Мосты с историей

Мосты с историей

Самым древним из сохранившихся мостов в мире считается мост Аркадико в Греции. Как полагают ученые, он был построен около 1300–1200 гг. до н.э. Аркадико являлся частью военной дороги между городами Тиринф и Эпидаурос в микенскую эпоху.

Кстати, мост до сих пор вполне успешно справляется со своими функциями. Увы, некоторые его собратья на Гомельщине этим похвастаться не могут. Как вы понимаете, тут имеются в виду мосты в Житковичском и Гомельском районах.  

Это типовые автомобильные мосты, таких в Беларуси еще четыре. И у всех – одни и те же «возрастные» проблемы. По мнению людей сведущих, 30 лет назад, когда их только начали возводить, у строителей не было технологий и качественных материалов, что и привело к износу. Несмотря на мужественные попытки эксплуатационников поддерживать их в должном виде.

ГАИ НА ПРИПЯТИ

Об этом уже писали немало. Но вот ситуация с переправой через Припять в районе закрытого из-за трещины моста возле Житковичей снова обострилась. Более того, ее пришлось закрыть полностью. Мост протяженностью 888 метров – важный объект для региона. Он соединяет между собой Туров, Лельчицы и Житковичи. До закрытия ежедневно по нему проходили тысячи машин.

Напомним: сначала рядом с закрытым мостом построили понтонную переправу, но вскоре ее снес ледоход. Людей стали перевозить на катерах, однако начался паводок, уровень воды в реке поднялся и затопил подъездные пути к временной переправе. Из-за этого легковые автомобили не могли подъехать к реке. Пешком, впрочем, тоже не подойти. Но и этот вопрос решили: к катерам людей стали перевозить на грузовых вездеходах. Однако в понедельник – вторник ледоход настолько усилился, что и на катерах стало плавать опасно, поэтому переправу пришлось закрыть полностью. На какое время, пока неизвестно. Хотя, если судить по прогнозам синоптиков, надолго.

Вся беда в том, что данная переправа связывала важный для местных жителей путь между Житковичами и Туровом. Из Турова в райцентр многим нужно, чтобы попасть к врачу, в госучреждения либо просто навестить родственников. А из Житковичей в Туров сотни горожан ездят на работу – там находятся два крупных предприятия. Теперь это – проблема. Причем проблема длиной в 270 километров. Это если в объезд. Потому, чтобы попасть на другой берег, многие переходили через реку по закрытому треснувшему мосту. Однако на другой стороне смельчаков встречали сотрудники ГАИ и выписывали штрафы в 24 рубля.

– Ищем возможности, но положение настолько серьезное, что пока что-либо предпринять нельзя. Такой сложной ситуации еще ни разу не было на территории республики. И пока у нас нет вариантов, – сообщил «Комсомольской правде» заместитель председателя Житковичского райисполкома Сергей Савич. – Ходить пешком по закрытому мосту категорически запрещается, ведь он не то что в аварийном состоянии, а в любой момент может упасть.

Кстати, пока еще переправа работала, но уровень воды уже не позволял подобраться к берегу, по просторам интернета пошло гулять фото, как кто-то подвозит людей к катерам в ковше экскаватора. И вот теперь благодаря любителям лайков водителя того самого «Амкодора» активно разыскивают не только местные власти, но и сотрудники ГАИ.

В марте власти обещали вновь открыть у треснувшего моста паромную переправу. Но, судя по всему, начавшийся паводок на Припяти не позволит это сделать именно в ближайшее время.

ТРАНСПОРТНАЯ ИНСПЕКЦИЯ НА СОЖЕ

Мосты с историей

Мосты с историей

Еще один мост в Гомельской области признан аварийным. На этот раз движение грузового транспорта было ограничено через мост на участке республиканской трассы M8 Граница России – Витебск – Гомель – граница Украины. Проведенная экспертиза зафиксировала, что из-за коррозии в одном из его блоков пришла в негодность арматура.

Мост связывает объездную дорогу, которая ведет в областной центр. Теперь большегрузы по мосту не ездят – их направляют через город. Путь в объезд занимает около восьми километров. Движение легковых автомобилей пока разрешено.

