В апреле витебский байк-клуб «Псы дорог» официально и громко открыл мотосезон-2017.
Колонна мотоциклистов собралась на Вороновском кольце – месте, где в нескольких километрах от города пересекаются три крупные автомагистрали. Оттуда в сопровождении Госавтоинспекции байкеры с ревом проехали через Московский проспект, площадь Победы, улицу Ленина и остановились на площадке у кафе «Театральное».
– Это традиционное мероприятие. И оно носит прежде всего предупредительный характер для всех участников дорожного движения. Таким образом мы громко заявляем о том, что на дороги выезжают мотоциклисты и люди должны быть внимательными, – пояснил руководитель «Псов дорог» Дмитрий Щемелев.
Впрочем, как уточнили члены клуба, для большинства из них это не столько открытие мотосезона, сколько его смена, потому что колесят они по дорогам Беларуси и за ее пределами как летом, так и зимой. Навещают отделения клуба по всей стране, дружественные клубы, например, в России, общаются, обмениваются новостями.
– Это мероприятие в большей степени устраивается для новичков в наших рядах. Поскольку, как ни прискорбно это говорить, трагедии все-таки происходят, и мы хотим напомнить и новичкам, и всем остальным, что мотоцикл – опасный вид транспорта, но в то же время интересный. Нужно понимать: гоняют на кортах и спортивных трассах. А мы спокойно ездим – с соблюдением Правил дорожного движения, а также элементарной этики, – заключил один из опытных «псов» Игорь Крученков.
Предполагалось, что в первом официальном заезде поучаствует более 100 байкеров, но холодная погода сделала свое дело. Так, к началу пробега на Вороновском кольце собралось около 80 самых суровых витебских мужчин и бесстрашных девушек. Большинство – на японских байках и спортивных мотоциклах Suzuki, Kawasaki, Yamaha и Honda. Из последних, конечно, особенно выделялись красавцы Gold Wing, которые называют кабриолетами на двух колесах. Впрочем, были и мотоциклы советского производства, переделанные владельцами под себя. Некоторые взяли на мотопробег своих подруг, а один из членов клуба в качестве пассажира вез с собой символ «Псов дорог» – собаку Диту.
Поддержать друзей-одноклубников пришел настоятель костела Иисуса Милосердного в Витебске ксендз Андрей Анискевич. Он пригласил всех 8 мая на службу, после которой он освятит байкеров и их мотоциклы не только из Витебска, но также из Лепеля, Докшиц, Глубокого, Орши, Борисова и других городов.
Родом из девяностых
Программист и банковский служащий, священнослужитель и автомеханик, преподаватель информатики и рок-музыкант. Кто кем работает – угадать сложно. Тяжелые кожаные куртки и шлемы преображают человека до неузнаваемости.
По словам Сергея, байкера с 10-летним стажем, у многих членов клуба есть специальная куртка с нашивками. Расположенная вверху означает, что клуб международный и имеет отделения в России и Беларуси. Следующая – именная клубная нашивка. Находящаяся еще ниже (мотоцикл с коляской) свидетельствует, что человек ездит круглый год (выдается за минимальный пробег зимой в 1000 км). Дальше – Forever two wheels, в переводе «навсегда два колеса», Respect – уважение клуба к человеку, проехавшему за год минимально 18 400 километров.
А еще любители пыли дорог и свиста ветра верят в приметы. Об этом рассказал Алексей, байкер с 3-летним стажем. Например, уронишь байк – к женитьбе, а упал шлем перед поездкой – лучше не ехать. Настоящий байкер никогда не сядет на мотоцикл справа, а перед выездом обязательно заглянет в бак, даже если заправился полчаса назад.
Для этих людей действительно не существует границ. Они, в отличие от многих, чувствуют себя уютно лишь при встречном ветре и уходящей за горизонт дорожной разметке.
