29 июня исполнится 35 лет с момента пуска Минского метрополитена. И ровно столько же прошло со дня введения в эксплуатацию электродепо «Московское» службы подвижного состава. В 1984 году оно было в составе первого участка первой линии метрополитена.
Изначально электродепо включало в себя корпуса административно-бытовой и отстойно-ремонтный на три ремонтные и девять отстойно-смотровых канав. Также здесь расположились иные сопутствующие объекты – камеры мойки и обдувки составов, очистные сооружения, компрессорная и мотодепо с мастерскими.
В 1990 году к вводу в эксплуатацию первого участка второй линии метрополитена отстойно-ремонтный корпус был расширен на десять канав, а в 2016-м их было введено в эксплуатацию еще восемь с рельсосварочной базой. Сегодня в электродепо «Московское» – 30 отстойно-смотровых канав, которых достаточно для полноценного обслуживания и ремонта составов метрополитена.
Первым начальником депо был назначен В. Усенков, успешно запустивший плановую работу всего сложного механизма этого большого производственного подразделения столичной подземки. В течение пяти лет его руководства сформировался сплоченный трудовой коллектив, нацеленный на максимальный результат в работе. Самое пристальное внимание уделялось технической подготовке составов к очередному рейсу, а ткаже качеству работы машинистов на линии и трудовой дисциплине.
В дальнейшем депо руководили Г. Петкевич, М. Климов, С. Степанов, A. Михайловский, А. Левченко и В. Семашко. Каждый из них внес свою лепту в развитие и совершенствование производственных процессов. Нынешний начальник электродепо «Московское» А. Сороко сохраняет лучшие традиции предшественников и решает актуальные вопросы в современном формате.
29 июня 1984 года было открыто регулярное движение поездов от станции «Институт культуры» до станции «Московская». Высокой чести вести первый поезд были удостоены машинист-инструктор локомотивных бригад А. Кравцов и машинист электропоезда И. Овсяник. Протяженность первого участка составила 7,84 километра. А уже 26 декабря 1986-го был сдан в эксплуатацию второй участок первой линии – от станции «Московская» до станции «Восток» – протяженностью 1,75 километра.
7 ноября 2007 года первая линия Минского метрополитена удлинилась на две станции с введением в эксплуатацию участка протяженностью 2,7 километра – от «Востока» до «Уручья». Ровно через пять лет количество станций первой линии городской подземки возросло до 14. В постоянную эксплуатацию метростроители ввели участок из трех станций: «Грушевка», «Михалово», «Петровщина». Протяженность линии с этого момента составила 17,34 километра.
3 июня 2014 года в Минске была открыта станция метро «Малиновка». Первая линия подземки стала на 1,8 километра длиннее и составила 19,14 километра.
В связи с планируемым продлением Московской линии от «Малиновки» до «Щомыслицы» количество станций в будущем должно увеличиться до 16, а ее протяженность составит 21,2 километра.
В 1990 году к вводу в эксплуатацию первого участка второй линии метрополитена отстойно-ремонтный корпус электродепо «Московское» был увеличен на 10 канав. Для обеспечения расстановки подвижного состава, приобретенного под обеспечение пассажироперевозок в связи с продлением линии, в 2014-м добавилось еще восемь.
Приписной парк вагонов в 1984 году составлял 15 электропоездов четырехвагонной схемы формирования. Под продление линии до станции «Восток» было введено в эксплуатацию два состава. Пуск первого участка второй линии метрополитена потребовал приобретения 44 вагонов. Открытие участков от «Фрунзенской» до «Пушкинской» и от «Тракторного завода» до «Автозаводской» повлекло за собой покупку пяти составов для первой линии и четырех – для второй. Ввод в постоянную эксплуатацию станции «Могилевская» увеличил парк вагонов на три состава четырехвагонной схемы формирования.
Переход на двухминутный интервал движения в 2001 году увеличил парк приписки еще на четыре состава. Для перехода на пятивагонную схему формирования составов первой линии метрополитена в 2002 году было закуплено 23 вагона.
В 2003 году состоялся пуск электродепо «Могилевское», и туда были переданы 93 вагона. Развитие метрополитена не останавливалось: продление линии от станции «Восток» до станции «Уручье» в 2007-м добавило 20 вагонов, а ввод участка от «Института культуры» до «Петровщины» потребовал закупки дополнительных семи составов для обеспечения пассажироперевозок и заданных интервалов движения. В 2014-м под пуск участка от «Петровщины» до «Малиновки» было приобретено пять составов.
За время работы коллектив электродепо освоил средний ремонт составов на собственной базе, внедрил тренажер для обучения локомотивных бригад, ввел в эксплуатацию и сертифицировал в НИИ вагоностроения участок по ремонту и формированию колесных пар, внедрил систему безопасности движения поездов «БАРС». Также удалось осуществить переход на поездную радиосвязь «машинист – диспетчер» УКВ-диапазона, внедрить поездной радиоинформатор, обеспечивающий включение информации по календарю, установить в поездах систему видеомониторинга рабочего места машиниста и многое другое. В составах заменили люминесцентные светильники на светодиодную модульную линию, внедрили комплект пневматического оборудования для открывания дверей с демпфирующим устройством.
Сегодня в электродепо «Московское» трудится 415 человек, из них 161 машинист электропоезда. Среди работников электродепо – немало тех, кто добросовестно трудится с момента пуска метро. Это машинисты электропоездов В. Жигало, Н. Куницкий, В. Шалаевский, Г. Шах, С. Шумкевич, А. Якушенко, А. Симашкевич, машинист-инструктор В. Заец, дежурные по депо А. Быстримович, В. Гульчук, В. Ермакович, В. Лагодич, слесари М. Талашев, А. Шибко, А. Рожко, фрезеровщик А. Алейник, электромеханики С. Глазков, Г. Шульвинский, инженер А. Тишковский, ведущий экономист И. Мельникова.
Именно они являются профессионалами с богатым опытом, которым щедро делятся с молодыми специалистами. На предприятии эффективно работает система наставничества. Это дает ощутимые плоды и закрепляет кадры.
С 1993 года в метрополитене успешно трудится главный инженер А. Хомич. В его биографии есть очень интересный факт. В свое время Александр Васильевич учился на каменщика в одном из учебных заведений Минска. В 1984 году юному ученику каменщика Александру Хомичу было доверено класть кирпичную кладку именно в электродепо «Московское». Конечно, юноша тогда и предположить не мог, что его жизнь на многие годы будет связана с метрополитеном и что именно в этом депо он когда-то станет главным инженером – вторым лицом в руководстве.
…Сегодня можно с полной уверенностью сказать, что электродепо «Московское» вот уже 35 лет держит высокую производственную планку и успешно работает на благо столицы. Это каждый день ощущают сотни тысяч пассажиров метрополитена, которые успевают на работу, вовремя приезжают на деловые встречи либо учебу.
Андрей ДРОБ, пресс-секретарь Минского метрополитена