НА ЗАПАДНЫХ ВОРОТАХ ПРИДВИНЬЯ

круглосуточно действует пост Транспортной инспекции Минтранса Республики Беларусь, контролирующий безопасное движение большегрузов

Найти его несложно: имеется четкий ориентир – танк Т-34-85, установленный на пьедестале в 1980 году на юго-западной окраине Полоцка, на пересечении шоссейных дорог Полоцк – Минск, Полоцк – Новополоцк и Витебск – Вильнюс. Памятник высится на Минском кольце в честь экипажа под командованием Героя Советского Союза младшего лейтенанта Василия Халева, который первым ворвался в Полоцк 2 июля 1944 года. Эта достопримечательность древнего белорусского города хорошо известна всем проезжающим через него дальнобойщикам, ведь с 2005 года маршрут практически каждого из них непременно проходит через пост весогабаритного контроля, расположенный как раз на этом кольце. Сюда, на КП-ПВГК «Полоцк», что на пятом километре автодороги Р45 Полоцк – Глубокое, поминутно выруливают фуры: груженые – для взвешивания, пустые – для проверки документов водителей. Оформление результатов контроля для дальнейшего следования автомобилей производится в маленьком, компактном и очень опрятном здании, не только оборудованном необходимой для этого техникой, но и располагающим довольно комфортными условиями для круглосуточного пребывания сотрудников ТИ.

НА ЗАПАДНЫХ ВОРОТАХ ПРИДВИНЬЯ

НА ЗАПАДНЫХ ВОРОТАХ ПРИДВИНЬЯ

Правда, со временем им придется потесниться, чтобы принять коллег, обеспечивающих контроль за внесением платы за проезд транспортных средств по платным дорогам Республики Беларусь. Оператор системы BelToll уже готовит оборудование для перевода участка автотрассы Р45 в категорию платных. Возможно, и работы у сотрудников ТИ прибавится. Хотя, как знать, не распределится ли поток следующих в этом направлении машин равномерно по другим платным магистралям, ведущим на запад, которые пока водители большегрузов стараются обходить. Впрочем, вернемся в день сегодняшний.

Сейчас основное назначение поста весогабаритного контроля «Полоцк» филиала Транспортной инспекции Минтранса по Витебской области – взвешивание большегрузных автомобилей и оформление необходимых для их дальнейшего следования документов. Здесь можно получить международный сертификат взвешивания грузовых транспортных средств, который выдается в целях упрощения процедуры пересечения границ и позволяет избежать многократного дополнительного, в том числе контрольного, взвешивания на маршруте движения, если не предусмотрена дозагрузка в пути или передача груза под другой таможенный режим.

– Месторасположение нашего поста удачное – примерно в ста километрах от границ с Российской Федерацией, Латвией и Литвой. Очень оживленное место с интенсивным движением. Порой в такой запарке работаем, что даже ночью не всегда удается передохнуть за чашечкой кофе, – признается ведущий специалист с десятилетним стажем Сергей Орлов. – Полсуток дежурства иногда пролетают как один час – оглянуться не успеваешь. И расслабляться ни на минуту нельзя. Приходится постоянно быть в форме, сдержанным и культурным даже с водителями, явно провоцирующими конфликт, не поддаваться ни на какие провокации, тем более коррупционного характера. Не секрет ведь, что кое-кто из водителей не прочь откупиться от «въедливого» инспектора, но у нас коллектив проверенный, добросовестный, на подобные уловки не пойдет ни под каким предлогом. Состав смены периодически меняется, дабы исключить привыкание и саму возможность мздоимства. На любого из десятка коллег можно положиться с полной уверенностью. Это духовно укрепляет.

Очередей «на прием к специалисту ТИ» здесь практически не бывает, разве что фуры следуют автопоездом, и потому даже проверку на КП-ПВГК «Полоцк» водители стараются пройти дружно, не отрываясь друг от друга в пути. Опытные специалисты не мешкают, выполняют свои обязанности четко и быстро, не задерживая всегда спешащих с доставкой грузов перевозчиков. Задерживаться до устранения нарушений приходится лишь тем, в чьих машинах налицо перегрузка (либо общего веса, либо на ось автомобиля) или несоответствие указанных в сопроводительных документах размеров габаритным. Случается, проверку грузов помогают осуществлять таможенники. Но это если специалисты ТИ заподозрили явное несоответствие имеющемуся в наличии и означенному в накладной.

– Вынуждены задерживать и нарушителей режима труда и отдыха. Более того, наказывать рублем. В последнее время упростилась оплата штрафов да и платежей в евро благодаря установленному у нас банковскому терминалу. Есть у водителя пластиковая банковская карточка – можно рассчитаться на месте, не ожидая утреннего открытия банка и не колеся в поисках его по городу. Это экономит людям время. А вообще, водители стали более дисциплинированными, с белорусским законодательством считаются и расставаться с деньгами из-за его нарушения не хотят, – говорит Сергей Васильевич.

Начальник КП-ПВГК «Полоцк» Анатолий Грибко подводит итог разговора о деятельности вверенного ему поста в цифрах:

– За 8 месяцев текущего года нами проверено 17 425 автомобилей, из них взвешено 5992. Всего 208 грузовиков следовало с нарушениями установленных параметров, за что в общей сложности уплатили за проезд 26 800 евро. Кроме того, 126 водителей оштрафованы на общую сумму 38 826 рублей. Бывает, некоторые, особенно россияне, пытаются оспаривать свою вину, ссылаясь на некачественные весы. Но это абсолютно хрупкий аргумент, который разбивается о сертификат Новополоцкого филиала ЦМС о поверке электронных весов каждые полгода (вывешен на самом видном месте – за стеклом окошечка работающего с клиентами специалиста). Крыть нечем, а провинился – плати. Мы стоим на страже безопасности проезда по дорогам своей страны и любое отступление от этого принципа пресекаем на корню.

Светлана ЗАЛЕССКАЯ, «ДТП»