Работа с обращениями граждан всегда считалась и считается неотъемлемым атрибутом деятельности государственных органов. Обращения к представителям власти следует рассматривать как участие населения в управлении государством, а также как возможность устранения нарушенной законности и предотвращения правонарушений.
Ежегодно в органах внутренних дел в рамках законодательства об обращениях рассматривается более 150 тысяч заявлений. Злободневные вопросы граждан касаются различных сфер жизнедеятельности. Причин появления всевозможных жалоб, причем как весомых, так и мелких, множество.
Указом Президента Республики Беларусь «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» закреплен принцип первоочередного рассмотрения обращений непосредственно на местах. Вместе с тем люди зачастую выбирают путь наименьшего сопротивления и обращаются со своими проблемами сразу к министру внутренних дел или руководителям других вышестоящих республиканских органов госуправления. Только в текущем году приемную министерства посетило более 1,2 тысячи человек. В то же время анализ работы с обращениями показывает, что в подавляющем большинстве правоохранители внимательно относятся к решению проблем граждан.
Справедливое отношение к людям – одно из основных требований к руководителям всех уровней. В этой связи сегодня как никогда высоко оценивается роль и значимость личных приемов граждан, в том числе выездных, прямых телефонных линий. Эта форма работы помогает оперативно выявлять и решать наиболее острые и общественно значимые проблемы общества, вскрывать факты волокиты и формализма в работе с обращениями.
Почти пять лет назад в Беларуси появилась возможность направлять обращения в электронной форме. В силу стремительного развития информационных технологий данная форма работы – очень своевременная и действенная. Сейчас от общего объема поступающих в МВД обращений каждое десятое – электронное. И ежегодно отмечается тенденция к их росту.
К электронным обращениям, как правило, прибегает молодое поколение, хотя в последнее время люди зрелого возраста тоже активно используют такую возможность. Большая часть электронных обращений носит информационно-справочный характер.
Для решения более значимых проблем граждане по-прежнему предпочитают письменную форму обращения.
Дмитрий ЯКЖИК, заместитель начальника УЗГС МВД Республики Беларусь