– Установлены соответствующие дорожные знаки на подходах к мосту, непосредственно у данного инженерного сооружения, а также информационные схемы, информирующие водителей, у которых полная масса транспортного средства превышает пять тонн, что двигаться необходимо в обход данного автодорожного моста, – рассказал журналистам начальник управления эксплуатации автомобильных дорог предприятия «Гомельавтодор» Сергей Мозгов.

Впрочем, установлены не только знаки и схемы. Как вы сами понимаете, это убеждает не всех и не всегда. Многие водители большегрузов, особенно в первое время, наплевав на правила, все же пытались «прорваться». Как видно, возможность сэкономить время и топливо намертво придушила инстинкт самосохранения. Да и вообще, какой мужик у нас перекрестится, пока гром не грянет? А какой дальнобойщик свернет в объезд, если мост еще не рухнул?

Но там, где написанное не действует, довольно неплохо убеждает сказанное. Человеком в форме. Потому по обе стороны аварийного моста через Сож было решено установить передвижные посты Транспортной инспекции. С тех пор желающих проскочить значительно поубавилось. Более того, сотрудники, дежурившие в день нашего визита около злополучной конструкции, рассказали, что даже те, кто «не заметил» все выставленные дорожные знаки и информационные схемы, при виде служебного автомобиля мгновенно проявляют бдительность и стараются как можно быстрее скрыться из зоны видимости.

Ну а пока Транспортная инспекция бдительно охраняет рубежи, соответствующие службы решают, как быть дальше. Как сообщил генеральный директор РУП «Гомельавтодор» Игорь Матвецов, до проведения восстановительных ремонтных работ на признанном аварийным мосту через Сож будет установлена поддерживающая опорная конструкция. Кроме того, определяются вид и сроки проведения восстановительных ремонтных работ.

Впрочем, сейчас и власти, и ГАИ больше всего волнует безопасный пропуск транзитного транспорта через город. Его поток значительно увеличился после признания моста  аварийным. Объезд пролегает через областной центр по Речицкому проспекту, улице Студенческой, проспекту Октября и улице Хмельницкого на новобелицкий мост.

– Ухудшится экологическая обстановка, увеличится нагрузка на дорожное покрытие. Но больше всего нас волнует угроза, которую представляют большегрузы для других участников движения, – отметил во время прямой линии начальник ГАИ УВД Гомельского облисполкома Игорь Макушенко. – Все пешеходные переходы на маршруте объезда нужно оборудовать светофорами, вблизи проезжей части установить турникеты для предупреждения внезапного выхода людей на дорогу.

По прогнозам, главные проблемы ожидаются к концу весны – началу лета. То есть именно тогда, когда свеженькие огурчики-помидорчики, клубничка, черешенка и иже с ними начинают поступать к нам нескончаемым потоком. Но тут, как говорится, поживем – увидим. А увидим – и вам расскажем. Хотя нет сомнений, что оптимальные конструктивные решения будут найдены гораздо раньше.

ВЫНУЖДЕННЫЕ АНАХОРЕТЫ В ДРЕВНОСТИ

Вообще, мосты – это дело такое… Почти мистическое. Особенно старые. Без сомнения, такое место, долгие годы противостоящее силам природы и разрушениям людей, овеяно не только тайнами, но и легендами. Их – огромное множество, и каждый выбирает для себя самые любимые.

Например, о молодом архитекторе на Карловом мосту. Рассказывают, что после одного наводнения искали человека, который бы мог восстановить часть разрушенного моста. Молодой архитектор проявил готовность и получил возможность сделать себе имя. С большим рвением он взялся за ремонт опоры, но каждый раз, приходя утром, видел, что вода снова все разрушила. Уже придя в отчаяние, молодой строитель заметил фигуру в черном плаще. Наблюдатель предложил свою помощь в обмен на услугу. Он сказал, что поможет, если потом первый, кто пройдет по вновь открытому мосту, будет принадлежать ему. Архитектору было ясно, что в помощниках у него – сам черт. Но согласился.

Утром был готов не только мост, но и решение обмануть черта. Молодой архитектор приготовил петуха в клетке, которого готов был пустить первым на отремонтированный им мост. Правда, черт оказался хитрее: он пошел за беременной женой молодого строителя и сказал ей, что случилось несчастье. Женщина бросилась на мост, желая узнать, что произошло, ее не смогла остановить даже предупрежденная мужем-архитектором охрана. На следующий день женщина родила мертвого ребенка, потом умерла сама. В ненастную погоду можно услышать, как на мосту кто-то чихает. Не нужно пугаться – достаточно пожелать здоровья малышу, душа которого, согласно легенде, находится где-то рядом с мостом.

