СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛИТИ-ПРОГРАММА
О проблемах безопасности велосипедистов на сегодняшний день не рассуждал только ленивый или очень равнодушный участник дорожного движения. Исходя из целей обеспечения безопасности водителей двухколесных транспортных средств, их движение по проезжей части дороги запретили. Теперь они имеют право двигаться по тротуарам, велосипедным либо пешеходным дорожкам. Но именно это и вызвало множество нюансов.
Казалось бы, пешеходы и велосипедисты, так хорошо понимающие проблемы друг друга, быстро найдут общий язык. Но не тут-то было. Сами велосипедисты, столь часто и весьма красноречиво рассуждавшие о своей незащищенности, начали вытворять на тротуарах что кому больше нравится.
Теперь оступившийся пешеход рискует угодить под колеса велосипеда. Но призвать к ответственности велосипедиста получается крайне редко – нажал на педали и был таков. И если вне проезжей части дороги пешеход может отделаться парой ссадин и ущербом личному имуществу, то на переходах ситуация значительно осложняется возможным появлением транспортных средств в самый неподходящий момент.
БЕЗРАЗЛИЧИЕ ПЕШЕХОДОВ, или СТРАХ ПЕРЕД ПОЯВЛЕНИЕМ НОВОГО «МАЧО С БИТОЙ»?
Распределившись по машинам, организаторы реалити – журналисты газеты «ДТП», инспекторы ОГАИ Московского РУВД г. Минска и работники компании «Аркитек Мультима» (Adrive) – более получаса колесили по дорогам столицы. Не сказать, что все велосипедисты, встретившиеся нам по пути, нарушали Правила дорожного движения. Но и опасных ситуаций было предостаточно. К сведению, с начала сезона только в Московском районе Госавтоинспекция выявила более 100 нарушений ПДД.
В наше поле зрения попали молодые люди, решившие, что по пешеходным переходам можно ездить между пешеходами и объезжать газоны с выездом на встречные полосы проезжей части дороги. Наше внимание привлекла женщина-велосипедистка, определявшая «на глазок» степень безопасности пешеходного перехода и потому избирательно спешивающаяся у различных пересечений. Особо хочется остановиться на примере бабушки, учившей свою внучку переезжать на велосипеде по пешеходному переходу (данный фотофакт публиковался в анонсе реалити 30 июля).
Различной была реакция велосипедистов на поступающие от журналистов и общественности замечания. Одни нагло делали вид, что впервые слышат о том, как необходимо вести себя на пешеходном переходе. Другие, причем взрослые, начинали лить слезы и просить отпустить их до приезда ГАИ. Третьи, громко читая надпись «ПРЕССА» на фирменных майках, позировали и тут же нарушали ПДД.
Понимая, что постоянно перемещаясь, можно и не найти достойную подражания модель поведения велосипедиста, организаторы приняли решение остановиться на одном из перекрестков. Но присутствие ГАИ ставило под угрозу весь наш эксперимент.
Только завидев стражей дорожного порядка, все начинали строго следовать букве Правил. По этой причине другие организаторы реалити предложили инспекторам удалиться. Здесь и началось самое интересное.
Сказать, что всем все равно – это ничего не сказать. Пешеходы идут своей дорогой, велосипедисты шныряют между ними. Не оправдывает своего предназначения и выделенная дорожной разметкой полоса для пешего движения владельцев двухколесного транспорта.
За долгое время нахождения на перекрестке нам даже не удалось выделить средний возраст велосипедистов-нарушителей. По пешеходным переходам предпочитают проезжать и старики, и дети. Причем и женщины, и мужчины.
Реакция пешеходов – безразличие. Только одна мама, указывая на нарушителя, объяснила своему ребенку, что так вести себя на дороге нельзя. И буквально через несколько минут мы увидели другую маму. Не прекращая оживленного разговора по телефону, она спокойно шла позади своего малолетнего сына, едущего по дороге на велосипеде.
Надежда увидеть образцовую модель поведения велосипедиста таяла на глазах. Но к перекрестку подъехал молодой человек, спешился и перешел дорогу, ведя велосипед рядом. Им оказался минчанин тренер-хореограф Александр Левенко.
– Да, – отметил Александр. – Это моя гражданская позиция: не нарушать ПДД. Я 22 года управляю автомобилем, велосипедом – еще больше. Знаю не понаслышке: большая скорость передвижения делает водителя двухколесного транспорта очень уязвимым – его могут просто не заметить. Что касается пешеходов, то надо уважать тех, с кем делишь дорогу. Ну а если хочется прокатиться с ветерком – добро пожаловать на велотрек.
Все это время за нашими действиями наблюдали любознательные пенсионеры. Именно им мы и адресовали вопрос о безразличии пешеходов. Потирая ладони, они явно не хотели разговаривать, пока один не произнес:
– А что? Я замечание сделаю, а он еще толкнет да и уедет. Или еще хуже – биту достанет. Кто искать-то будет?
– Так нашли же, дедушка, того – с битой.
– Ну и что? Пусть ГАИ порядок наводит. Чего пристаешь?
Директор компании «Аркитек Мультима» (Adrive) Максим СКАЧКОВ:
– Я много путешествую и в силу непосредственной профессиональной деятельности постоянно обращаю внимание на организацию дорожного движения в разных странах. Могу утверждать: в целом в нашей республике созданы достаточно комфортные и безопасные условия для движения велосипедистов. Но их реакция на предоставленные возможности огорчает.
Для организаторов реалити стал очевиден факт отсутствия у многих культуры управления двухколесным транспортным средством. Проезды между людьми, неспешивание на переходах, скоростные гонки, как и многое другое, недопустимы рядом с действительно самыми незащищенными пешеходами.
Что же касается езды по участкам проезжей части дороги, то здесь движется и более мощный транспорт. Зачем подвергать себя и окружающих опасности? Велосипед предполагает неспешные и приятные прогулки, но при таком отношении к ПДД они могут закончиться далеко не шуточной трагедией.
И еще. Мы очень гордимся тем, что Беларусь расположена в центре Европы. Отмечу: коль живешь в культурной стране, так и веди себя соответственно. Тогда и инспекторов ГАИ к каждому участнику дорожного движения прикреплять не понадобится.
Елена ПЕТРОВА, «ДТП»
Окончание читайте в следующем номере газеты
Комментарий к статье: “МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ”