НЕ ХОЧЕТСЯ? А НАДО!

На диагностических станциях страны наблюдается уменьшение числа желающих пройти гостехосмотр. К примеру, в Витебской области в первом полугодии на ДС было представлено на 9% автомобилей меньше, чем за такой же период прошлого года.

В столице снижение еще больше. В УП «Белтехосмотр» не скрывают: главные причины – падение жизненного уровня людей и необходимость платить госпошлину при прохождении техосмотра. Отсюда – другие проблемы. О них говорилось в актовом зале филиала «Автотранспортное предприятие № 5, г. Витебск» ОАО «Витебскоблавтотранс», где подводились итоги работы системы государственного технического осмотра транспортных средств в области за 6 месяцев, а также были поставлены задачи до конца года.

ТЯЖКОЕ КОРРУПЦИОННОЕ…

По сложившейся традиции вначале перед начальниками и ведущими диагностами ДС Витебщины выступили представители правоохранительных структур. И это объяснимо. Автолюбители ищут возможность минимизировать свои расходы на обязательную процедуру, и некоторые из них уверены: дешевле выйдет дать денег ответственному лицу на диагностической станции, чем экстренно искать финансы на запчасти и ремонт автомобиля, который еще какое-то время «может поездить и так». Тем более что, как показывает опыт, берут нечистые на руку сотрудники диагностических станций за свои услуги немного – в среднем 200 тысяч (неденоминированных) рублей.

– Говорится на эту тему много, но мы постоянно сталкиваемся с похожими фактами, – отметил в своем выступлении старший опер-уполномоченный УБЭП Витебского облисполкома Сергей Капустин. – За этот год количество коррупционных преступлений увеличилось на 15%. По линии гостехосмотра в 2015-м было выявлено 24 преступления, в 2016-м – уже 37. Основная масса преступлений в транспортной сфере – взятки.

Сергей Александрович еще раз подчеркнул, что это преступление классифицируется как тяжкое коррупционное. При этом слово «тяжкое» указывает на то, что минимальный срок заключения под стражу начинается с 5 лет, а «коррупционное» – что такое преступление совершается должностным лицом.

– Все приговоры, связанные с коррупцией, – это обязательное изъятие имущества, – предупредил Сергей Капустин. – И, учтите, сумма взяток не имеет значения. Сегодня в среднем при прохождении гостехосмотра она составляет 200 тысяч рублей. Стоит ли это того, чтобы потерять работу, сесть в колонию минимум на пять лет и лишиться нажитого имущества? Поверьте, у нас имеется огромный арсенал средств, включая технические, чтобы выявлять и документировать такие преступления. Если зарплаты мало, ищите другую работу – такую, где нет соблазна брать деньгами или где их даже не предлагают. Если кто-то думает, что попался коллега, с которым раньше сидели рядом на таких совещаниях, потому что совсем обнаглел, а со мной такого не случится, то он ошибается. Как говорится, сколь веревочке ни виться… Не думайте, что вы самые умные.

Впрочем, взявший слово следователь по особо важным делам Управления Следственного комитета по Витебской области Алексей Кривцов несколько успокоил зал. По его мнению, роста коррупции в сфере гостехосмотра не наблюдается.

– Представитель УБЭП УВД Витебского облисполкома говорил о выявленных эпизодах. Но, как правило, в ходе следственных мероприятий за каждым коррупционером числится далеко не один факт получения взятки, – пояснил Алексей Кривцов. – В 2013 году было осуждено два сотрудника системы гостехосмотра, в 2014-м – один, в 2015-м – три, в текущем – пока один. Но это не окончательная цифра. В частности, 18 ноября прошлого года на диагностической станции № 51, принадлежащей филиалу «Автобусный парк № 3 г. Орша» ОАО «Витебскоблавтотранс», в ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий с поличным был задержан инженер по техническому осмотру транспортных средств Эдуард Герасименко. В апреле мы завершили дело в отношении него. По данным оперативников, он принял от рабочего ООО «АскНеваБилдинг» в качестве взятки 200 тысяч белорусских рублей за благоприятное решение вопроса о прохождении государственного технического осмотра заведомо неисправного автомобиля «Альфа-Ромео 156». В ходе разбирательств установлено еще 11 фактов. Дело Герасименко направлено в суд, и уже начались слушания.

При расследовании этого дела были взяты для изучения записи камер видеонаблюдения диагностической станции. В процессе просмотра видеоматериалов мы обратили внимание на коллегу Герасименко, который прямо под камерой брал деньги. Никто про это не знал, никто не заявлял. 28 апреля против него также возбуждено уголовное дело.

