Не оправдания, так отговорки

С марта в сельскохозяйственных предприятиях Витебской области стартовала кампания по проведению технического осмотра транспортных средств. Он проводится ежегодно накануне весенних полевых работ и включает несколько этапов: на первом – техосмотру подлежат тракторы и прицепы к ним, на втором – кормоуборочные комбайны, на третьем – зерноуборочные.

Не оправдания, так отговорки Не оправдания, так отговорки

Комиссии в составе представителей районных инспекций Гостехнадзора и ГАИ проэкзаменуют водителей автотранспорта всех субъектов хозяйствования в сельской местности.

Особенность этого года – ранняя весна. А значит, времени на раскачку нет. Темпы проведения ремонта техники в области остаются примерно на уровне прошлого года, но сегодня сельхозпредприятиям приходится решать текущие задачи в условиях не только дефицита времени, но и существенного снижения финансовых ресурсов.

Как отметил главный государственный инженер-инспектор Гостехнадзора управления сельского хозяйства и продовольствия Витебского облисполкома Николай Короткевич, всего на Витебщине в сельхозпредприятиях зарегистрировано 7325 тракторов. По данным на 15 марта, около 50 процентов из них прошли государственный технический осмотр и готовы к полевым работам.

– Сложности есть в каждом районе, процесс не идет гладко. Вместе с тем мы опережаем график. Все понимают, что посевную надо завершить в оптимальные сроки, – говорит Николай Геннадьевич. – Некоторые проблемы устраняются в ходе проверки техники. Допустим, если обнаруживается, что не горит какая-то лампочка, ее можно сразу заменить. Кстати, на исправность световых приборов, рулевого управления и тормозов всегда обращается первоочередное внимание. Это – залог безопасности и на дороге, и в поле.

Трудности возникают, когда мы видим, что для ремонта и обслуживания техники требуются значительные финансовые ресурсы. К примеру, проведение ТО-3 для энергонасыщенного трактора стоит 2–2,5 тысячи рублей. А если в хозяйстве пять – десять таких тракторов?

Возникли проблемы с приобретением шин. То есть шины есть, а деньги на их покупку не каждое хозяйство может найти. Впрочем, не всегда и все измеряется деньгами. Главное – ответственное отношение к гостехосмотру руководителей райсельхозпрода и хозяйства. Там, где этим вопросам придают важное значение, и деньги на ремонт находятся, и техника обслуживается грамотно. А где их почему-то считают второстепенными – проблемы появляются на ровном месте.

Одними из первых тракторы на линейку готовности в Витебском районе выставило СХП «Мазоловогаз». Как всегда, здесь образцово подготовились к весеннему мероприятию.

На мехдворе выстроились 33 трактора различных модификаций. Возле каждого – механизатор в спецодежде с отсвечивающим логотипом «Мазоловогаз».

Комиссия, возглавляемая главным государственным инженером-инспектором Гостехнадзора Витебского района Андреем Барилко, сначала осмотрела энергонасыщенные тракторы: «Беларус-3522» и три МТЗ-3022. Хозяин первого – Алексей Батуро. Опытный механизатор, он производительно использует мощную машину. Весной сеет зерновые и зернобобовые широкозахватной сеялкой АПП-6Д. К работе посевной агрегат готов. Комиссия не имела претензий и к техническому состоянию трактора.

Сдавали экзамен на МТЗ-3022 Артем Семенчук и Алексей Баневич – механизаторы, без которых также не обходится посевная. В движении с места проверялись работа двигателя, тормозная и рулевая система, электроника. Все параметры – в норме.

Еще один МТЗ-3022 представил Виталий Бацала, который больше известен как кормозаготовитель. В распоряжении механизатора – «Ягуар-3000», на котором он ставит трудовые рекорды. К примеру, в прошлом году измельчил более 9 тысяч тонн зеленой массы, заложенной на сенаж. Обеспечил объемы работ и на уборке кукурузы.

Комбайн с осени поставлен на зимнее хранение в исправном состоянии, к маю пройдет тех-осмотр. Пока же на МТЗ-3022 механизатор перевозит сельскохозяйственные грузы. Позовет поле – прицепит дискатор и будет готовить почву под сев зерновых и кукурузы. Трактор к выпуску в рейсы комиссия разрешила, напутствуя механизатора на трудовые дела.

Самые представительные на техосмотре – МТЗ-1221, МТЗ-82. Доходит и до них очередь. Проверяется наличие аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки. Механизаторы, трогаясь на тракторах, демонстрируют исправность узлов, агрегатов. Комиссия реагирует на каждый подозрительный скрип или гул из-под капота. Молодой механизатор Денис Постарнаков доволен – МТЗ-82, как всегда, безупречен. Чисто и комфортно в кабине.

– Жду выезда в поле. На первых порах буду культивировать почву, – рассказывает он. – А придет время, займусь химпрополкой зерновых и зернобобовых культур. Люблю кормозаготовку. До самой осени работаю с пресс-подборщиком.

