НЕБО ПОД ЗАПРЕТОМ: ДРОНАМ ТОЛЬКО ПО РАЗРЕШЕНИЮ

Как известно, в Беларуси введен запрет на ввоз в страну, а также хранение, оборот, эксплуатацию и изготовление гражданских беспилотных летательных аппаратов. Соответствующий Указ № 297 глава государства подписал 25 сентября. Документ направлен на обеспечение общественной безопасности и регламентирование порядка госучета беспилотников и авиамоделей. Согласно указу, использовать БЛА могут только ИП и организации, получившие разрешение. 

С выходом в свет данного документа у рядовых граждан возникло немало вопросов, связанных с его практическим применением. К примеру, многие имеют в наличии небольшие квадрокоптеры, которые покупались для совместного запуска с детьми или же видеосъемок для семейного архива. Дроны активно используют в своей работе предприятия дорожной отрасли, МЧС и МВД. 

Список самых распространенных вопросов, которые, что называется, на слуху, мы адресовали Департаменту по авиации Министерства транспорта и коммуникаций, принимавшему участие в разработке указа. Предлагаем вниманию читателей «ТБ» подробные комментарии авиационной администрации по каждому из них.

1. В официальном комментарии говорится, что указ принят для обеспечения общественной безопасности. В чем заключались риски бесконтрольного использования дронов?

В настоящее время беспилотные летательные аппараты активно внедряются в нашу повседневную жизнь, в том числе в хозяйственно-экономическую деятельность. При этом, как показали складывающаяся практика и анализ, в большинстве своем обладателями БЛА являются граждане нашей страны, то есть физические лица, со стороны которых, к сожалению, в последнее время допускается массовое нарушение национального авиационного законодательства и, прежде всего, Правил использования воздушного пространства Республики Беларусь, утвержденных Постановлением Правительства 4 ноября 2006 года № 1471.

Складывается впечатление, что, по мнению граждан, в воздухе не существует никаких законов и правил, а воздушное пространство можно использовать кому угодно и как заблагорассудится. Однако подобные представления ошибочны. 

Применительно к использованию БЛА необходимо отметить, что еще в 2004 году совместным постановлением Государственного комитета по авиации и Министерства обороны были приняты и действуют в настоящее время Авиационные правила полетов в воздушном пространстве Республики Беларусь, пунктом 103 которых определено, что полеты БЛА над населенными пунктами, за исключением сельских, запрещены.

На практике все наоборот. Граждане в нарушение требований законодательства массово запускают имеющиеся у них БЛА либо в населенных пунктах, либо не запрашивая и не имея необходимого разрешения на использование воздушного пространства.

Так, статистика нарушений за прошедшие 8 месяцев 2023 года показывает, что различными уполномоченными органами в стране выявлено и задокументировано более 500 случаев нарушения гражданами Правил использования воздушного пространства Республики Беларусь с применением БЛА, за что законодательством предусмотрена административная ответственность.

Соответствующие задокументированные материалы поступают в министерства обороны и транспорта и коммуникаций – государственные органы, которые уполномочены на ведение административного процесса по данному нарушению.

Кроме того, к сожалению, за последние два года в стране зафиксировано несколько фактов использования гражданами БЛА в экстремистских и террористических целях. Поэтому принятие новых требований по использованию беспилотников продиктовано временем и накопившейся большой негативной статистикой незаконного применения БЛА.

Положениями указа обеспечиваются безопасное использование воздушного пространства гражданскими БЛА и минимизация нанесения вреда гражданам или разного рода имуществу, а также развитие профессионального применения БЛА.

2. Как следует из указа, физическим лицам будет запрещено запускать и использовать дроны, коптеры и авиамодели. Также прописан термин «гражданские беспилотные летательные аппараты». Если простым языком, то это – любая техника, оснащенная устройством для перевозки грузов или цифровой видеокамерой. Почему не сделали исключение для маленьких (детских) квадрокоптеров, которые запускаются с ладони и по своим техническим характеристикам не могут подняться выше дерева? Они воспринимаются исключительно как игрушки.

Действительно, «маленькие (детские) квадрокоптеры» одними гражданами могут восприниматься как игрушки или возможность при их помощи сделать видео с уикенда на природе с шашлыками. А другие могут использовать их в качестве летательных аппаратов, при помощи которых возможно проведение различных незаконных действий (например, запрещенных фото- и видеосъемок).

Кроме того, неумение правильно эксплуатировать БЛА может привести к различного рода негативным последствиям. В том числе нанести вред здоровью или жизни граждан, а также различного рода имуществу. И для этого «маленьким (детским) квадрокоптерам» вовсе не обязательно подниматься выше дерева.

3. Можно ли использовать физлицам, к примеру, радиоуправляемые вертолеты?

Радиоуправляемые вертолеты в рамках действия Указа № 297 как минимум можно отнести к авиамоделям. А в соответствии с пунктом 9 этого документа физическим лицам запрещается эксплуатация гражданских БЛА и авиамоделей, а также использование воздушного пространства гражданскими БЛА после официального опубликования Указа № 297 (т.е. с 27 сентября 2023 года).

