Новое средство передвижения, появившееся в Минске в этом году – электросамокаты, – конечно же, вызвало у горожан немалый интерес. Но вскоре этот интерес потихоньку стал сменяться опасениями со стороны пешеходов, которым пришлось серьезно потесниться на тротуарах.
Все дело в скорости, на которой проносятся мимо пешеходов лихие самокатчики. Взрослый человек, конечно же, в состоянии позаботиться о своей безопасности. Но на пути райдера могут оказаться и дети, и домашние питомцы. И в этом случае беды не избежать. Да и взрослые тоже не застрахованы от травм.
В управлении ГАИ МВД с проблемой знакомы.
– Госавтоинспекция выдвигала уже несколько вариантов упорядочения движения так называемых средств персональной мобильности и внесения изменений в Правила дорожного движения, – проинформировала на пресс-конференции в Доме прессы старший инспектор по особым поручениям отдела организации межведомственного взаимодействия и пропаганды безопасности дорожного движения УГАИ МВД Беларуси Анна Банадык. – Последний вариант изменений сводится к тому, чтобы приравнять данные средства персональной мобильности к пешеходам, если они развивают скорость до 25 км в час. Если же их скорость не будет ограничена 25 км в час предлагается просто запретить их участие в дорожном движении, как это сделано во многих странах мира. Таково последнее решение УГАИ, которое внесено на обсуждение.
Сможет ли предлагаемое изменение в ПДД упорядочить движение в общем-то безопасного, к тому же экологичного и удобного средства перемещения, в значительной степени зависит от позиции разработчиков и производителей продукта.
Спрашиваем у специалиста одного из столичных предприятий, освоивших производство электросамокатов.
– Начали с модельного ряда тяжелых самокатов оптимальной мощностью 1000 ватт. Скорость движения таких транспортных средств достигает 25 км в час. Это значит, пользоваться ими можно без водительских прав. Запас хода – до 50 км. Грузоподъемность – до 200 кг. На таких самокатах могут одновременно ехать даже два человека.
Чтобы создать современный, востребованный на рынке инновационный продукт, наши конструкторы постоянно изучают опыт зарубежных производителей в области персональных электрических транспортных средств. Модельный ряд постоянно обновляется. Одна из моделей электросамокатов в этом году была представлена на выставке ТИБО в Москве и заняла там второе место.
Уже в следующем году предприятие планирует приступить к производству легких электросамокатов мощностью 800 ватт. Пока модель находится в разработке. Не исключено, что она будет поставляться в системы кикшеринга не только Беларуси, но и России, других стран.
– Поскольку мы занимаемся еще и автономной электрической робототехникой, мы будем учить машину, чтобы она понимала, что происходит вокруг, и реагировала, – поделился планами представитель компании. – Речь идет о таких параметрах, как предотвращение столкновений, ограничение максимальной скорости передвижения, контроль состояния водителя. Если на расстоянии 10 метров от устройства обнаруживается препятствие, независимо от действий человека оно само начинает притормаживать и отключать подачу электроэнергии на двигатель.
Помимо этого, мы разрабатываем принципиально новый вид системы аренды транспорта закрытого типа NTSCS. Система защищена от внешних вредоносных воздействий, не требует обустройства инфраструктуры, подключения к сетям станций подзарядки. Самокаты, входящие в ее состав, оборудуются системой слежения, которую можно отключить, только полностью разрушив устройство.
В заключение – важное резюме компании-разработчика:
– Персональный электрический транспорт мы рассматриваем как перспективные, экологически чистые, безопасные устройства, включенные в городскую транспортную систему, которые помогают экономить время и облегчают жизнь.
Краткосрочная аренда электросамокатов, или кикшеринг, – сервис для Беларуси абсолютно новый. Его философия – быстрое преодоление расстояний в городской черте, когда время дороже денег. Кикшеринг предлагает совершенно иной уровень городской мобильности. Даже физически неподготовленные люди с его помощью могут быстро преодолевать значительные расстояния.
Во многих европейских городах электросамокат воспринимают как дополнительный городской транспорт – экологичный, безопасный, доступный и практичный. Станет ли он таковым в Беларуси, покажет время.
Но каждому райдеру, резко нажимающему на рычаг акселератора, полезно помнить и о возможных последствиях поездки, и о своей персональной ответственности.
Татьяна АЗАРЕВИЧ, «ТБ»