Когда инфраструктура не по карману
Июльское заявление Минтранса Беларуси о том, что при существующей плотности дорог следует уходить от строительства новых в пользу обеспечения должного состояния имеющихся, отечественные СМИ транслировали зачастую без второй части. Спор о том, что лучше: строить новое или поддерживать в порядке построенное, стар как мир. Хуже, когда денег нет ни на одно, ни на другое. Тогда начинается то, что называют инфраструктурным кризисом.
Симптомы этого кризиса – обрушение инфраструктурных объектов 50-, 70- и 100-летней давности. Это общемировая проблема, наиболее острые формы принявшая в США – стране, у которой, как принято считать, достаточно и денег, и технических ресурсов, но плотность инфраструктуры чрезвычайно высока, поэтому средств на нее неизменно оказывается недостаточно.
История вопроса
Словосочетание «инфраструктурный кризис» впервые зазвучало в США еще в президентство Барака Обамы (2008–2016). В президентской кампании 2016 года и Хиллари Клинтон, и Дональд Трамп состязались в обещаниях привести в порядок дороги, мосты, плотины. Президентом стал Трамп – и демократы в Конгрессе США тормознули его план по транспортной инфраструктуре на 1 трлн долларов.
В 2021 году настал черед демократов рулить, и президент Джо Байден внес в Конгресс пакет инфраструктурных затрат на 715 млрд: автодороги, транзит, безопасность движения, регулирование автоперевозчиков, обновление железных дорог и т.п. Парламентарии радостно ринулись добавлять в законопроект новые статьи расходов: «зеленая энергетика», зарядные сети для электромобилей (EV) и пр. Сенатор Берни Сандерс предлагал за инфраструктурные миллиарды обеспечить бесплатными стоматологическими услугами афроамериканцев: мол, зубные мосты – такая же инфраструктура, как и обычные. Стоимость пакета выросла до 1,2 трлн, он превратился в Закон об инвестициях в инфраструктуру и рабочие места и был торжественно подписан Байденом на лужайке перед Белым домом 15 ноября 2021 года.
Справка «ТБ». Закон предусматривает выделение 110 млрд долларов на дороги, мосты и прочую транспортную инфраструктуру, 11 млрд – на программы транспортной безопасности, 39 млрд – на «модернизацию транзита и повышение доступности», 66 млрд – на железные дороги, 7,5 млрд – на национальную сеть зарядных устройств для EV и т.п.
Где деньги, Джо?
Как на грех, президентство Байдена оказалось необычайно богато болезненными для критической инфраструктуры катастрофами. Составы массово летели под откос, мосты падали, плотины рушились, энергосети выходили из строя. Сейчас в США снова близятся выборы, и американцы все чаще задаются вопросом, принес ли какой-то эффект с помпой принятый Закон об инвестициях в инфраструктуру.
Судя по всему, нет. Выделенных сумм едва-едва хватило на ямочный ремонт и прочее латание дыр. Лучше всего ситуацию характеризует любимая игрушка политиков – зарядные станции (ЗС) для электротранспорта.
Справка «ТБ». В США функционируют 64 тыс. ЗС, преимущественно частных. Инфраструктурный план Байдена выделил 7,5 млрд долларов на госпрограмму развития пунктов зарядки, предусматривающую создание 500 тыс. новых зарядных станций. За 2022–2023 годы в рамках госпрограммы открыто всего 7 ЗС.
В США дорожное строительство традиционно считается второй-третьей отраслью по коррумпированности, а освоение бюджетных денег – основным видом деятельности политиков. «Как в США, так и в Европе госинвестиции и закупки – политические процессы, характеризующиеся расточительством и коррупцией. Если мы получаем меньше прибыли на доллар с нашего инфраструктурного доллара, чем другие страны, проблема – не в слишком малом количестве долларов, а в слишком малом количестве эффективно потраченных долларов. Нам нужно меньше мостов в никуда и меньше денег, потраченных на поддержку обанкротившихся «зеленых» предприятий», – гласит статья на сайте Гуверовского института.
Сошедшие с рельсов
«ТБ» уже писала о том, почему рушатся американские мосты, ветшают дороги, а некогда безукоризненный Boeing терпит фиаско не только в воздухе или космосе, но и на земле. В 2020-х наряду с другими видами транспорта в фокусе общественного внимания оказались железные дороги США, где постоянно что-нибудь сходило с рельсов, взрывалось, отравляло местность и т.п. Железнодорожный транспорт в Штатах давно убыточен и вынужден экономить на всем, что движется и не движется.
Справка «ТБ». По данным Федеральной железнодорожной администрации, в 2022 году в США с рельсов сошло 1164 поезда, то есть в среднем аварии ежесуточно происходят с тремя составами.
Случай в Огайо, где в начале 2023-го 38 вагонов компании Norfolk Southern сошли с рельсов, еще дюжина загорелась, а властям пришлось эвакуировать население из-за разлива химикатов, хорошо иллюстрирует характер кризиса. Спустя год в пострадавшую от катастрофы местность прикатил Байден. Встретили его там, мягко говоря, не хлебом-солью, а непристойными жестами, выкриками и угрозами голосовать за Трампа.
Президент пожаловался трудящимся Огайо на жадность железнодорожников, из-за которых и приключился весь этот мини-апокалипсис: «Бывают стихийные бедствия, но это – результат жадности, который можно было предотвратить на 100%. Мы подталкивали железные дороги к дополнительным мерам предосторожности, к решению так и не решенных проблем с торможением. Они не справились».
Спору нет, железнодорожники не святые. Но только ли они виноваты? Интересно, какими эпитетами президент США наградил бы работников авиатранспорта, с которым у него сложные отношения. Там тоже с инфраструктурой не очень.
Справка «ТБ». По оценке Американского общества инженеров-строителей, аэропортам США – в среднем около 40 лет, и их модернизация в течение пяти лет потребовала бы 115,4 млрд долларов.
Сколько-сколько?
В спорах об инфраструктурном кризисе в США столкнулись две крайние точки зрения. Первая принадлежит финансистам: пусть все рушится, рыночек сам все порешает, благо финансовые операции многократно доходнее, чем тягомотное инфраструктурное строительство. Вторая – позиция технократов: следует обновлять инфраструктуру в том виде и количестве, в котором она возводилась 50, 70 или 100 лет назад. В первом случае банально не выделяют ни шиша, во втором – калькулируются заведомо неподъемные суммы.
Справка «ТБ». Американское общество инженеров-строителей считает, что США до 2030 года для преодоления инфраструктурного дефицита должны потратить 3,4 трлн долларов. Максимальные оценки стоимости реконструкции инфраструктурных объектов 1950–1960-х годов достигают 6 трлн.
Характерно, что комплексный независимый аудит инфраструктурных проблем никто не проводит. Правда, все чаще звучат голоса о необходимости смены бизнес-моделей компаний, обслуживающих и эксплуатирующих инфраструктуру. Но мосты продолжают падать, эшелоны – лететь под откос, а жалобы на нехватку денег не стихают.
Иван ДУБОВЕЙ