средствами без навыков вождения, не имея права управления или в состоянии опьянения, несоблюдение требований об использовании водителями и пассажирами мото-
шлемов, перевозка пассажиров сверх количества, предусмотренного технической характеристикой.

Тот, кто сидит за рулем мотоцикла или мопеда, должен понимать, что он полноценный участник дорожного движения и должен быть так же ответственен и внимателен, как и другие водители.

За вождение, не имея права управления транспортным средством, водителю грозит штраф от 1050 тыс. до 4,2 млн рублей, а за повторное такое нарушение закона в течение года можно лишиться 10,5 млн рублей.

Управление мототранспортом и перевозка на нем пассажиров без или с незастегнутыми мотошлемами наказываются штрафом до одной базовой величины (в настоящее время – 210 тыс.). Повторное такое нарушение в течение года повлечет увеличение ответственности от 2 до 5 б. в.

Задача взрослых – контролировать досуг подростков, исключить возможность их доступа к ключам от мотоциклов и мопедов.

Скорость – болезнь заразная

Исследования отечественных специалистов и опыт зарубежных стран свидетельствуют: только в обстановке взаимного уважения всех участников дорожного движения можно добиться снижения числа дорожно-транспортных происшествий.

Обратимся к Правилам дорожного движения. В соответствии с подпунктом 7.2 участники дорожного движения, в том числе водители и пешеходы, обязаны «…действовать добросовестно, корректно, быть внимательными и взаимно вежливыми. Каждый участник дорожного движения, соблюдающий Правила дорожного движения, вправе рассчитывать на то, что и другие участники дорожного движения будут выполнять содержащиеся в них требования».

Дисциплина зависит в первую очередь от общего воспитания человека, его культуры. Культура водителя и пешехода – часть общей культуры человека, то есть его общественного, нравственного и умственного развития. Человека вежливого, доброжелательного, относящегося с уважением и предупредительностью к окружающим, трудно представить в роли нарушителя Правил дорожного движения.

Агрессивность, неуравновешенность, недоброжелательность, высокомерие, пренебрежительное отношение к мнению окружающих и неумение обдумывать последствия своих поступков при определенных обстоятельствах могут привести к беде. Например, под воздействием агрессивности водитель совершает множество опасных действий: легко «заражается» повышенной скоростью обгоняющей машины, пытаясь обойти «обидчика» любой ценой. А когда надо уступить дорогу участнику движения, имеющему преимущество, вопреки здравому смыслу пытается проскочить. Попав на одну полосу с транспортным средством, которое, по его мнению, движется недостаточно быстро, сердится и обгоняет, даже если обгон запрещен. Увидев приближающееся к перекрестку транспортное средство, которое может помешать ему, он не снижает, а, наоборот, прибавляет скорость.

Дорога не терпит резких маневров. Резкое ускорение, торможение, перестроение всегда бывают неожиданными для других участников дорожного движения. Если один водитель обогнал другого, опасно «подрезав», не стоит отвечать ему тем же. «Мщение» на проезжей части никогда к добру не приводило. Состязательность, присущая спорту, недопустима на дороге.

Неуступчивое, грубое поведение участников движения опасно для всех. И наоборот, доброжелательное и предупредительное отношение друг к другу создает благоприятную, спокойную обстановку на дороге. Водитель должен помнить: пешеход перед автомобилем беззащитен. Но и пешеходу не следует забывать, что возможности водителя небезграничны. Никто не в состоянии предусмотреть все ситуации на дороге. Но в большинстве случаев от участников дорожного движения требуется лишь выполнение узаконенных ПДД действий.

Только в обстановке взаимоуважения можно добиться снижения числа дорожно-транспортных происшествий!

Анна БАНАДЫК, старший инспектор по особым поручениям УГАИ МВД Беларуси