Автомобили бывают разные: черные, белые, красные… Главное, что, садясь в транспортное средство, человек должен безопасно и с комфортом добраться до места назначения. Важнейшую роль в этом процессе играет техническая исправность автомобиля. Каждое транспортное средство, выезжая на дороги республики, обязано иметь допуск к участию в дорожном движении – таково требование закона.
В настоящее время в Гомельской области функционирует сеть из 34 диагностических станций. По принадлежности ДС распределены следующим образом: три – УП «Белтехосмотр», 13 находятся в системе областной коммунальной собственности и 10 – частной, три принадлежат Министерству промышленности, по одной – МВД, Минсельхозпроду, Министерству ЖКХ, Белкоопсоюзу, Госстандарту.
За 9 месяцев инженерами филиала УП «Белтехосмотр» в Гомельской области было выдано 157 246 разрешений на допуск к участию в дорожном движении транспортных средств. К слову, за аналогичный период прошлого года – 144 468 разрешений.
На первый взгляд, цифра немалая. Однако, к большому сожалению, некоторые владельцы авто по-прежнему считают прохождение гостехосмотра необязательной процедурой. При этом, если происходит ДТП, сразу возникает вопрос, как и когда это транспортное средство проходило гостехосмотр. А ведь известно, что мелочей на дороге не бывает.
Есть в деятельности филиала УП «Белтехосмотр» в Гомельской области один момент, о котором стоит сказать особо. Помимо основных функций, таких как проведение государственного технического осмотра транспортных средств, выдача разрешений на допуск ТС к участию в дорожном движении, выдача международных сертификатов технического осмот-ра и сертификатов ЕКМТ, сертификация и инспекционный контроль автоучебных организаций, это еще и постоянная работа с гражданами и транспортными организациями.
Тут позиция руководства принципиальная: при принятии решений, затрагивающих права и законные интересы граждан, необходимо неукоснительно соблюдать требования законодательства, не допускать их произвольного толкования при применении. В случае неясности или нечеткости предписаний правового акта решения должны приниматься исходя из максимального учета интересов людей. Поэтому особое внимание уделяется ответственному и доброжелательному отношению к клиентам. По каждому случаю формализма, предвзятого, нетактичного поведения, грубости и неуважения проводится проверка, и при подтверждении соответствующих фактов виновные привлекаются к дисциплинарной ответственности, вплоть до освобождения от занимаемой должности. Ведь такие случаи дискредитируют работу филиала и говорят о низкой исполнительной дисциплине и безответственности.
Безусловно, в автомобиле, как и в человеке, все должно быть прекрасно. Но главное – исправно. Именно за этим бдительно следит коллектив диагностической станции № 134 филиала «Автобусный парк № 6» ОАО «Гомельоблавтотранс», который возглавляет Александр Левочкин.
Тщательность и скрупулезность – основы профессиональной деятельности и те принципы, на которых зиждется вся система. Команда профессионалов работает слаженно и с максимальной отдачей. Стремятся находить индивидуальный подход к каждому клиенту, среди которых – много постоянных. В их числе, например, такие гиганты, как ОАО «Гомсельмаш» и Гомельский завод литья и нормалей.
Всего в день через две линии ДС № 134, легковую и универсальную, проходит порядка 50–60 транспортных средств.
Начальник станции Александр Левочкин говорит:
– Конкурентная борьба серьезная. Поэтому мы ищем наиболее действенные способы привлечения клиентов. Например, если транспортное средство техосмотр не прошло, мы подробно описываем все неисправности, выясняем их причины и объясняем, что нужно делать. Более того, если неисправность можно устранить относительно быстро и клиент посетил нас в первой половине дня, не распечатываем диагностическую карту, предлагаем посетить сервис и приехать к нам повторно до конца рабочего дня.
Во время нашей беседы с начальником ДС за диагностической картой подошла дама. Увы, неисправность рулевого управления не позволила специалистам выдать разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. И да, автолюбительнице предложили подъехать снова в этот же день.
Александр Левочкин продолжает:
– А еще мы предлагаем своим клиентам при повторном прохождении техосмотра, так сказать, пробную диагностику. Без оплаты. Если неисправности не все устранены, он отправляется доводить дело до логического завершения. Это, кстати, не такой уж редкий случай: сервисов у нас много, а толковых специалистов мало.
При этом проверка проводится самая тщательная – и не только технического состояния автомобиля. Огнетушитель и знак аварийной остановки должны быть в наличии. Аптечка же подвергается отдельному досмотру на предмет срока годности находящихся в ней лекарственных средств.
Начальник станции улыбается:
– Аптечка – это отдельная тема. Ею пользуются мало, и это хорошо. Но не гонять же человека из-за просроченной пачки таблеток? Он все это может приобрести прямо здесь, у нас. Как и тот же огнетушитель, тоже имеющий свой срок эксплуатации, и знак аварийной остановки. А еще сопутствующие товары: антифриз, тормозную жидкость и так далее.
По словам Александра Левочкина, в последнее время белорусы стали более ответственно подходить к техосмотру. С октября 2022 года в нашей стране изменились требования к транспорту при прохождении гостехосмотра. Теперь они диктуются техническими регламентами Таможенного и Евразийского экономических союзов. К примеру, ужесточились требования, предъявляемые к тормозным системам и внешним световым приборам. Так, относительная разность тормозных сил колес не должна превышать 25% для осей с барабанными колесными тормозными механизмами и 20% – с дисковыми (раньше можно было 30%). Нормативный показатель удельной тормозной силы стояночной тормозной системы формируется не как фиксированная величина, которую ранее применяли диагностические станции, а как расчетная.
Хотя, говорит начальник станции, за время работы всякое бывало. Приехала однажды женщина на легковом автомобиле, у которого из четырех колодок только одна хоть как-то притормаживала. О чем тут можно говорить… А дама – в полном недоумении: «Как не прошла?! Машина же останавливается!» Или еще пример. Попросили молоденькую девушку открыть капот. Она смутилась: «Извините, я не знаю как. Сейчас папе позвоню…»
И это не анекдот. Это – беда. Иногда водительское удостоверение получают люди, очень далекие от любых технических вопросов. А ведь элементарные знания быть должны. Иначе скрытые неисправности могут привести к очень серьезным последствиям. Порой трагическим.
Одновременно в автошколах нередко урезаются часы по изучению технического устройства автомобиля. Инструкторы больше натаскивают на сдачу экзамена по вождению. Именно натаскивают, проходя с курсантами в основном только те маршруты, которые им предстоит преодолеть в ГАИ. В итоге, садясь за руль, человек не чувствует машину и не в состоянии правильно оценить дорожную обстановку.
P.S. В завершение хотелось еще раз обратить внимание читателей на один важный момент. По мнению сотрудников диагностической станции, гостехосмотр – это не прихоть, а оберег от катастроф. И никогда не нужно ждать, пока гром грянет. Надо качественно делать все здесь и сейчас.
Надежда ТАРАСОВА-ГУЛЬ, «ТБ»