Напротив выстроенных МТЗ заметен малогабаритный автопогрузчик «Панорамик». Возле него – Сергей Мелдерес. Технику мастеру механизаторского дела доверяют. Вот и новая универсальная машина попала в надежные руки. Весь световой день механизатор в работе. Успевает на животноводческие комплексы, фермы, комбикормовый завод, к сенажно-силосным траншеям. От автопогрузчика отойдет разве что в период уборки урожая, когда сядет за штурвал КЗС-1218. После техосмотра Сергей Мелдерес отправился в очередной рейс.

Кстати, и другие сельхозмашины на линейке готовности долго не стояли. Получив допуск к рулю, механизаторы брали в диспетчерской путевые листы и выезжали с мехдвора.

Интересуюсь у заместителя директора филиала по механизации Романа Хашковского транспортной дисциплиной.

– В сводках происшествий ГАИ наши водители не значатся, – говорит он. – Дисциплина строгая: прежде чем выехать, им следует пройти алкотест.

Рисковать никто не хочет

Присутствовавший на техосмотре Николай Короткевич дал высокую оценку действиям инженерно-технической службы филиала и подготовке машинно-тракторного парка. Своими силами механизаторы отремонтировали закрепленные за ними тракторы и прицепные агрегаты. Организованно прошел и медосмотр. Вовремя уплачены страховые взносы.

– Такие хозяйства Витебского района, как «Мазоловогаз», «Рудаково», «Полудетки», всегда образцово-показательно подходят к вопросам государственного технического осмотра. И дело здесь не в деньгах. Руководители понимают, что за техникой нужно следить, тогда и проблем не возникнет с Госавтоинспекцией, и не будет нелепых происшествий.

– По большому счету, присутствие сотрудника Госавтоинспекции при техническом осмотре транспортных средств сельхозпредприятий сводится к формальности: проверить водительские удостоверения, регистрацию, другие моменты. Инспекторы Гостехнадзора свое дело знают не хуже нас. Здесь важен другой момент – психологический. Присутствие человека в погонах придает большее значение мероприятию, исключает чисто ведомственный подход. В Гостехнадзоре на районном уровне теоретически могут согласиться с руководством сельхозпредприятия, что «лысая» резина на колесах еще послужит, что лампочку можно и позже заменить, что световозвращающие элементы на ход техники влияния не оказывают. Наши сотрудники таких вольностей не допускают. Безопасность превыше всего. К тому же мы фиксируем технику, которая не прошла техосмотра и получила предписание об устранении недостатков, а после отслеживаем, чтобы она не появлялась на дорогах, – поясняет старший госинспектор технического надзора и профилактики УГАИ УВД Витебского облисполкома Антон Валюшкевич.

Непозволительно, когда перед выездом в рейс водители не проходят медицинского освидетельствования, отдельные за руль садятся в нетрезвом состоянии и без прав. А ведь это – прямой путь к ДТП и человеческим жертвам. При выявлении таких фактов к нарушителям будут приниматься самые жесткие меры, в том числе к руководителям, лицам, ответственным за техническое состояние транспорта.

– Этой проблемой мы занимаемся не первый год. И уже есть определенные успехи. В прошлом году в Витебской области не зафиксировано ни одного дорожно-траспортного происшествия по вине нетрезвых работников сельхозпредприятия, – говорит Антон Валюшкевич. – Когда за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии лишали водительских прав всех без исключения, отдельные трактористы стали числиться в хозяйствах слесарями, а на деле их привлекают к работе на тракторах. В Госавтоинспекции знают об этом и принимают жесткие меры. Руководители хозяйств, когда такие факты вскрываются, утверждают, что идет посевная, а других людей у них нет. В ГАИ с этим мириться не будут.

Время пока позволяет в ходе техосмотров устранить все «мелочи», подобрать водительский состав, настроить механизаторов на безаварийную работу. А как с этой задачей справятся на местах, покажут рейды-проверки в ходе полевых работ.

Во время гостехосмотра сотрудники ГАИ не устают напоминать об ответственности за нарушение Правил дорожного движения, особенно за управление техникой в нетрезвом состоянии. Механизаторы хозяйств заверяют инспекторов, что намерены трудиться честно, не отступая от ПДД и не допуская халатности в работе.

Как правило, техника, которая выставляется на линейку готовности, не вызывает серьезных нареканий. Однако на мехдворах можно увидеть и такие экземпляры, которые, кроме страха, других эмоций не вызывают. Руководство сельхозпредприятий уверяет, что они уже не используются в работе, а ждут списания и утилизации.

Как бы ни было тяжело, в Витебской области продолжается работа по техническому перевооружению отрасли. В 2016 году приобретено 25 новых тракторов, 16 кормоуборочных и 16 зерноуборочных комбайнов, четыре погрузчика, 16 плугов, 14 сеялок и ряд другой сельскохозяйственной техники.

Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ДТП»