Начинается с малого…

полный развал

Ряд дорожно-транспортных происшествий, случившихся в этом году с участием пассажирского транспорта, заставил контролирующие органы еще раз посмотреть, как на практике предприятиями исполняется законодательство по обеспечению безопасного движения.

Недавно такие проверки проводились по инициативе прокурора Витебской области. Во время рейдов, которые они провели во взаимодействии с Госавтоинспекцией, особое внимание было уделено предприятиям государственной и негосударственной форм собственности, специализирующимся на перевозке пассажиров.

Без аптечек и огнетушителей

Как отмечается в беспристрастных статистических сводках, в январе в Витебской области произошло 25 дорожно-транспортных происшествий, что на три меньше, чем за аналогичный период 2016 года. В этих ДТП погибло шесть человек, или на два меньше, чем годом ранее. Травмы в январе получило 34 человека. По вине водителей транспортных средств совершено 19 дорожно-транспортных происшествий. В общем, наверное, и не следовало «бить во все колокола», если бы не авария с участием маршрутного такси в Ушачском районе, когда микроавтобус обрезало отвалом бульдозера, находившегося на трале МАЗа, или несколько случаев, когда автобусы и маршрутки с пассажирами оказывались в кювете. Видимо, на каком-то этапе был ослаблен контроль…

Как рассказала старший прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства и законностью правовых актов прокуратуры Витебской области Ирина Крюковская, результаты проведенного выборочного анализа соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований по безопасности дорожного движения свидетельствуют о нарушениях законодательства в большинстве регионов.

По ее словам, в ходе проверок практически повсеместно выявлялись факты нарушений требований Правил дорожного движения при допуске автотранспорта и водителей к участию в дорожном движении. Прокуроры проверяли элементарные вещи. Например, наличие аптечки и ее содержимое.

Согласно ПДД аптечка обязана находиться в каждой автомашине. Нужно ли объяснять, что водитель автобуса везет людей, в том числе и не всегда здоровых? В дороге может случиться всякое. Даже если автобус не попадет в ДТП. Между тем факты отсутствия аптечек либо несоответствия их содержимого установленным требованиям выявлены в перевозивших пассажиров транспортных средствах структурных подразделений ОАО «Витебскоблавтотранс»: участка «Верхне-
двинск» филиала «Автобусный парк № 2 г. Полоцка», филиала «Автотранспортное предприятие № 16 г. Глубокое», филиала «Автобусный парк № 2 г. Полоцка», филиала «Автотранспортное предприятие № 17 г. Поставы», филиала «Автотранспортное предприятие № 1 г. Витебска», филиала «Автотранспортное предприятие № 5 г. Витебска», а также ГЛХУ «Россонский лесхоз», ИП Синявского А.А. и Комлева В.Ю. (Городокский район), ОДО «Гамаль», ЧТУП «Голден Транс», ООО «Автоконстанта» (г. Витебск), ООО «Летящая стрела», ОДО «Дима», ТЧУП «Сазан-Лайн» (Оршанский район).

Требование о наличии в каждом транспортном средстве исправного огнетушителя тоже не новое. Это как таблица умножения или азбука для школьников. И все же, как показали проверки, огнетушители отсутствовали либо находились в неисправном состоянии в транспортных средствах участка «Верхнедвинск» автобусного парка № 2 г. Полоцка, автотранспортного предприятия № 16 г. Глубокое, автотранспортного предприятия № 17 г. Поставы, автотранспортного предприятия № 5 г. Витебска (все – филиалы ОАО «Витебскоблавтотранс»), УКТП «Витебское трамвайно-троллейбусное управление», ГП «Гордормост», ОДО «Гамаль», ЧТУП «Голден Транс», ООО «Автоконстанта», ООО «Квин Лайф» (г. Витебск), ИП Глинского В.Л. и Шимчука В.С. (Глубокский район), ИП Синявского А.А. (Городокский район).

