Мчатся порою такси, в том числе и маршрутные, стараясь вроде бы угодить пассажирам, а на самом деле гонясь за длинным рублем и недремлющим лихом.
Совсем непросто набрать полный микроавтобус пассажиров в условиях жесткой конкуренции. И тут как раз срабатывает золотое правило «время – деньги»: чем быстрее перехватишь потенциального клиента у коллеги, тем толще будет твой кошелек. И тут уж церемониться не стоит ни с соблюдением графика, ни с выполнением требований ПДД. Желтый или даже красный сигнал светофора, пешеход на «зебре», чужая полоса на дороге, неправомерный обгон, превышение скорости – к черту условности и безопасность, плевать на технические неполадки, если речь идет о золотом тельце.
Наказать виновного, схватив его, что называется, за руку, непросто, поэтому госавтоинспекторы в стремлении повысить эффективность своей работы порою идут на хитрость. Они совершают поездки под видом рядовых граждан, фиксируя по ходу движения допущенные водителем оплошности.
– Протоколы об административных правонарушениях составляют на конечной остановке, проверив документы и укомплектованность салона средствами пожаротушения. Подобные меры контроля на сегодняшний день необходимы для обеспечения безопасности клиентов маршрутных такси и других участников дорожного движения, – считает начальник УГАИ УВД Витебского облисполкома Михаил Дядичкин. – С одной стороны, маршрутки наравне с общественным транспортом делают жизнь горожан комфортнее, с другой – своей манерой езды их водители создают опасный дискомфорт на городских улицах. На таксистов постоянно поступают жалобы от пассажиров и водителей других транспортных средств.
Витебская Госавтоинспекция организует рейды по проверке их дисциплинированности, но даже систематический контроль, в том числе с участием СМИ, не охлаждает пылких гонцов за рублем.
– Мы неустанно меняем номера маршрутов с учетом скорости оповещения коллег проштрафившимися водителями, – рассказывает начальник отделения агитации и пропаганды УГАИ Александр Казючиц. – И только это зачастую позволяет сделать рейд действенным. Благодаря смене мест посадки и направлений за два-три часа выявляем несколько нарушителей: кто проскочил перекресток на красный свет, кто разговаривал по телефону во время управления транспортным средством или даже забыл закрыть дверь, рискуя потерять на ходу пассажира…
С января по апрель выявлено свыше 200 нарушений у маршрутчиков. Наиболее типичны проезд на запрещающий сигнал светофора, начало движения в момент входа в салон последнего пассажира, перегруз, разговоры по мобильному, обилечивание во время движения, посадка и высадка пассажиров по их просьбе в неустановленных местах, неправильное маневрирование и проезд перекрестков. Некоторые «рекордсмены» за один круг умудряются заработать больше десятка протоколов. Недавно произошел вопиющий случай: в Витебске задержали по сообщению пассажиров водителя, который управлял транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Экспертиза показала, что в его крови содержалось свыше трех промилле!
Александр Константинович полагает, что не стоит ограничиваться проверками только городских маршруток, важно охватить вниманием и междугородные перевозки. Сколько коммерческих организаций занимаются ими и снижают цены, дают возможность людям заказать билеты через интернет, забирают пассажиров от подъезда, только бы привлечь клиентов… Удобно? Да. Но вот безопасно ли? Нет.
– Отправляемся в Полоцк вместе с вызвавшимся участвовать в рейде журналистом, заранее забронировав по телефону места в микроавтобусе частника, следующем в столицу. Диспетчер предложил несколько вариантов, где нас смогут забрать. Выяснилось, что деньги за проезд будут собирать по прибытии. Водитель приятно удивил тем, что не гнал, не совершал опасных обгонов, на мигающий зеленый не проскакивал. Единственный минус – постоянные ответы на телефонные звонки. Одним рассказывал о времени завтрашних рейсов, другим советовал заранее выйти на остановку. Только однажды водитель нарушил скоростной режим, не заметив у одного из населенных пунктов знак, запрещающий ехать свыше 40 километров в час. За превышение скорости и неоднократные беседы по мобильному ему грозит штраф до двух базовых величин, – сообщил Александр Казючиц. – Это лишь один из серии аналогичных рейдов, которые будут практиковаться и впредь. Очень надеемся, что такой вид контроля принесет эффект: дорожная дисциплина повысится.
Светлана ЗАЛЕССКАЯ, «ТБ»