«Наши люди в булочную на такси не ездят»

или почему Контрольная закупка – эффективный механизм проверки

Помните эту ставшую уже крылатой фразу из фильма «Бриллиантовая рука»? Так вот, куда только люди на такси сейчас не ездят! Все благодаря появлению огромного количества служб и вполне демократичным тарифам. Правда, как показывает практика, то, что хорошо для кошелька потребителя, не всегда хорошо для него самого.

В попытках победить в конкурентной борьбе некоторые перевозчики идут на не совсем законные методы – например, пытаются сэкономить на прохождении медицинского и технического осмотров перед выездом в рейс. Или не оформляют страховку гражданской ответственности перед пассажирами, видимо, полагая, что она вряд ли пригодится, а денег стоит. Кажется, мелочи, но именно из таких, на первый взгляд незначительных деталей слагается безопасность перевозок.

В филиале ТИ по Могилевской области констатируют: жалобы со стороны потребителей транспортных услуг на недобросовестных перевозчиков автомобилями-такси продолжают поступать. Поэтому данной категории водителей контролирующий орган Минтранса уделяет особое внимание.

Итоги прошлого года заставляют задуматься: в 2022-м специалистами филиала было обследовано свыше 1,5 тыс. авто с «шашечками», выявлено 1170 нарушений законодательства в области транспортной деятельности. В числе наиболее часто встречающихся – несоответствие внутреннего и внешнего оформления транспортных средств (577 фактов). Кроме того, 67 такси осуществляли перевозку пассажиров без разрешений на допуск к участию в дорожном движении. Выявлено 17 фактов выполнения перевозок физическими лицами без государственной регистрации – так называемыми нелегалами.

Как рассказали в могилевской Транспортной инспекции, за шесть месяцев текущего года проверено около 200 автомобилей-такси, выявлено более 330 нарушений. В числе распространенных, как и прежде, неправильное оформление транспортных средств (141 факт). Семь водителей возили пассажиров на машинах без пройденного техосмотра. Также выявлено шесть фактов выполнения перевозок «нелегалами». К таким водителям применены меры ответственности работниками ИМНС: начислен единый налог и выдано требование на устранение выявленных нарушений.

Всего за первое полугодие таксистам выдано 66 предписаний. К административной ответственности привлечено 136 человек, общая сумма штрафов составила свыше 3,1 тыс. рублей.

Стоит отметить, что основная цель контрольных мероприятий по выявлению нарушений действующего законодательства в области пассажирских перевозок в нерегулярном сообщении заключается не в привлечении к ответственности, а в проведении профилактической работы среди водителей такси. Правила одинаковы для всех, поэтому все участники этого рынка должны осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями законодательства.

Одним из наиболее эффективных способов выявления нарушителей и, прежде всего, субъектов, осуществляющих незаконную предпринимательскую деятельность в сфере пассажирских перевозок, на сегодняшний день является контрольная закупка. Речь в том числе идет о водителях, которые перевозят пассажиров регулярно под видом нерегулярных рейсов. Всего в этом году в регионе проведено 62 таких мероприятия.

… У салона красоты на улице Габровской такси забирает двух девушек – они звонко стучат каблучками по тротуару и садятся в машину. Молодой человек улыбается и думает: «Наверняка отпускницы: разгар рабочего дня, а они – по салонам!». Девушки всю дорогу щебечут. Путь по выбранному маршруту занимает всего 15 минут, но за это время столько всего удалось обсудить.

Вот и многоэтажка на Кулешова – конечный пункт назначения. Водитель останавливается, получает плату за проезд и вдруг слышит: «Транспортная инспекция. Контрольная закупка. Предъявите ваши документы: водительское удостоверение, техпаспорт, страховки».

Мужчина на минуту замирает, потом просит показать удостоверение. Сотрудница контролирующего органа приступает к проверке документов водителя.

– Где ваши страховки?

– Так нужна же одна. На транспортное средство, – растерянно отвечает он.

– А страховка гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами? – парирует представительница ТИ.

– Не знаю. Но, думаю, такая имеется. Спрошу в офисе, если сейчас там кто-то есть…

После осмотра автомобиля представители Транспортной инспекции выносят вердикт: нет «шашечек» на плафоне, отсутствуют визитка в салоне и информация о тарифах. На дверях авто указаны неверные данные перевозчика. Водитель пару месяцев как трудится в другой фирме, а информацию не обновил. Впрочем, как и не выдал чек пассажирам. Кассовый суммирующий аппарат в салоне такси есть, но не работает.

По результатам контрольной закупки транспортные инспекторы констатируют: почти за все нарушения, выявленные впервые, водителю грозит лишь предупреждение, и только если он допустит их повторно, то будет привлечен к административной ответственности. А вот невыдача кассового чека – это серьезно. Работа с выключенным или неработающим таксометром является нарушением законодательства в транспортной и налоговой сферах.

В Транспортной инспекции напоминают

 Договор перевозки пассажира автомобилем-такси – публичный. Он не требует документального оформления на бумаге и считается заключенным с момента посадки пассажира в транспортное средство. Все права и обязанности участников перевозки, включая пассажиров, прописаны в законодательстве. 

 В машине на видном для пассажира месте должны быть размещены тарифы за 1  км  платного пробега, простой транспортного средства и другие услуги, изучив которые, пассажир вправе согласиться на поездку или отказаться от нее.

 Водитель в случае предполагаемой оплаты наличными обязан начинать работу с включенным таксометром, чтобы пассажиру была доступна информация о времени в пути и стоимости проезда. Работа на линии с выключенным таксометром или без таксометра влечет наложение штрафа в размере от двух до пяти базовых величин (ст. 18.33 КоАП). 

 Водитель такси должен проходить техосмотр каждые полгода по причине интенсивной эксплуатации транспортного средства. Участие в дорожном движении авто, имеющего неисправности, наказывается штрафом в размере от четырех до шести базовых величин
(ст. 18.24 КоАП).

Мария ЛАСТОЧКИНА, «ТБ»

Добавить комментарий