Мрачно, не правда ли? Но, к сожалению, многие легенды уже в наши дни подтверждаются вполне реальными фактами. Что это такое? Слово «анахорет» происходит от латинского «анахорео», что означает «я ухожу, отказываюсь». Ранние анахореты уходили в пустыню или жили в пещерах. Позднее, в средние века, они стали укрываться в церковных стенах, как правило, северных. Эти отшельники запирались в маленькие кельи за алтарем. Каждый, кто попадал за эти стены, становился узником веры и мертвым для мира. Ибо двери отсутствовали. Они как бы погребали себя заживо.

Вы спросите, причем же здесь мосты? А вот тут мы как раз и подходим к так называемым вынужденным анахоретам, то есть тем, кто вовсе не хотел ими быть. Мужчины и женщины, подростки и даже младенцы, которых замуровывали в стены помимо их воли. Кстати, можете смеяться, но впервые о вынужденных анахоретах и жутких традициях, о которых мы расскажем дальше, я узнала во время визита в Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова, который организовало руководство РУП «Гомельавтодор» во время одного из мероприятий. Интересно, а может, именно эту часть рассказа экскурсовод включил в программу для целевой аудитории? Кто знает…

Есть старинная народная баллада «Замурованная жена», которой уже за тысячу лет. Существует более семисот ее версий на разных языках и диалектах. В сербском варианте женщину замуровывали в крепостную стену, в Турции это – караван-сарай, в Персии – мост. И всегда это делалось, чтобы поймать удачу. А в случае с мостами, коих, кстати, было большинство, – ради умиротворения речных духов, чтобы они не гневались на то, что люди устроили здесь переправу.

Вкратце перескажем трансильванскую балладу, в которой повествуется о каменщиках, которые работали вдали от дома, на постройке моста у монастыря. Работа не ладилась. Поговаривали, будто это происки тех самых речных духов, которые не дадут им возможности вернуться домой. Однажды старший каменщик во сне услышал голос, который сказал, что речных духов можно умиротворить, только принеся в жертву женщину. Причем первую, которая придет к ним. Ее нужно замуровать в основание моста. Утром старший каменщик пересказал свой сон товарищам, и они сообща решили, что первая, кто придет к ним, должна быть погребена заживо. Через час они увидели вдалеке на дороге женщину, направлявшуюся в их сторону. Когда она подошла ближе, старшего каменщика охватил ужас. Это была его молодая жена. Несла ему еду, вино и цветы. Он молил Бога, чтобы она повернула обратно, но этого не случилось. Ее замуровали в стену, а старший каменщик умер от горя.

Можно, конечно, относиться к этому просто как к полету творческой фантазии. Но! Давайте вспомним знаменитый бременский мост. Когда его в XIX веке сносили, в основании нашли скелет ребенка. И это уже не фантазия. Это факт. Причем не единичный. Подобные свидетельства были обнаружены также в процессе реконструкции английских и французских мостов. Некоторые ученые уверены, что и детский стишок «Лондонский мост» также имеет отношение к этому жуткому обычаю.

Лондонский мост проваливается.

Он проваливается, проваливается.

Лондонский мост проваливается.

А у меня есть подруга-красавица.

Возьму-ка я ключ и запру ее,

Запру ее, запру ее, мою красавицу…

Долгое время никто и не усматривал здесь никакого смысла. Просто набор слов. Какой ключ? Куда ее собираются запереть? Теперь уже ясно: красавицу нужно запереть, чтобы удержать мост, сделать так, чтобы он не проваливался.

К чему это я? Да к тому, что к мостам следует относиться с должным почтением.

P.S. Когда материал был подготовлен к печати, стало известно, что в Житковичском районе рядом с аварийным мостом через Припять возведут временный пешеходный мост из пиломатериалов. Решение о его строительстве приняла комиссия по чрезвычайным ситуациям. Так что, казалось бы, безвыходная ситуация постепенно разрешается.

Надежда ТАРАСОВА-ГУЛЬ, «ТБ»

Добавить комментарий