Опасное сближение

Беспилотник над Минском едва не столкнулся с самолетом.

Ситуацию, которая произошла в небе над Минском в середине августа, в белорусском авиационном сообществе характеризуют как «чрезвычайная». Благо катастрофы удалось избежать. Департамент по авиации начал расследование происшествия. А пока вопросов по поводу случившегося очень много.

Все ли у нас четко прописано в законодательстве, регламентирующем использование воздушного пространства? Необходимо ли предпринять какие-то меры? Что следует знать владельцам беспилотных летательных аппаратов? В этом и многом другом разбиралась корреспондент «ТБ» Инесса ГЕРМАНЧУК.

Опасное сближение Опасное сближение

Информацию о ЧП со ссылкой на данные белорусских военных в начале сентября сделали достоянием общественности средства массовой информации. Командир Boeing «Белавиа» 14 августа во время захода на посадку доложил диспетчеру о неизвестном летательном аппарате, замеченном в опасной близости (порядка 15–20 метров) от воздушного судна. По его описаниям, это мог быть беспилотник типа «крыло» с длиной фюзеляжа около метра (размах крыла – почти два метра).

В настоящее время Департамент по авиа-ции ведет расследование происшествия, создана специальная комиссия. Ни ее состав, ни какая-либо иная информация, касающаяся расследования, пока не разглашаются. «Комиссия работает», – подтвердили в главном авиационном ведомстве.

С вопросами на тему безопасности воздушного пространства мы обратились в ГП «Белаэронавигация», осуществляющее аэронавигационное обслуживание воздушного движения в нашей стране. Собеседник «ТБ» – инспектор по безопасности полетов Андрей БУРДУКОВ.

– Андрей Владимирович, какие нормативные правовые акты регламентируют деятельность по использованию воздушного пространства в Беларуси? Как в них прописано использование беспилотников или дронов?

– Вообще, понятия «дрон» в нашем законодательстве не существует. Все, что может летать без пилота на борту, условно делится на два класса: авиамодели и беспилотные летательные аппараты.

Что касается первых, то в соответствии с принятым в 2016 году Указом Президента № 81 «Об использовании авиамоделей» для их запуска не требуется разрешение органов Единой системы организации воздушного движения. То есть их не нужно регистрировать и получать каких-либо разрешений. И вообще, в соответствии с этим документом авиамодели выведены из сферы действия Воздушного кодекса. Вместе с тем есть постановление Совмина (от 16.08.2016 № 636), которое определяет правила их использования, а также постановление Минобороны (от 22.08.2016 № 18), устанавливающее запретные зоны, где авиамодели запускать нельзя.

Нужно сказать, что правила, установленные Совмином для авиамоделей, достаточно несложные. Модели общей массой более 0,5 килограмма должны иметь маркировку, позволяющую определить ее владельца (пункт 5 правил). Кроме того, для обеспечения безопасности полета воздушных судов использование авиамоделей осуществляется на высоте, не превышающей 100 метров от уровня земной (или водной) поверхности (пункт 4).

– Существует четкое определение, что такое авиамодель. А что можно отнести к беспилотникам?

– В Указе № 81 есть определение, какие летательные аппараты относятся к авиамоделям. Возможно, оно не очень четкое, можно спорить, насколько легко отнести летательный аппарат именно к авиамоделям, но оно есть.

Авиамодель – летательный аппарат без человека на борту, управление полетом которого возможно только при условии визуального контакта с ним, а также неуправляемый свободнолетающий аппарат.

Авиамодели к Воздушному кодексу и соответственно к нашей деятельности имеют очень опосредованное отношение. Они могут создать угрозу для деятельности гражданской авиации только в том случае, если оператор будет запускать авиамодель, к примеру, возле аэродрома. Тогда самолет, заходящий на посадку, имеет все шансы с ним встретиться.