По словам Ирины Крюковской, 21 января прокуроры проверили автобус филиала «Автотранспортное предприятие № 16 г. Глубокое» ОАО «Витебскоблавтотранс». Когда они поинтересовались аптечкой и огнетушителем, водитель заявил, что не знает, где их искать, ибо автобус закреплен за другим лицом. Но проверяющие были настойчивы в своем требовании, и все нашлось. Правда, аптечка не была укомплектована в соответствии с установленным перечнем, а огнетушитель оказался неисправным.

Не знал, где в автобусе находятся аптечка и огнетушитель, и водитель филиала «Автотранспортное предприятие № 17 г. Поставы» ОАО «Витебскоблавтотранс». Чтобы обнаружить их, пришлось затратить немало времени. При пожаре быстрее бы приехали спасатели.

А вот водитель ООО «Автоконстанта», который осуществлял перевозку пассажиров, даже не стал ничего искать. Просто сказал: медицинской аптечки и огнетушителя нет.

Также отсутствовали они и в автомобилях, принадлежащих ГП «Гордормост». Два факта допуска к участию в дорожном движении транспортных средств, предназначенных для перевозки людей, при неукомплектованности огнетушителями, знаками аварийной остановки и медицинскими аптечками установлены в ГЛХУ «Россонский лесхоз».

С неисправными спидометрами

Согласно ПДД запрещена также эксплуатация транспортных средств с неисправным спидометром. Водитель автобуса обязан контролировать скорость движения, ориентироваться на дорожные знаки, ограничивающие скоростные режимы. Как он это делает, если прибор не работает, известно лишь ему самому.

Так, по ощущениям, на глаз, выдерживал скоростные режимы водитель филиала «Автотранспортное предприятие № 17 г. Поставы» ОАО «Витебскоблавтотранс». Помимо этого, ни в одном из представленных водителями вышеназванного предприятия путевом листе не было сведений о показаниях спидометра.

Не указывались его показания и в путевых листах автотранспорта Миорского участка филиала «Автобусный парк № 2 г. Полоцка» ОАО «Витебскоблавтотранс».

В Полоцком районе участие в дорожном движении маршрутных такси с неисправными спидометрами установлены в ЧП «Берокко», ОДО «Белтаксисс», ОДО «ТаксиТрал», в Оршанском – ТЧУП «АвтоПлац», ОДО «Дима».

Медосмотр – на доверии

Не всегда юридическими лицами, осуществляющими перевозки пассажиров, соблюдались требования Инструкции о порядке проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей механических транспортных средств.

Как рассказала Ирина Крюковская, на момент проверки филиала «Автотранспортное предприятие № 11 г. Толочина» ОАО «Витебскоблавтотранск» в журнале предрейсового и иного медицинского осмотра не было ни одной записи о проведении предрейсового осмотра водителей, в то время как к работе приступило и находилось на линии семь автобусов (два городских и пять пригородных).

В филиале «Автотранспортное предприятие № 18 г. Браслава» ОАО «Витебскоблавтотранс» в журнале предрейсового и иного медицинского осмотра ненадлежаще велся учет данных о времени прохождения водителями медицинского обследования.

Конечно, вполне возможно, что в этих организациях всего лишь безобразно относились к ведению журналов. Но, как говорится, начинается с малого полный развал…

Нарушения аналогичного характера выявлены в Брасласком райпо, где, помимо этого, не обеспечены наличие и ведение журнала проведения инструктажей водителей по вопросам безопасности дорожного движения.

Без гостехосмотра и с просроченным водительским удостоверением

Наряду с такими «мелочами», как отсутствие аптечек, огнетушителей и безобразное ведение журналов, выявлялись и более серьезные нарушения.

В Лиозненском районе установлено участие в дорожном движении транспортного средства УЗ «Лиозненская ЦРБ», не прошедшего государственный технический осмотр.