Алексей Кривцов уверен: берут взятки не только при прохождении гостехосмотра. Мздоимство существует испокон веков, и всегда с ним боролись. За прошлый год возбуждены уголовные дела в отношении лесников, сотрудников природоохраны, врачей. И ожидать условного наказания по таким делам нет смысла. Более того, по коррупционным амнистия не применяется. Все сидят от звонка до звонка.

Для информации. В свое время громом среди ясного неба в Витебске стало задержание бывшего главного инженера УП «Витебское областное унитарное предприятие автосервиса и торговли» – собственника диагностической станции № 133 – Леонида Мельцина. Он лично техосмотром не занимался. К своим 64 годам имел значительный авторитет, пользовался уважением коллег и представителей власти. Но когда не ушел от соблазна в получении легких денег и был задержан сотрудниками ОБЭП РОВД и УКГБ по Витебской области возле дома с поличным, от него отвернулись все. Кроме реального срока по решению суда Мельцин лишился дачи, квартиры и автомобиля. Вся жизнь была перечеркнута.

БЕЗ ТОРМОЗОВ И РЕМНЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ?

Естественно, обеспечить прохождение процедуры гостехосмотра всеми собственниками транспортных средств без помощи Госавтоинспекции – тяжело. И в Витебской области наладились тесные взаимоотношения между представителями ГАИ и отдела ОГТО в Витебской области.

Разработаны планы совместной работы, в Витебске сотрудники двух структур выезжают на контроль как минимум два раза в месяц. Зачем? В ходе рейдовой работы и общения с водителями лучше понимаешь сложившуюся ситуацию. Присутствие на дороге представителей системы гостехосмотра – лишнее напоминание о прохождении этой процедуры. К тому же они чаще, чем инспекторы ГАИ выявляют поддельные штампы на сертификатах о прохождении гостехосмотра.

Кстати, только рейдами взаимодействие УП «Белтехосмотр» и Госавтоинспекции не ограничивается. Например, в апреле с сотрудниками батальона ДПС проводились тематические занятия, в которых участвовал начальник отдела ОГТО в Витебской области Вильгельм Кишковский. Он обучал сотрудников ГАИ выявлению поддельных штампов. Это не первое такое занятие. И эффект есть. Инспекторы ГАИ стали больше уделять внимания гостехосмотру, выявлен не один десяток поддельных штампов. Уместно будет напомнить автовладельцам, что за такое преступление предусмотрена уголовная ответственность, сумма штрафа по которой достигает тысячи базовых величин.

Как подчеркнул госавтоинспектор отделения технического надзора и профилактики ГАИ УВД Витебского облисполкома Антон Валюшкевич, совместно с отделом ОГТО в Витебской области проведено 33 рейда, в ходе которых выявлено пять поддельных штампов на сертификатах о прохождении гостехосмотра. Такие случаи фиксировались в Витебске, Орше, Полоцке, Докшицах.

Антон Валюшкевич сообщил, что в первом полугодии на дорогах области зарегистрировано 193 ДТП. Основные причины – нарушение скоростных режимов и правил проезда пешеходного перехода, выезд на полосу встречного движения, а число аварий из-за неочередности проезда перекрестков по сравнению с прошлым годом увеличилось в три раза. Все это свидетельствует о качестве обучения в автошколах.

По причине технической неисправности транспортного средства за 6 месяцев этого года в Витебской области произошло шесть дорожно-транспортных происшествий, четыре из них – из-за разгерметизации колес. Одно такое ДТП в Оршанском районе привело к травме школьника, шедшего по обочине. Его ранило ошметками шин, когда разгерметизировалось колесо у проезжавший мимо фуры. Одно ДТП произошло из-за заклинивания моста в автомобиле «Опель». Однако самым серьезным несчастным случаем, произошедшим по этой причине, стало столкновение автомобиля ГАЗ, принадлежащего Витебской бройлерной птицефабрике, и маршрутного такси в Витебске, в котором пострадало четыре человека.

По утверждению водителя автомобиля ГАЗ, в машине не сработали тормоза, что и стало причиной попутного столкновения. Однако, когда сотрудники ГАИ гнали эту машину на стоянку, тормоза работали. Правда, давление было недостаточным. Эксперты еще вынесут свое заключение. Однако уже сейчас ясно, что профилактике таких поломок надо уделять самое серьезное внимание.

Кроме того, Антон Валюшкевич обозначил еще одну проблему.

– При опрокидываниях автомобиля всегда страдают пассажиры, располагающиеся на заднем сиденье. Они часто вылетают из машины. За то, что пассажиры не пристегиваются, мы активно стали привлекать их к административной ответственности. Но, как показывает практика, люди порой и не догадываются о наличии ремней. Иногда сотрудники ГАИ сами показывают их водителям, и, судя по пыли, ремни безопасности никогда не доставались из своих гнезд.