Байк-клубу «Псы дорог» уже 15 лет. А начиналось все в конце девяностых годов прошлого столетия, когда идея создания витебского мотоклуба пришла в голову Лешему, который работал тогда в 147-м училище. И первый свой байк он собрал там же, в автошколе учебного заведения, на втором этаже. Надо было видеть, как его оттуда спускали…
Первый костяк единомышленников собрался тогда же. Были долгие посиделки за столом, обсуждения создания клуба, выработка его внутренних правил и законов. Начитавшись и насмотревшись американских «Ангелов ада», ребята приступили к реализации своих планов.
То, что клуб должен быть официально зарегистрированным, решили сразу, но осуществить задуманное удалось только в 1998 году. После Минска это был второй в стране официально зарегистрированный мотоклуб под официальным названием «Молодежное общественное объединение «Мотоклуб «Железный ворон».
Становление клуба проходило интересно, весело и в то же время крайне тяжело. Первым делом было решено завоевать доверие и авторитет среди как мотолюбителей, так и официальных лиц.
– Вначале ребята занимались охраной концертов, благо опыт такой был. Затем попробовали привозить в Витебск рок-группы сами, – рассказывал мне один из создателей мотоклуба в Витебске. – И пару раз хорошо «влетели», но приобрели бесценный опыт. Силами клуба в город приезжали «Король и шут», тогда еще совсем зеленые, два раза привозили «Гражданскую оборону». От встречи с Егором Летовым до сих пор теплые и приятные воспоминания. А еще были «Красные звезды», «Пурген», «Пять диезов» и другие. Благодаря развитию рок-движения в городе появилось огромное количество молодых рок-групп, играющих в различных стилях. При организации в дальнейшем мотослетов это нам очень помогло, так как было из чего выбирать. В начале двухтысячных годов клуб раскололся. «Железный ворон» приказал долго жить, а из второго костяка образовались «Псы дорог».
За время существования мотоклуб провел уже несколько международных слетов. В начале пути это действительно стоило титанических усилий – как финансовых, так и людских. Сейчас тоже не без трудностей. Но уже по накатанной колее.
На открытии мотосезона в Витебске снова звучал рок. Собравшиеся любители мототехники и случайные прохожие любовались и с интересом обсуждали двухколесных красавцев. Затем организаторы мероприятия пригласили всех желающих поучаствовать в конкурсах.
Главное – безопасность
Впрочем, сегодня основатели клуба – уже взрослые дядьки. Конечно, увлечение роком и романтикой дорог никуда не ушло. Но, видя дорожную ситуацию изнутри, они пекутся о безопасности, активно сотрудничают с Госавтоинспекцией, проводят совместные акции. Вот и на открытии мотосезона не обошлось без представителей ГАИ – во главе колонны байкеров рядом с руководителем выстроились два мотоцикла BMW из мотогруппы ДПС ГАИ УВД Витебского облисполкома.
– Накануне мы провели с клубом совещание, определились с планом совместных мероприятий на год. А что касается работы с одиночными гонщиками-нарушителями, то мы их предупреждаем: вместе с «Псами дорог» организуем профилактические мероприятия. К тем, кто не реагирует, применяем административный ресурс. Наш мотоотряд в круглосуточном режиме не только отрабатывает Витебск, но и выезжает в районы, – отметил начальник управления ГАИ области Владимир Назарко.
Кроме того, несколько мотоциклистов направилось в СШ № 46, чтобы поучаствовать в организованном управлением ГАИ обучающем мероприятии для учеников 3–7-х классов.
– На территории автогородка дети на практике познавали основы безопасного поведения на дороге. Мы смоделировали различные дорожные ситуации, в том числе аварийные – на пешеходных переходах и перекрестках, с участием пешеходов и водителей на детских электромобилях,
предоставленных спонсорами. Также организовали конкурсы по фигурному вождению велосипедов и многое другое, – пояснил начальник отделения агитации и пропаганды ГАИ УВД Витебского облисполкома Александр Казючиц.
Кстати, сейчас в Витебской области зарегистрировано около 11 тыс. мотоциклов, из них почти 8 тыс. – в Витебске.
Геннадий Закржевский, «ТБ»