Инспекторы отмечают недостаточный уровень подготовки работников, ответственных за исправность путей необщего пользования
Согласно плану выборочных проверок по Брестской области, в первом полугодии 2023-го специалистами регионального отдела контроля железнодорожного транспорта в г. Барановичи Брестского филиала Транспортной инспекции проведена проверка по соблюдению требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации железной дороги в Республике Беларусь (далее – Правила) в ОАО «Горынский комбинат строительных материалов».
За отчетный период на подъездном пути предприятия не было допущено транспортных происшествий, а также повреждений вагонов ГО «Белорусская железная дорога» и других собственников инфраструктуры при работах по их погрузке и выгрузке или при производстве маневров.
В ходе выборочной проверки выявлен ряд отступлений от норм содержания локомотивов.
В частности, установлено: в организации продление назначенного срока службы тепловозу серии ТГК2 № 2710 не произведено, что является нарушением СТБ 2534-2018 «Железнодорожный подвижной состав. Порядок продления срока службы. Общие положения». Имеющееся в организации технологическое оборудование и квалифицированный ремонтный персонал позволяют производить только технические обслуживания (ТО-1, ТО-2). В нарушение требований п. 1 приложения 5 к Правилам в ОАО «Горынский КСМ» отсутствует график проведения технического обслуживания и ремонтов тепловозов серий ТГК2 и ТГМ23Б.
В присутствии представителей ОАО «Горынский КСМ» установлено, что в нарушение требований п. 24 приложения 5 к Правилам тепловоз серии ТГК2 № 2710 использовался с неисправностями, при которых эксплуатация локомотива не допускается:
неисправность системы подачи песка под колеса;
неисправность прожектора, буферных фонарей.
Также в ходе проверки выявлено, что возле пути № 4 нарушен габарит выгруженного груза (расположен на расстоянии 1,6 метра от крайнего рельса при норме 2,5 метра), что является нарушением п. 4.1.17 ГОСТ 22235-2010.
В состоянии эксплуатируемых железнодорожных путей и стрелочных переводов выявлены следующие несоответствия нормативным документам.
В нарушение требований п. 23 главы 2 Правил, п. 4.1.17 ГОСТ 22235-2010, у железнодорожного пути № 2 с нарушением габарита, вплотную к железнодорожному пути, навалом хранится предназначенная к погрузке щепа.
На пути № 4 (с правой стороны пути в пределах высокой рампы) верх балластной призмы располагается при деревянных шпалах выше верха шпалы, что является нарушением п. 8 приложения 1 к Правилам.
На стрелочных переводах № 109, 115 в контррельсах подкладки прикреплены не на полное число путевых шурупов 24х170 мм по ГОСТ 809-711, что является нарушением п. 19 главы 2 Правил, паспорта стрелочного перевода тип Р-50 марка 1/9 проект 2498.00.000.
На путевом упоре пути № 3 отсутствует знак путевого заграждения, устанавливаемый с правой стороны путевого упора, чем нарушены п. 30 приложения 1, п. 62 главы 6 приложения 7 к Правилам.
На предельных столбиках стрелочных переводов № 101, 109, 115 не нанесена нумерация путей, что является нарушением п. 19 главы 2 Правил, п. 30 приложения 1 к Правилам.
В нарушение требований п. 4.3, 5.1.4 ГОСТ 12.4.026-2015 негабаритные места – ворота в депо у пути № 11, въездные ворота у пути № 10 (со стороны путей необщего пользования) – не обозначены предупреждающей окраской в виде чередующихся желтых и черных полос.
На технологическом проезде через путь № 4 на ПК14+41.10 со стороны автодороги отсутствуют знаки 1.3.1 «Однопутная железная дорога», чем нарушен п. 6.2.2.1 ТКП 543-2014 (02190) «Железнодорожные переезды. Правила проектирования, устройства и эксплуатации», а технологический проезд на пути № 1 на ПК5+47,30 (между стрелочными переводами № 105 и 109) эксплуатируется с коротким настилом проезжей части, не соответствующей ширине проезжей части автодороги, чем нарушен п. 19 главы 2 Правил.
На железнодорожном переезде ПК4+49,25 метра (улица Коммунистическая) в качестве направляющих устройств не установлены с обеих сторон автодороги столбики на протяжении 16 метров от крайних рельсов, чем нарушен п. 24 приложения 1 к Правилам и п. 6.2.2.5.
Выявлены нарушения в содержании инвентаря строгого учета.
Так, клеймение (маркировка) на горизонтальной плоскости тормозного башмака № 001, служащего для закрепления стоящего на путях подвижного состава, не содержит номера тормозного башмака (инвентарный номер, нанесенный краской, имеется лишь на боковой поверхности корпуса его опорной колодки), что является нарушением требований п. 302 главы 4 приложения 11 к Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте в Республике Беларусь (приложение 8 к Правилам).
В нарушение требований п. 7 Правил эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных постановлением Минтранса Беларуси от 31.03.2008 № 40, п. 7, 8 Порядка составления и ведения Инструкции по обслуживанию и организации движения на пути необщего пользования, утвержденного приказом ГО «Белорусская железная дорога» от 31.01.2013 № 106НЗ, в содержании Инструкции ОАО «Горынский КСМ», утвержденной приказом от 05.01.2021 №7/П, выявлено, что сведения о наличии железнодорожных путей и стрелочных переводов, изложенные в таблицах 1, 2, 3, 4, не соответствуют данным Технического паспорта пути необщего пользования и действительности; сведения о наличии переездов и технологических проездов, изложенные в п. 10 «Наличие переездов и технологических проездов», не соответствуют данным таблицы 3.1 Технического паспорта пути необщего пользования и действительности; фактическое количество используемых тормозных башмаков не соответствует указанному количеству в инструкции и т.п.
По результатам проверки руководителю организации выдано предписание с указанием сроков устранения нарушений. Специалистами отдела разъяснены действующие нормативы эксплуатации пути, подвижного состава и других обустройств, связанных с безопасностью выполнения маневровых работ, а также ответственность предприятия за несвоевременное выполнение требований, изложенных в предписании.
Всего за первое полугодие в ходе пяти выборочных проверок и шести мониторингов, проведенных в организациях Брестской, Гродненской и Минской областей, специалистами регионального отдела контроля железнодорожного транспорта в г. Барановичи филиала Транспортной инспекции по Брестской области выявлено 227 нарушений Правил безопасности транспортной деятельности. Кроме того, в четырех совместных проверках с Транспортными прокуратурами выявлено 177 нарушений, что говорит о недостаточном уровне знаний специалистов предприятий, ответственных за исправное техническое состояние путей необщего пользования и безопасность движения на них, нормативных правовых актов по их технической эксплуатации.
В соответствии с п. 18 главы 2 Правил технической эксплуатации железной дороги в Республике Беларусь железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения, устройства, механизмы и оборудование железнодорожного транспорта должны содержаться их владельцами в исправном техническом состоянии.
Ответственными за содержание и исправное техническое состояние сооружений и устройств железнодорожного транспорта с обеспечением сроков их службы, установленных нормативно-технической документацией, являются работники железнодорожного транспорта, непосредственно их обслуживающие, и руководители организаций, в ведении которых эти сооружения и устройства находятся.
Геннадий НИКОНЮК, ведущий специалист регионального отдела контроля железнодорожного транспорта в г. Барановичи филиала Транспортной инспекции по Брестской области