На границе фуры ходят хмуро. Литва продолжает ужесточать пограничный контроль

После недолгого периода, когда в лидеры темпов ужесточения трансграничных коммуникаций с Беларусью и Россией вырвалась Польша, первенство у нее вновь перехватывает Литва. Литовцы, похоже, собираются закрыть еще один пункт пропуска на границе с нашей страной, а заодно под предлогом соблюдения санкционного режима ужесточают контроль за товарами, вывозимыми за пределы ЕС. Итог предсказуем: пробки и очереди, очереди и пробки.

Своими очередными рестрикциями литовцы явно репетируют полную транспортную блокаду Беларуси, провоцируя ее власти на жесткие ответные действия. Источник: РБК

Первыми про риск закрытия с начала мая пункта пропуска «Бенякони»/«Шальчининкай», как обычно, поведали инсайдеры из крупных транспортно-логистических компаний сразу в нескольких российских СМИ. Процесс сокращения пунктов пропуска идет непрерывно, сказываясь как на сроках доставки грузов, так и на стоимости транспортных услуг. Результат налицо: к уровню февраля, по оценке россиян, сроки доставки товаров выросли на 7–10 дней, тарифы – на 40–50%.

Справка «ТБ». С августа прошлого года Литва закрыла два пункта пропуска – «Шумскас»/«Лоша» и «Твярячюс»/«Видзы». С 1 марта 2024-го их судьбу разделили еще два – «Лаворишкес»/«Котловка» и «Райгардас»/«Привалка». После чего действующими остались лишь четыре погранперехода между Беларусью и странами ЕС: два – на границе с Литвой («Каменный Лог»/«Мядининкай» и «Бенякони»/«Шальчининкай») и по одному – на границе с Польшей («Брест»/«Тересполь») и Латвией («Григоровщина»/«Патарниеки»).

Реконструировать логику литовских властей просто: в случае закрытия «Бенякони»/«Шальчининкай» вместо шести пунктов пропуска на границе остается всего один, как у польских и латвийских коллег. Стоит заметить, что на действующих пунктах пропуска запрещено пересечение границы с Литвой пешеходам и велосипедистам, видимо, тоже в порядке санкций. Кроме того, утром 18 апреля литовская сторона приостановила оформление транспорта в пункте пропуска «Каменный Лог»/«Мядининкай» по причине возгорания ангара и административного здания таможни во время досмотра Porsche Cayenne. Движение частично возобновили лишь к полудню.

Наконец, Таможенный департамент Литвы сообщил, что с 15 апреля ужесточается контроль за стоимостью вывозимых товаров. Литовские таможенники намерены проверять идущие транзитом через их страну грузы на предмет того, не подпадают ли они под санкции, и сравнивать декларируемую стоимость со статистической. Если первая окажется слишком низкой по сравнению со второй, товар не пропустят. Плюс уже заимствованная у Литвы Польшей норма, согласно которой поставщик и/или производитель отдельным документом должен гарантировать, что товар не следует в Россию или Беларусь, не будет продан туда, что продавцу известен конечный потребитель и т.п.

Справка «ТБ». IV пакет санкций ЕС, принятый в марте 2022 года, запрещает экспорт предметов роскоши, к каковым ЕС относит товары дороже 300 евро, включая смартфоны, бытовую электронику, ювелирные изделия, парфюмерию и косметику, музыкальные инструменты, посуду из фарфора, икру, трюфели и т.п.

Проверять икру или трюфели – приятная миссия, особенно если в списке предметов роскоши присутствует фарфоровая посуда. Но, кроме икры и трюфелей, в товарных потоках между Литвой и Беларусью значительную долю составляли и составляют автомобили.

17 апреля белорусская таможня отчиталась о вскрытии одной из криминально-автомобильных схем: граждане Литвы, России и Беларуси в составе группы ввезли в ЕАЭС по процедуре временного ввоза с обязательством вывоза и продали 16 авто. Номера и поддельные свидетельства о российской регистрации дистанционно закупались у российского лжеимпортера, устанавливались на временно ввезенные из Литвы машины, которые со значительной скидкой к цене аналогов реализовывались в Беларуси. Суммарно бюджет ЕАЭС недосчитался 620 тыс. белорусских рублей. Участникам группы грозит лишение свободы сроком до 6 лет по ч. 2 ст. 231 УК. Вот она, суровая трансграничная проза жизни, совсем не похожая на санкционные трюфели и самовозгорающиеся Porsche Cayenne.

Поэтому последние действия Литвы, какими бы ссылками на законы и подзаконные акты они ни сопровождались, напоминают не ужесточение санкционного режима, а скорее репетицию транспортной блокады и провоцирование на некие ответные действия.

Кирилл НЕЖДАНСКИЙ

Добавить комментарий