ОБЯЗАТЕЛЬНО К ПРОЧТЕНИЮ
Уточнены требования безопасности к перевозчикам и терминалам

3 марта Совет Министров Беларуси принял Постановление № 130, вносящее изменение в Постановление № 100 от 14.02.2024. Коррективы вносятся в целях реализации соглашения правительств Беларуси и России по обеспечению транспортной безопасности от 19 февраля 2021 года и ратифицирующего это соглашение закона Республики Беларусь. Да, это опять все про нее – транспортную безопасность.

Изображение носит иллюстративный характер

Постановление вступает в силу через три месяца, его суть – уточнение и утверждение требований обеспечения транспортной безопасности (ОТБ) к перевозчикам и владельцам инфраструктуры и транспортных средств. Охватывают они как автоперевозчиков, так и железнодорожный транспорт общего пользования, а также пассажирские терминалы. Сами требования собраны в приложенных к постановлению Положениях, там же даны определения законодательно утвержденной терминологии по ОТБ.

Если кратко и совсем просто, то владельцы инфраструктурных объектов и ТС, а также перевозчики обязаны соблюдать требования по безопасности на трех уровнях. Уровень № 1 – обычный, постоянно действующий режим при отсутствии сигнала тревоги; уровень № 2 – режим, вводимый при получении неподтвержденной информации об угрозе акта незаконного вмешательства; уровень № 3 – уровень подтвержденной информации об угрозе или уже совершенном акте незаконного вмешательства, включая обнаружение орудий и средств вмешательства, выявление террористической или экстремистской деятельности, ведущей к вмешательству и т.д.

К требованиям при уровне № 1 документ относит назначение ответственных за ОТБ лиц и определение их должностных обязанностей, наличие и соблюдение организационно-распорядительных документов, оборудование техсредствами и исключение доступа к ним посторонних, поддержание в постоянной готовности средств связи, учения и тренировки по ОТБ, информирование органов внутренних дел и всех, находящихся в зоне ответственности и т.п.

Для терминалов (глава 2 Положения) и ТС (глава 3) у этих стандартных требований есть своя специфика. Скажем, у автоперевозчика фигурирует осмотр ТС до и после рейса либо на остановках, для терминалов речь идет о пропускном и внутриобъектовом режимах. Важный для автоперевозчиков нюанс: ответственные за ОТБ назначаются при численности работников более 15 человек. Подробности и детали – в Положении, а пока переходим на уровни № 2–3.

На каждом последующем действуют требования предыдущих уровней, но к ним в силу возрастания угроз безопасности добавляются новые. На уровне № 2 для терминалов это меры по обеспечению сохранности материальных ценностей, предметов, документов, присутствие возможных очевидцев до прибытия органов реагирования, ограничение или запрет на приближения людей к терминалу (его части), ограничение движения на нем и т.п.

У ТС перечень аналогичных норм даже обширнее, но суть та же: обеспечение водителем непрерывного контроля за салоном и входными дверями при посадке и высадке, меры по сохранности все тех же матценностей, предметов, документов, ограничение или запрет движения ТС, посадки в него или проноса вещей и пр. На уровне № 3, когда угроза подтверждена и очевидна, к этому добавляются эвакуация людей, минимизация и ликвидации последствий акта незаконного вмешательства, оказание содействия органам реагирования, к которым переходит ведущая роль в ОТБ. Еще раз акцентируем: по мере возрастания уровня возрастает и роль в принятии решений органов реагирования, сами уровни № 2–3 – это, по большому счету, уже их управленческая компетенция.

Положение о требованиях к владельцам пассажирских терминалов и автоперевозчикам по обеспечению транспортной безопасности пассажирских терминалов и транспортных средств – хороший регуляторный документ: в нем четко видна как внутренняя логика требований, так и детали, а также содержится (в Общих положениях) разъяснение применяемой терминологии. Как говорится, рекомендовано к обязательному прочтению для специалистов ОТБ и всех заинтересованных лиц.

Иван ДУБОВЕЙ

Добавить комментарий