15 апреля исполнилось 105 лет со дня рождения Героя Советского Союза Тимофея Ромашкина. В Минске, в сквере возле старого аэропорта, установлен памятник герою. Но немногие, разве что авиаторы, знают историю его подвига.
Тимофей Ромашкин родился в деревне Марченки ныне Городокского района Витебской области. Окончил Ульяновскую авиатехническую школу. Был участником двух войн – советско-финской и Великой Отечественной. Награжден медалями «За отвагу», «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». К сожалению, погиб он уже в мирное время, спасая ценой собственной жизни других людей.
Огонь на себя
После окончания войны Тимофей Ромашкин работал бортмехаником на воздушном судне Ли-2 Эстонской объединенной авиационной эскадрильи в составе Белорусского управления гражданской авиации.
8 января 1954 года самолет выполнял рейс по маршруту Таллин – Минск – Ленинград. На борту находились четыре члена экипажа, пять пассажиров и груз. Вскоре после взлета и набора высоты в кабину пилотов ворвались вооруженные мужчина и женщина, потребовавшие направить самолет в Финляндию.
Тимофей Ромашкин находился ближе других к террористам. Улучив момент, он сбил бандитку с ног и бросился к ее сообщнику, однако тот успел несколько раз выстрелить в упор. На помощь раненому подоспели командир корабля и второй пилот, обезвредившие бандита. Самолет вернулся на аэродром, где уже дежурила скорая медицинская помощь. Однако спасти Тимофея Ромашкина не удалось.
Бортмеханика похоронили с почестями на военном кладбище в Таллине. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 марта 1954 года за мужество и самоотверженность, проявленные при задержании преступников, ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
В истории советской гражданской авиации события 8 января 1954 года отмечены как первая попытка захвата в СССР воздушного судна.
Дань памяти
5 апреля в сквере возле старого минского аэропорта администрация Октябрьского района столицы организовала у памятника Тимофею Ромашкину митинг, посвященный 105-летию со дня его рождения. Среди многочисленных гостей были и представители Департамента по авиации Минтранса. От лица авиаторов выступил замкомандира авиационной эскадрильи авиакомпании «Белавиа» Виктор Брановицкий, рассказавший о жизни и смерти героя.
«В свое время я работал в аэропорту Минск-1», – поделился воспоминаниями Виктор Брановицкий. – Мы тогда практически ничего не знали о подвиге Тимофея Ромашкина. Во времена Советского Союза пресса мало писала о совершаемых терактах. Но теперь это – открытая информация».
Как действующий пилот он не мог не затронуть в выступлении эту животрепещущую тему. С появлением более вместительных самолетов и началом массовых пассажирских перевозок в авиации усилились террористические угрозы. Поэтому совсем неслучайным было напоминание и о других печально известных авиационных происшествиях. «ТБ» вспомнила о тех, что произошли в экс-СССР.
Справка «ТБ». С 1964 по 1983 год в Советском Союзе были зафиксированы 43 попытки угона самолетов. Крайне редко такие акции завершались успешно для преступников. После того как в 1970 году отец и сын Бразинскасы совершили угон самолета в Турцию, убив 19-летнюю стюардессу Надю Курченко, экипажи советских самолетов стали вооружать пистолетами. С 1973-го угон в СССР стали квалифицировать как самостоятельный вид преступления.
«Золотая» молодежь Грузии
В ноябре 1983 года молодыми представителями влиятельных грузинских семей была предпринята одна из самых громких попыток угона самолета из СССР за границу. Своей целью злоумышленники ставили побег в Турцию. К захвату готовились тщательно. Запаслись оружием, боеприпасами, тренировались в стрельбе из пистолета. Заранее договорились с работницей аэропорта, что та пронесет на борт самолета их ручную кладь с оружием.
18 ноября семь участников группы зарегистрировались в аэропорту Тбилиси на рейс в Батуми. Однако в связи с малой наполняемостью рейса им предложили лететь другим самолетом – Ту-134, следовавшим по маршруту Тбилиси – Батуми – Киев – Ленинград.
Когда по расчетам бандитов воздушное судно находилось в наиболее близкой к Турции точке, они взяли в заложники стюардесс и ворвались в кабину пилотов. Завязалась перестрелка, в результате которой один член экипажа погиб, другой смертельно ранен. Нападавшие тоже понесли потери: один из них был убит, двое ранены. В этот момент штурману и командиру удалось закрыть бронированную дверь в кабину пилотов. Тогда участники нападения открыли беспорядочную стрельбу по пассажирам и ранили несколько человек.