Водитель линейно-дорожной дистанции-324 г.п. Россоны «ДЭУ-32 г. Полоцка» филиала РУП «Витебскавтодор» перевозил работников, не имея права управления данным транспортным средством – истек срок действия водительского удостоверения. При этом он двигался на автомобиле с летними шинами на передней оси, а в салоне отсутствовал огнетушитель.

Не по сезону был «обут» и автомобиль, в котором перевозил людей водитель ОАО «Россонский агросервис».

Существенные нарушения законодательства при эксплуатации транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров, выявлены в Оршанском районе.

Автомобиль ООО «Летящая стрела» эксплуатировался с неработающим аварийным выходом. В транспортном средстве ТЧУП «Сазан-Лайн» на колесах были установлены шины с разным протектором на одной оси. В автомобиле ТЧУП «Таня-Лайн» они использовались со значительным износом.

В транспортном средстве ОДО «Дима» отсутствовали знак аварийной остановки, разрешение на переоборудование пассажирской двери на автоматическую. Кроме того, не работал спидометр, а протекторы шин имели значительный износ.

Кстати, ненадлежащее состояние автомобилей предприятий, осуществляющих перевозку пассажиров в регулярном сообщении на территории Оршанского района, неоднократно выявлялось в январе – феврале и сотрудниками ОГАИ Оршанского РОВД.

Формально

У прокуроров вызывает озабоченность тот факт, что выявленные в регионах многочисленные нарушения имели место на транспортных средствах, осуществляющих пассажирские перевозки в регулярном сообщении и прошедших предрейсовый осмотр. При этом маршрутные такси в ряде случаев допускались к участию в дорожном движении должностными лицами филиалов ОАО «Витебскоблавтотранс».

Так, в Орше автотранспортным предприятием № 8 и автобусным парком № 3 заключены договоры на проведение предрейсовых
осмотров технического состояния транспортных средств с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензии на пассажирские перевозки и зарегистрированными в Оршанском райисполкоме. Однако, как свидетельствуют результаты проверок, осмотры проводились формально, и, несмотря на наличие препятствий для участия в дорожном движении, транспортные средства допускались к перевозке пассажиров.

В частности, контролерами парка в период с 20 по 31 января к участию в дорожном движении ежедневно допускалось более 15 маршрутных автомобилей ОДО «ИСКИ», ЧТУП «Петрович», «ОлесяЛайн», «Гуля», «Сортрансторг», ОДО «Прима-Майн» и ряда индивидуальных предпринимателей с неповеренными спидометрами. Нарушения аналогичного характера имели место в филиале «Автотранспортное предприятие № 8» ОАО «Витебскоблавтотранс», а также ЧСУП «Солинг Контроль».

На запрещающий

Помимо нарушений действующего законодательства при эксплуатации транспортных средств, не соответствующих установленным требованиям, их водителями систематически допускались нарушения Правил дорожного движения.

Так, по данным УГАИ УВД Витебского облисполкома, только в Витебске в январе – феврале сотрудниками МО ГАИ УВД Витебского облисполкома в ходе рейдовых мероприятий выявлено 114 нарушений ПДД водителями маршрутных транспортных средств. В их числе – проезд перекрестков на запрещающий сигнал светофора, непредоставление преимущества в движении пешеходам на нерегулируемых пешеходных переходах, пользование во время движения средствами телефонной связи (не оборудованными техническими устройствами, позволяющими вести переговоры без использования рук), остановка и начало движения с незакрытыми дверями салона, нарушение правил маневрирования и расположения транспортных средств на проезжей части, перевозка пассажиров сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства.

По результатам проведенных рейдовых мероприятий городскими и районными прокурорами Витебской области подготовлено 19 представлений, 10 предписаний, 38 поручений о подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению, возбуждено три дисциплинарных производства, официально предупреждены три должностных лица. Прокуратурой области подготовлены представление в ОАО «Витебск-
облавтотранс» и соответствующая информационная записка в Витебский облисполком.

Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ДТП»