МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ

ЗИМНЯЯ СЕРИЯ РЕАЛИТИ-ПРОГРАММ

…Столбик термометра неумолимо опускался. Ничего хорошего не предвещали и синоптики – похолодание сохранится в течение всей недели.

А может, для наших планов это и к лучшему? Возможно, именно сейчас, когда многие пассажиры и водители вместо общественного транспорта или личного автомобиля выбирают такси, и пришло время для проведения очередного реалити.

И вот когда все тот же термометр показывал минус 17 градусов, мы (организаторы реалити – журналисты нашей газеты, инспекторы ОГАИ Московского РУВД г. Минска, работники компании «Аркитек Мультима» (Adrive), а также приглашенные участники – работники филиала Транспортной инспекции по г. Минску и Минской области) приняли решение о времени проведения очередной программы.

Мы разбились на команды. Местом ожидания прибытия такси профессионалы выбрали 9-ю клиническую больницу столицы. Независимые наблюдатели могли определить точку отправления по своему усмотрению. Однако от них требовалось внимательно наблюдать за соблюдением водителем Правил дорожного движения, установленных норм и требований по перевозке пассажиров.

Итак, мы отправляемся в путь!

КОНТРОЛЬНАЯ ЗАКУПКА. ЧАСТЬ 2. ТАКСИСТСКАЯ

– Мы обратились в службу 107 и сразу отметили вежливость диспетчера и приезд такси раньше оговоренного времени, – рассказали Алина и Нина. – Чистые салон и машина сразу расположили к водителю. По нашей просьбе он выбрал самый короткий маршрут передвижения и сразу включил таксометр. Нарушений ПДД мы не заметили, водитель ехал очень аккуратно.

Несмотря на холодную погоду, нам было тепло и комфортно. Мы видели перед собой наклейки с ценами и визитную карточку водителя. Порадовало отсутствие ароматизаторов, ведь у одной из нас – аллергия.

Когда подъезжали к конечной точке маршрута, водитель не мог видеть инспекции – нас разделяли другие машины. Такси остановилось, и мы решили оплатить проезд. Что приятно удивило, так это выдача чека, причем до начала расчета. Это дало возможность убедиться в соответствии указанных в нем расценок заявленным перевозчиком. А по факту – и выдача сдачи, что тоже немаловажно.

Во время проверки водитель, конечно, волновался. И когда Государственная автомобильная и Транспортная инспекции не выявили никаких нарушений, нам было очень приятно. Все остались довольны. Желаем и другим таксистам быть такими же правильными, дисциплинированными и внимательными к своим пассажирам.

– В службу 7778 я дозвонился достаточно быстро, — рассказал наблюдатель Иван. – Диспетчер назвала номер автомобиля, время прибытия и предупредила, что приедет автомобиль службы 152.

Водитель – достаточно общительный мужчина, но не очень опрятный – сразу включил счетчик и выбрал оптимальный маршрут. Ехали аккуратно, нарушений ПДД я не заметил. Наклейка с установленной расценкой за проезд была прикреплена слева от руля, поэтому я не смог ее прочитать. Привлек внимание стук подшипника. Да и в целом что-то смущало. Вроде и салон чистый, но машина какая-то… Напоминает «динозавра», с трещиной на лобовом стекле. По приезде к больнице водитель выдал мне чек, я оплатил проезд.

Но мои технические опасения сразу подтвердили представители инспекций – они увидели достаточно много нарушений. Однако больше всего меня удивила летняя резина на задних колесах.

Я сам водитель, многое готов понять и не отношу себя к категории капризных пассажиров. Но летняя резина при такой погоде – это уже перебор. Не пиццу же везет! Теперь я всегда буду обращать внимание на колеса и в подобном случае отказываться от поездки.

– Я вызывала такси из продуктового магазина. Быстро дозвонилась в службу 7776. Диспетчер назвала марку машины и время ее прибытия, – поделилась впечатлениями Надежда. – Водитель опаздывал, но мне никто не перезванивал, поэтому я позвонила сама. Диспетчер очень сильно извинялась, а потом назвала точное время приезда.

Автомобиль – выше всяких похвал: чистенький, аккуратненький, весь в красивеньких наклеечках (одна «Семерочка» на капоте чего стоит!), в салоне все ценнички видны… Водитель, очень интеллигентный мужчина весьма опрятной внешности, сотню раз извинился за опоздание и сразу включил потеплее печку, чтобы я могла отогреться. От такого душевного обращения все мои обиды моментально улетучились, и к концу поездки я уже про них забыла.