Спустя некоторое время захваченный террористами лайнер произвел-таки посадку на аэродроме в Тбилиси, где уже был введен в действие оперативный план. Чтобы убедить преступников сдаться, в аэропорт доставили их родителей. Однако переговоры ни к чему не привели – захватчики настаивали на вылете в Турцию. В противном случае угрожали расстреливать каждый час по три заложника и даже взорвать самолет. В течение 14 часов они запрещали пассажирам есть, пить и пользоваться туалетом.
Штурм воздушного судна бойцами «Альфы» начался ранним утром следующего дня. В течение всего нескольких минут террористы были обезврежены.
Жертвами теракта стали пилоты Анзор Чедия, Завен Шарбатян, бортпроводница Валентина Крутикова и два пассажира. Еще 10 человек были ранены.
Трех террористов, а также их пособника, не участвовавшего в угоне, но склонившего на это молодежь, приговорили к расстрелу.
6 февраля 1984 года – указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество и героизм, проявленные при задержании особо опасных преступников, командиру экипажа Ахматгеру Гардапхадзе и штурману Владимиру Гасояну присвоено звание Героя Советского Союза.
Талантливые Симеоны
В марте 1988 года произошла попытка вооруженного побега из СССР и захвата самолета Ту-154 Овечкиными.
В семье было 11 детей, включая семерых сыновей, игравших в семейном джазовом ансамбле «Семь Симеонов». Коллектив успешно гастролировал по стране, об Овечкиных писали в прессе. Однако сам факт рождения в СССР они считали своим самым большим несчастьем. После зарубежных гастролей ансамбля в Японии старшие братья приняли решение покинуть страну и начали к этому готовиться.
Во время одной из поездок Овечкины обратили внимание на то, что футляр с контрабасом по габаритам не проходит в досматривающее устройство, поэтому служба безопасности аэропорта ограничивалась лишь внешним осмотром. Так был найден способ пронести оружие на борт самолета – в футляре для инструмента сделали двойное дно, где спрятали оружие, бомбы, патроны.
8 марта Нинель и ее 10 детей (старшая замужняя дочь жила отдельно) прибыли в аэропорт Иркутска с ручной кладью и музыкальными инструментами для посадки на самолет «Аэрофлота», выполнявший рейс по маршруту Иркутск – Курган – Ленинград.
Чтобы не вызвать лишних подозрений, в салоне лайнера старшие Овечкины показывали стюардессам фотографии своего ансамбля. Когда же настало время «Ч», братья встали и, угрожая ружейными обрезами, запретили остальным пассажирам покидать свои места. Бортпроводнице была передана записка с требованием изменить курс самолета под угрозой взрыва и приземлиться в Лондоне или другом городе на территории Великобритании.
Чтобы не подвергать опасности жизнь пассажиров, экипаж сначала действительно принял решение лететь за рубеж. Однако запасов топлива для такого перелета не хватало. К тому же экипаж не был подготовлен к совершению международных рейсов – пилоты не знали расположения воздушных коридоров и зарубежной системы эшелонирования.
Бортинженер сумел убедить угонщиков совершить посадку для дозаправки самолета якобы на территории Финляндии. На самом же деле воздушное судно приземлилось на военном аэродроме неподалеку от финской границы.
Когда Овечкины увидели в иллюминаторы советских солдат, они поняли, что их обманули. Пытались выломать дверь в кабину пилотов. Когда не получилось, застрелили стюардессу Тамару Жаркую. На переговоры не соглашались. На просьбу отпустить хотя бы женщин и детей ответили категорическим отказом. Когда же группа захвата проникла в самолет через кабину пилотов, угонщики оказали вооруженное сопротивление.
Но вскоре боеприпасы у них закончились. И тогда Овечкины приняли отчаянное решение покончить с собой. От взрыва самодельного взрывного устройства на борту самолета начался пожар, но члены семьи не пострадали.
И тогда Василий Овечкин велел вывести из самолета младших братьев и сестер, поскольку они не были замешаны в планах по захвату самолета. После этого мать приказала ему застрелить ее, старших детей и себя.
Из 8 членов экипажа и 76 пассажиров погибли четверо, 15 получили ранения. Авиалайнер полностью сгорел.
Справка «ТБ». Теракт 11 сентября 2001 года в США представлял собой четыре скоординированных террористических акта-самоубийства, совершенные членами террористической организации «Аль-Каида» с помощью захваченных авиалайнеров. Террористическая атака на Нью-Йорк и Вашингтон стала крупнейшей в истории по числу жертв – 2977 человек.
Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ТБ»