ПЕРЕД РЕЙСОМ – НЕ ДЛЯ ГАЛОЧКИ

В своем выступлении заместитель начальника филиала Транспортной инспекции по Витебской области Виктор Гончаров сразу отметил: законодательством очерчен ряд вопросов, где интересы Транспортной инспекции пересекаются с интересами УП «Белтехосмотр».

– Наша главная задача – безопасность при перевозке грузов и пассажиров, – подчеркнул Виктор Васильевич. – Нас в основном интересует коммерческий транспорт. Уже давно налажено тесное взаимодействие, многое решается в рабочем порядке, часто по телефону. В этом году сотрудниками филиала Транспортной инспекции по Витебской области установлен 161 факт эксплуатации ТС без прохождения гостехосмотра. В 2015-м на этот период времени было выявлено менее 150 случаев. Справедливости ради надо отметить, что это не только перевозчики Витебской области. Часть автомобилей зарегистрирована в других областях. Большинство нарушителей – перевозчики грузов в республиканском сообщении: 111 фактов. Однако выявлены два случая эксплуатации автомобиля-такси с просроченным гостехосмотром и два – эксплуатации автобуса без техосмотра. Задержки с прохождением гос-техосмотра составляли до двух суток. А ведь это грубое нарушение, за которое можно лишиться лицензии. Кстати, наши сотрудники в ходе рейдов проверяют также работу световых приборов, состояние шин, выявляют другие неисправности, с которыми участие транспортных средств в дорожном движении запрещено. И мы можем констатировать: наметился рост подобных нарушений. В этом году уже установлено 165 таких транспортных средств, в 2015-м на данный период времени было 122 факта.

Все уповают на отсутствие денег. Мы понимаем, что поменять лобовое стекло, в которое прилетел камень, на большой машине – накладно. Но закон есть закон. Что касается ежедневной эксплуатации, то водитель обязан следить за транспортным средством. Колесо спустило – должен подкачать или заменить. Тормоза мгновенно тоже редко отказывают – можно почувствовать и принять меры. Существует предрейсовый контроль. Но есть предприятия, которые к этому относятся формально. Мы достаточно регулярно выявляем факты, когда ежедневный технический контроль производится механиком, не выходя из кабинета.

В отделе ОГТО в Витебской области тоже согласились с тем, что предрейсовому техосмотру транспортных средств надо уделять более пристальное внимание. Фара может перегореть сразу после того, как машина пройдет процедуру. Но ведь это не означает, что неполадки не надо устранять. Должна быть и личная ответственность.

НЕ НАГНЕТАТЬ!

Начальник ПТО УП «Белтехосмотр» Михаил Михайловский попросил присутствующих уважительно относиться к каждому клиенту. Отдельное внимание он уделил культуре работников диагностических станций. Хамское поведение, придирки к мелочам заставляют клиента думать, что на диагностической станции у него вымогают деньги. По мнению Михаила Викентьевича, сотрудники ДС обязаны вежливо и доходчиво объяснять причины несоответствия ТС установленным требованиям и даже предлагать способы устранения неисправностей.

Он также сообщил, что вскоре будет разослан большой пакет с нормативными документами, где регламентируются требования к диагностическим станциям, прохождению гостехосмотра лицензиатами, другие спорные моменты.

– У нас народ грамотный, любит права качать, форумы читает, – поясняет Михаил Михайловский. – Работая с автовладельцами, старайтесь не доводить дело до конфликта, не нагнетайте обстановку. В спорных ситуациях лучше нам сразу позвонить, чем писать несоответствие. Скоро мы пришлем инструкцию, как правильно высчитывать 30 процентов окраски другого цвета. Эта тема уже набила оскомину. А еще с 1 августа все таксисты должны быть подключены к ИМНС через таксометры. Не надо таксистов без таких таксометров заворачивать! Они старые сдают на перепрограммирование. Если таксист приезжает к вам без таксометра, но со справкой, что прибор принят на перепрошивку, не гоните его. Этого достаточно. Есть вопросы по огнетушителям. В ПДД написано, что он должен быть исправен и сертифицирован. У нас в стране сертифицированы огнетушители с маркировкой СТБ и ЕАЭС. Если вам показывают другие – отправляйте таких водителей в МЧС, это – их зона ответственности.

На совещании отмечалось: сотрудники диагностических станций не должны проявлять излишнюю ретивость, как, к примеру, поступили в Шарковщине, заставив водителя предприятия стирать наклейку «Живая рыба». Это не реклама.

При спорных ситуациях лучше обратиться в областной отдел или даже в ПТО.