С этой целью вышеупомянутым постановлением Минобороны определены зоны, запрещенные для использования авиамоделей. Их достаточно много – порядка нескольких десятков. Туда включены и зоны вокруг аэродромов. И если операторы, управляющие авиамоделями, соблюдают правила, опасности они не представляют.

Что касается беспилотников, то до настоящего времени их деятельность не была законодательно урегулирована. Совсем недавно принятая в Минтрансе концепция регулирования использования беспилотных летательных аппаратов в гражданской авиа-ции содержит, будем надеяться, простые и понятные для физических лиц правила пользования беспилотником. Есть надежда, что в нашей стране будут созданы условия для развития беспилотной авиации.

К слову, в новой концепции беспилотные летательные аппараты в зависимости от их веса разделены на четыре класса.

– Можно ли утверждать, что в последнее время обострилась проблема несанкционированного использования воздушного пространства?

– Нельзя сказать, что она возникла только сейчас. Еще совсем недавно у нас была проблема с нелегальными полетами парапланеристов. После проведения некоторых организационных действий она стала гораздо менее острой. Видимо, пришло время заниматься беспилотниками.

– Какие могут быть последствия столкновения с воздушным судном?

– Их тяжело предсказать. Однако они могут быть самыми неприятными.

– Как не допустить ситуаций вроде той, что произошла с «Боингом»? На ваш взгляд, было бы правильно ужесточить правила?

– Если то, что заявил экипаж, реально имело место и подтвердится в ходе расследования, то да, это очень неприятная ситуация. И очень хорошо, на мой взгляд, что в этот раз идет полномасштабное расследование. Тем более если действительно это был беспилотник с двухметровым размахом крыльев. На таких высотах и таких скоростях это могло привести к повреждению воздушного судна и иметь катастрофические последствия.

Самый правильный путь, который позволит не допускать таких инцидентов в будущем, – это добиться четкого соблюдения действующего законодательства. Запрещать или ужесточать неправильно: все равно будут летать.

Запрещенных для использования беспилотниками зон в общем объеме воздушного пространства всего 5–10%. В остальном, пожалуйста, летайте, но соблюдайте минимальные правила. А если нет, ну тогда уже меры принудительного характера…

– Существует ли подобная проблема в других странах?

– Она есть во всем мире. И в ИКАО (Международная организация гражданской авиации. – Прим. авт.) обращается большое внимание на полеты беспилотных воздушных судов. В Европе и Соединенных Штатах интенсивность полетов беспилотников, конечно, выше, чем у нас. Они пытаются разработать какие-то приемы, чтобы внедрить эти аппараты в воздушное пространство, где летают пилотируемые воздушные суда. На первом этапе это будут не очень дешевые способы, но со временем, полагаю, они удешевятся.

Если правила сильно ужесточить, то человек, купивший эту игрушку, просто не пойдет ее никуда регистрировать. Поэтому, на мой взгляд, наше законодательство гораздо лучше, чем у соседей. Летай в пределах этих 100 метров, только не в запрещенных зонах. Проблема разве что в том, что очень многие люди не подозревают об их существовании.

Тем более что информация есть: опубликовано постановление Минобороны, где зоны перечислены. Национальное кадастровое агентство на своем сайте разместило публичную кадастровую карту, где они нанесены на карту Беларуси.

В Европе, например, в самом центре города можно встретить знак (информационную табличку), где указано, что данная территория является запретной для использования дронов. Вот вам, пожалуйста, информирование. Почему бы и нет? Необходимо развивать культуру использования беспилотных аппаратов в нашей стране.

Нарушителей оштрафуют

Минский ОВД на воздушном транспорте предупреждает: в соответствии со статьей 18.41 КоАП РБ нарушение Правил использования воздушного пространства Республики Беларусь влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 20 базовых величин, для юридических лиц – предупреждение или наложение штрафа до 50 базовых величин. То же деяние, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, влечет наложение штрафа от 10 до 50 базовых величин, а на юрлицо – от 20 до 100 базовых величин.

Добавить комментарий