Еще выяснилось, что у водителя – первый рабочий день и я его первый пассажир. Поскольку он не очень хорошо ориентировался, куда ехать, то включил навигатор, где увидел два варианта переезда. Мы вместе выбрали оптимальный. Далее включился счетчик, и мы поехали. Правила дорожного движения соблюдались беспрекословно.

Уже на подъезде к больнице водитель увидел инспекции и так разволновался, что нажал не на ту кнопку и… выключил таксометр, не выдав мне чека. Но я подтвердила контролерам своевременное его включение и оплатила проезд, хотя могла этого и не делать.

Под Новый год я достаточно много ездила на такси и просто взбесилась, что у водителей разных служб в разные дни недели не было сдачи. Поэтому вершиной моего удивления стала ее сегодняшняя выдача, причем до копейки и без размена у прохожих.

Еще я отметила, что начинающий таксист очень внимательно слушал представителей инспекций. После проведенной проверки они ему все так подробно объясняли, что их общение стало напоминать наставление. К сожалению, у водителя не оказалось при себе какого-то одного документа, и Транспортная инспекция составила акт.

Но если охарактеризовать поездку в целом – это просто мечта требовательного, а может, даже и капризного пассажира. Полагаю, я поменяю приоритеты в выборе перевозчика.

– В этот день мы работали с водителями такси порядка трех часов, – отметил ведущий специалист управления контроля транспортной деятельности филиала Транспортной инспекции по г.  Минску и Минской области Владимир Мартиневский. – Проверили 30 машин, составили четыре акта. Если говорить о выявленных нарушениях, то это – отсутствие необходимой документации, предрейсовых технического и медицинского осмотров, нарушение СТБ 914-99: не установлены регистрационные знаки тип 13.

– Если конкретизировать ситуацию до осмотра основных контролируемых объектов, то нашу службу порадовали водители служб 107 и 7776 (такси «Семерочка»), – продолжила старший инспектор по АиП ОГАИ Московского РУВД г. Минска Любовь Трепашко. – Однако к водителю службы 152 у нас были достаточно серьезные претензии. Только в отношении этого индивидуального предпринимателя госавтоинспекторы составили четыре административных протокола. Выявленными нарушениями стали допуск к участию в дорожном движении в неисправном состоянии, нечитаемый государственный регистрационный номер, отсутствие на задних колесах автомобиля зимней резины, трещина лобового стекла со стороны водителя в зоне действия стеклоочистителей.

После вынесения решений по составленным ГАИ протоколам административное взыскание в виде штрафа может превысить 300 рублей. Сумма немаленькая. Но и обязательства большие. Ведь, беря на себя ответственность за здоровье и жизнь пассажира, водитель должен относиться к ней серьезно, а не спустя рукава, как в данном случае.

…Передвигаясь неделю назад на маршрутном такси, мы стали свидетелями очень интересной реакции пассажиров: видя, что водитель нарушил правила обилечивания, граждане встали на его защиту и дружно сослались на спешку.

В случае с легковыми такси мы на собственном опыте убедились, что и здесь пассажирам свойственно волноваться за везущих их водителей. Однако если вопрос касается соблюдения мер безопасности, то даже самый понимающий пассажир не принимает неуважительного отношения к его здоровью и жизни.

Вопреки ожиданиям, все независимые наблюдатели оплатили проезд и получили сдачу. Но техническим состоянием машин, наличием необходимой документации остались довольны не все. Причем не только контролирующие органы, но и сами пассажиры.

Интересным стало и поступившее предложение: проводить аналогичные мероприятия не с заранее определенными службами, а абсолютно со всеми компаниями-перевозчиками, включая ИП. Ведь в условиях реально существующей конкуренции это бы очень помогло пассажирам выбрать самое безопасное такси, а некоторых водителей заставило бы еще раз задуматься над выполнением взятых на себя обязательств.

И если б сегодня наша контрольная закупка приобрела конкурсные основы, то независимые наблюдатели определили бы победителей в следующих номинациях:

«Правильное такси» – водитель Владимир Вашковский, ОДО «СИАавто-007», диспетчерская служба 107;

«Интеллигентное такси» – водитель Егор Панфилов, ООО «Мобильная компания», диспетчерская служба 7776 («Семерочка», открыта 1 февраля этого года).

Эти таксисты также названы водителями, уважающими жизнь пассажиров.

Елена ПЕТРОВА, «ДТП»

Продолжение следует