4. С 27 сентября белорусским гражданам запрещается ввозить, изготавливать и эксплуатировать гражданские беспилотные летательные аппараты и авиамодели. Кто и как будет принимать проданные ранее «китайские игрушки» на хранение?

В соответствии с пунктом 6 Указа № 297 Совет Министров Республики Беларусь в трехмесячный срок (к 28 декабря) обязан определить уполномоченную организацию (организации), обеспечивающую хранение гражданских БЛА и авиамоделей, принадлежащих физическим лицам, а также порядок и условия передачи на хранение БЛА в уполномоченную организацию (организации), отчуждения физическими лицами гражданских БЛА и авиамоделей.

5. Почему в продаже до сих пор есть дроны, которые может приобрести любой желающий? Ведь для покупателя это – будущая проблема.

Деятельность торговых точек по реализация физическим лицам гражданских БЛА и авиамоделей не регламентируется Указом № 297.

Вместе с тем в соответствии с подпунктом 1.1. пункта 1 и вторым абзацем пункта 9 Указа № 297 физическим лицам запрещается оборот (т.е. приобретение, отчуждение, передача, а также иные действия, направленные на возникновение, установление, прекращение прав и обязанностей в отношении гражданского БЛА и авиамодели) гражданских БЛА и авиамоделей через шесть месяцев после официального опубликования Указа № 297 – с 28 марта 2024 года.

Таким образом, деятельность торговых точек по реализации физлицам гражданских БЛА и авиамоделей до 28 марта вполне законна.

6. С 28 марта 2024 года для физических лиц запрещены хранение и оборот беспилотных летательных аппаратов. Но в целях предпринимательской и профессиональной деятельности с соблюдением ряда требований, например, разрешения Департамента по авиации, которым будет организован учет таких аппаратов, эксплуатация будет возможна. Известно ли, как будет осуществляться эта процедура?

Например, фотограф снимает торжественные мероприятия. Как ему получить разрешение: одно на определенный срок или на каждую съемку отдельно (с указанием точного места и времени)?

Или, допустим, как быть фермеру, который с помощью дрона пасет овец. В настоящее время он запускает в небо БЛА по мере необходимости – посмотреть все ли овцы целы. Сможет ли он так делать в дальнейшем? 

Статьей 13 Воздушного кодекса Республики Беларусь определено, что в стране действует разрешительный порядок использования воздушного пространства. То есть до того момента, как совершить какое-либо действие в воздушном пространстве, пользователь должен подать соответствующую заявку в органы Единой системы организации воздушного движения и получить от них разрешение.

Порядок составления заявки определен Авиационными правилами составления формализованных заявок на использование воздушного пространства Республики Беларусь, составления и представления сообщений об использовании воздушного пространства Республики Беларусь, утвержденными соответствующим постановлением Министерства обороны и Министерства транспорта и коммуникаций от 3 марта 2014 года № 5/4.

Порядок использования воздушного пространства, в том числе беспилотными летательными аппаратами, определен Правилами использования воздушного пространства Республики Беларусь, утвержденными соответствующим Постановлением Правительства от 4 ноября 2006 года № 1471.

7. Где и как беспилотники организаций и ИП будут ставиться на учет?

Постановка гражданского БЛА на государственный учет осуществляется Департаментом по авиации в течение пяти рабочих дней посредством включения данных о гражданском БЛА, юридическом лице и индивидуальном предпринимателе, в законном владении, пользовании и (или) распоряжении которых находятся гражданские БЛА, в журнал государственного учета гражданских БЛА.

8. Как будет проводиться подготовка операторов дронов? К примеру, сколько для этого потребуется времени и какой документ выдадут?

Эксплуатация гражданского БЛА будет осуществляться оператором, прошедшим подготовку операторов гражданских БЛА. Требования к подготовке будут определены Советом Министров Республики Беларусь.

В настоящее время подготовку гражданских операторов БЛА могут осуществлять Белорусская государственная академия авиации и несколько других учебных организаций, получивших соответствующее разрешение Департамента по авиации.

9. Планируется ли применять наказание к лицам, которые не сдали на хранение дроны, управляют ими без разрешения или же, имея разрешение, нарушают условия?

В соответствии с пунктом 6 Указа № 297 Совет Министров Республики Беларусь в трехмесячный срок (к 28 декабря 2023 года) обязан обеспечить внесение в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь предложений об установлении мер ответственности за нарушение требований Указа № 297.

Воздушное пространство страны является как объектом для обороны и защиты, так и мощным экономическим потенциалом государства, поэтому подлежит регулированию и контролю. В частности, статьей 79 Воздушного кодекса Республики Беларусь определено, что в обеспечении безопасности полетов воздушных судов и предупреждении авиационных событий обязаны принимать участие организации и граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, занимающиеся разработкой, производством, эксплуатацией, обслуживанием и ремонтом авиационной техники, организацией использования воздушного пространства, обслуживанием воздушного движения и управлением полетами, а также другими работами, связанными с деятельностью в области авиации.

Подготовил Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТБ»

Добавить комментарий