Однажды в Америке

Когда инфраструктура не по карману

Июльское заявление Минтранса Беларуси о том, что при существующей плотности дорог следует уходить от строительства новых в пользу обеспечения должного состояния имеющихся, отечественные СМИ транслировали зачастую без второй части. Спор о том, что лучше: строить новое или поддерживать в порядке построенное, стар как мир. Хуже, когда денег нет ни на одно, ни на другое. Тогда начинается то, что называют инфраструктурным кризисом.

Симптомы этого кризиса – обрушение инфраструктурных объектов 50-, 70- и 100-летней давности. Это общемировая проблема, наиболее острые формы принявшая в США – стране, у которой, как принято считать, достаточно и денег, и технических ресурсов, но плотность инфраструктуры чрезвычайно высока, поэтому средств на нее неизменно оказывается недостаточно.

История вопроса

Словосочетание «инфраструктурный кризис» впервые зазвучало в США еще в президентство Барака Обамы (2008–2016). В президентской кампании 2016 года и Хиллари Клинтон, и Дональд Трамп состязались в обещаниях привести в порядок дороги, мосты, плотины. Президентом стал Трамп – и демократы в Конгрессе США тормознули его план по транспортной инфраструктуре на 1 трлн долларов.

В 2021 году настал черед демократов рулить, и президент Джо Байден внес в Конгресс пакет инфраструктурных затрат на 715 млрд: автодороги, транзит, безопасность движения, регулирование автоперевозчиков, обновление железных дорог и т.п. Парламентарии радостно ринулись добавлять в законопроект новые статьи расходов: «зеленая энергетика», зарядные сети для электромобилей (EV) и пр. Сенатор Берни Сандерс предлагал за инфраструктурные миллиарды обеспечить бесплатными стоматологическими услугами афроамериканцев: мол, зубные мосты – такая же инфраструктура, как и обычные. Стоимость пакета выросла до 1,2 трлн, он превратился в Закон об инвестициях в инфраструктуру и рабочие места и был торжественно подписан Байденом на лужайке перед Белым домом 15 ноября 2021 года.

Справка «ТБ». Закон предусматривает выделение 110 млрд долларов на дороги, мосты и прочую транспортную инфраструктуру, 11 млрд – на программы транспортной безопасности, 39 млрд – на «модернизацию транзита и повышение доступности», 66 млрд – на железные дороги, 7,5 млрд – на национальную сеть зарядных устройств для EV и т.п.

Где деньги, Джо?

Скоро все наладится! Торжественное подписание Закона об инвестициях в инфраструктуру на лужайке перед Белым домом. Источник wikimedia

Как на грех, президентство Байдена оказалось необычайно богато болезненными для критической инфраструктуры катастрофами. Составы массово летели под откос, мосты падали, плотины рушились, энергосети выходили из строя. Сейчас в США снова близятся выборы, и американцы все чаще задаются вопросом, принес ли какой-то эффект с помпой принятый Закон об инвестициях в инфраструктуру.

Судя по всему, нет. Выделенных сумм едва-едва хватило на ямочный ремонт и прочее латание дыр. Лучше всего ситуацию характеризует любимая игрушка политиков – зарядные станции (ЗС) для электротранспорта.

Справка «ТБ». В США функционируют 64 тыс. ЗС, преимущественно частных. Инфраструктурный план Байдена выделил 7,5 млрд долларов на госпрограмму развития пунктов зарядки, предусматривающую создание 500 тыс. новых зарядных станций. За 2022–2023 годы в рамках госпрограммы открыто всего 7 ЗС.

В США дорожное строительство традиционно считается второй-третьей отраслью по коррумпированности, а освоение бюджетных денег – основным видом деятельности политиков. «Как в США, так и в Европе госинвестиции и закупки – политические процессы, характеризующиеся расточительством и коррупцией. Если мы получаем меньше прибыли на доллар с нашего инфраструктурного доллара, чем другие страны, проблема – не в слишком малом количестве долларов, а в слишком малом количестве эффективно потраченных долларов. Нам нужно меньше мостов в никуда и меньше денег, потраченных на поддержку обанкротившихся «зеленых» предприятий», – гласит статья на сайте Гуверовского института.

Сошедшие с рельсов

Железнодорожная катастрофа с пожаром и разливом химикатов в Огайо. Источник X/Twitter

«ТБ» уже писала о том, почему рушатся американские мосты, ветшают дороги, а некогда безукоризненный Boeing терпит фиаско не только в воздухе или  космосе, но и на земле. В 2020-х наряду с другими видами транспорта в фокусе общественного внимания оказались железные дороги США, где постоянно что-нибудь сходило с рельсов, взрывалось, отравляло местность и т.п. Железнодорожный транспорт в Штатах давно убыточен и вынужден экономить на всем, что движется и не движется.

Справка «ТБ». По данным Федеральной железнодорожной администрации, в 2022 году в США с рельсов сошло 1164 поезда, то есть в среднем аварии ежесуточно происходят с тремя составами.

Случай в Огайо, где в начале 2023-го 38 вагонов компании Norfolk Southern сошли с рельсов, еще дюжина загорелась, а властям пришлось эвакуировать население из-за разлива химикатов, хорошо иллюстрирует характер кризиса. Спустя год в пострадавшую от катастрофы местность прикатил Байден. Встретили его там, мягко говоря, не хлебом-солью, а непристойными жестами, выкриками и угрозами голосовать за Трампа.

Президент пожаловался трудящимся Огайо на жадность железнодорожников, из-за которых и приключился весь этот мини-апокалипсис: «Бывают стихийные бедствия, но это – результат жадности, который можно было предотвратить на 100%. Мы подталкивали железные дороги к дополнительным мерам предосторожности, к решению так и не решенных проблем с торможением. Они не справились».

Спору нет, железнодорожники не святые. Но только ли они виноваты? Интересно, какими эпитетами президент США наградил бы работников авиатранспорта, с которым у него сложные отношения. Там тоже с инфраструктурой не очень.

Справка «ТБ». По оценке Американского общества инженеров-строителей, аэропортам США – в среднем около 40 лет, и их модернизация в течение пяти лет потребовала бы 115,4 млрд долларов.

Сколько-сколько?

Пострадавшие от катастрофы трудящиеся Огайо приветствуют прибывшего спустя год в зону бедствия президента США. Источник Daily Mail

В спорах об инфраструктурном кризисе в США столкнулись две крайние точки зрения. Первая принадлежит финансистам: пусть все рушится, рыночек сам все порешает, благо финансовые операции многократно доходнее, чем тягомотное инфраструктурное строительство. Вторая – позиция технократов: следует обновлять инфраструктуру в том виде и количестве, в котором она возводилась 50, 70 или 100 лет назад. В первом случае банально не выделяют ни шиша, во втором – калькулируются заведомо неподъемные суммы.

Справка «ТБ». Американское общество инженеров-строителей считает, что США до 2030 года для преодоления инфраструктурного дефицита должны потратить 3,4 трлн долларов. Максимальные оценки стоимости реконструкции инфраструктурных объектов 1950–1960-х годов достигают 6 трлн.

Характерно, что комплексный независимый аудит инфраструктурных проблем никто не проводит. Правда, все чаще звучат голоса о необходимости смены бизнес-моделей компаний, обслуживающих и эксплуатирующих инфраструктуру. Но мосты продолжают падать, эшелоны – лететь под откос, а жалобы на нехватку денег не стихают.

Иван ДУБОВЕЙ

Добавить комментарий