А ЖИЗНЬ БЕРЕТ СВОЕ

К счастью, единичные негативные факты пока глобально не сказываются на системе работы УП «Белтехосмотр». И диагностические станции работают, и законопослушных граждан у нас больше, чем любителей халявы.

Как отметил в своем выступлении начальник отдела ОГТО в Витебской области Вильгельм Кишковский, в первом полугодии сотрудниками отдела ОГТО в Витебской области выдано 82 793 разрешения на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении. Да, это на 8306 (-9,1%) меньше, чем в 2015 году (91 099 разрешений). Но еще есть время наверстать упущенное.

В Витебской области разрешение на проведение государственного технического осмотра транспортных средств имеют 34 ДС (37 диагностических линий), фактически из них работают 33 (36).

Для уменьшения потерь времени клиентов на прохождение ГТО используются различные режимы работы. Так, 27 диагностических станций работают в режиме 5-дневной рабочей недели и 8-часового рабочего дня, две (№ 105, 167) – без выходных по 12 часов в день, две (№ 87,181) – по 8 часов в день с «перекрытыми» выходными, две имеют 6-дневный режим работы (№ 130, 180).

В отдельных регионах области на диагностических станциях по-прежнему недостаточная загруженность. Такое положение складывается из-за малого количества зарегистрированного там транспорта, низкой скорости его прироста, а зачастую и нежелания автовладельцев свое-временно проходить государственный технический осмотр. В этих районах ДС нерентабельны как для предприятий, их содержащих, так и для УП «Белтехосмотр» при выдаче разрешений на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении. Это относится к ДС № 19 (г. Докшицы), в среднем за месяц там выдано 163 разрешения – это последнее, 34-е место; ДС № 186 (г.п. Бешенковичи) – 190 разрешений, 33-е место, ДС № 67 (г. Толочин) – 247 разрешений, 32-е место, ДС № 103 (г. Миоры) – 258 разрешений, 31-е место, ДС № 38 (г. Витебск) – 270 разрешений, 30-е место. Не дотянули до 300 разрешений в месяц ДС № 50 (г. Глубокое) – 284 разрешения, ДС № 211 (г. Сенно) – 288 разрешений, ДС № 174 (г. Дубровно) – 292 разрешения, ДС № 61 (г. Витебск) – 297 разрешений, ДС № 82 (г. Шарковщина) – 298 разрешений.

Среднемесячная нагрузка на диагностическую станцию по области составила 418 разрешений, что на 42 меньше, чем в первом полугодии 2015-го (460 разрешений).

По-прежнему одной из основных проблем, стоящих перед ДС, является их модернизация. Денежные средства, получаемые от производственной деятельности диагностических станций, расходуются предприятиями на какие угодно цели, только не на нужды самих ДС. В результате неудовлетворительно проводится не только плановая их модернизация, но и профилактический ремонт оборудования, не обновляются служебные помещения, приходят в негодность прилегающие территории и площадки.

В первом полугодии сотрудниками отдела ОГТО в Витебской области было проведено 25 контрольных проверок диагностических станций, три – в соответствии с Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности Республики Беларусь», а также одна внеплановая проверка диагностической станции № 51, принадлежащей филиалу «АП № 3 г. Орша» ОАО «Витебскоблавтотранс», на подтверждение права возобновления работы по проведению гос-техосмотра после приостановки. Результаты проверок, а также материалы, представленные на ежегодный конкурс на лучшую диагностическую станцию, в очередной раз свидетельствуют: руководству предприятий, содержащих ДС, необходимо уделять особое внимание ряду организационных вопросов.

Помимо запланированных регулярных проверок работы инженеров отдела ОГТО УП «Белтехосмотр» заведена практика проведения внезапных проверок в процессе рабочего дня. Так, на ДС № 88, принадлежащей филиалу «АП № 6 г. Новополоцк» ОАО «Витебскоблавтотранс», ДС № 132 (филиал «АП № 6 г. Новополоцк»), ДС № 67 (филиал «АП № 11 г. Толочин») были выявлены также нарушения технологического процесса при проведении ГТО. В ходе разбирательств по данным фактам руководством предприятий подведомственных ДС некоторые сотрудники привлечены к дисциплинарной ответственности, а кого-то и направили на внеочередную проверку знаний по охране труда.

Основные усилия работников предприятий и организаций, принимающих участие в проведении государственного технического осмотра транспортных средств, во II полугодии необходимо направить на решение целого ряда задач. И главная из них – проведение комплекса мероприятий по привлечению на ГТО владельцев всех зарегистрированных ТС. Кроме того, важно обеспечить бесперебойную работу в условиях замены старого и отладки нового программного обеспечения на диагностических станциях. А также повышать уровень культуры как работников, так и обслуживания. И, конечно, борьба с коррупционными проявлениями продолжится.

Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ДТП»