Модель поведения

ЛЕТНЯЯ СЕРИЯ РЕАЛИТИ-ПРОГРАММ

Окончание. Начало в № 22 (919) от 10 июня и № 24 (921) от 24 июня

Напомним, организаторы реалити – журналисты газеты «ТБ», инспекторы ОГАИ Московского РУВД и работники компании «Аркитек Мультима» (Adrive) – предложили вниманию общественности сразу несколько новых вариантов контрольно-измерительных инструментов (тестов), столь широко применяемых сегодня при проведении программ и учебных занятий по безопасности дорожного движения с детьми и подростками. Результат оказался весьма интересным.

При проведении реалити «Слушаем дорогу» (№ 24) нам достаточно быстро удалось убедить группу подростков в том, что опасность мы в первую очередь слышим, а уже потом ее видим. Поэтому дорожная меломания – дело опасное. Аудиотест, предложенный журналистами, ребята назвали крутым, а соорганизаторы программы – доходчивым.

Что касается «Пиратского захвата» (№ 22), то вместо привычных тестов из вопросов и нескольких вариантов ответов подавляющее большинство детей, в том числе и имеющих особенности развития, выбрало «задачу в 360º» компании Adrive.

Здесь и возник новый вопрос: возможно ли выстроить аналогичную методику обучения, используя реальные возможности учреждения образования?

ВИРТУАЛЬНОЕ – В РЕАЛЬНОСТЬ!

Действительно, программа для ПК качества HD, примененная в виртуальной задаче на 360º, поражает. Она позволяет крутить изображение и рассматривать предложенную дорожную обстановку со всех сторон, то есть с 360 градусов. Это и дорога, и перекресток, и двор. В определенном месте могут находиться пешеходы разного возраста, любой транспорт, запряженные, пасущиеся или даже бездомные животные. Сутью задания является ответ на вопрос: «Кто нарушает ПДД?». Ребенок должен посчитать и назвать всех, кто, по его мнению, не выполнил требования законов дорог. Сложность определяется числом изображенных участников дорожного движения.

Мы в очередной раз продемонстрировали одну из таких задач новой группе ребят. На сей раз наш выбор пал на учащихся, находящихся в оздоровительном и трудовом лагерях ГУО «Средняя школа № 26 г. Минска». Им понравилась наша идея попытаться переместить виртуальное изображение в реальность и посмотреть, что из этого получится. Закипела работа.

Стоит отметить, ребята очень ответственно отнеслись к делу. Изначально они решили виртуальную задачу сами. Только после детального разбора допущенных неточностей в данных ими ответах, а также убедившись в правильности восприятия предложенной дорожной ситуации, было принято решение повторить изображение самостоятельно. Площадкой для проведения эксперимента стал школьный автогородок.

Пока представители компании Adrive проверяли правильность расстановки участников дорожной ситуации на перекрестке, представители ОГАИ Московского РУВД

г. Минска еще раз объяснили требования к ребятам из группы экспертов. Их главной целью стало решение задачи в реальном пространстве. Вскоре участники эксперимента заняли исходные позиции, а организаторы реалити – места для наблюдения за происходящим.

Сразу заметим, что шесть подростков смогли воспроизвести задание только в охвате 180º перекрестка с пятью участниками дорожного движения. А первым, что бросилось в глаза организаторов реалити, стали скучающие лица замерших в определенных позах ребят. Далее возникли вопросы и у детей-экспертов.

– А велосипедист едет или стоит?

– Этот водитель движется прямо или поворачивает?

Динамики движения явно не хватало. Вместе с тем цветы клевера, которые дети-эксперты должны были вручить нарушителям ПДД, нашли правильных адресатов, и задание было выполнено. Пришло время подвести итоги.

– Школьные автогородки – это прекрасные тренажеры для обучения правильным действиям пешеходов и велосипедистов, – отметили представители ГАИ. – Что же касается решения комплексных заданий, как это предложено в виртуальной задаче, то для того, чтобы ее перенести в реальность, необходимы большие площади, где смогут разместиться муляжи остановочных пунктов, жилых зон и многое другое. Иначе теряются краски.

Более того, когда участники стоят, задание получается скучным. В виртуальной задаче это компенсируется за счет возможности кручения самого перекрестка. Однако, чтобы в реальности герои начали двигаться, должен быть определен четкий алгоритм действий каждого из них. А это уже более сложные подходы в организации, требующие большого числа участников и контроля ГАИ.

– Согласимся: реализовать можно, но сложно, – заметили представители Adrive. – Не стоит забывать и о том, что автогородок будет работать при благоприятных погодных условиях. Если идет дождь, снег или просто холодно, занятия по ПДД, как и уроки физкультуры, на улице проводиться не будут. Сейчас популярно обустройство школьных коридоров, но это еще меньшие площади, а значит, постановочное задание рационально сделать тематическим, а не комплексным.

– Виртуальность дает возможность быстро переместиться из одного места в другое. В реальности на это потребуется время, – резюмировали журналисты. – Получается, что за урок или во время проведения познавательной программы учащиеся смогут решить ограниченное число комплексных постановочных задач, на подготовку и согласование которых тоже уйдет немало времени. Но надо ли больше?

 ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Так может ли обычное тестирование детей или подростков стать не просто интересным, но и увлекательным? Может. Причем отойти от тестирования по принципу «вопрос – ответ» более чем реально.

Практико-ориентированные задания всегда требовали большей подготовки, нежели тест или викторина. Так почему бы не использовать аудиотесты или ситуационные задачи в обучении, а уже разработанные комплексные виртуальные задания – для проверки уровня знаний? Ведь в обучении юных участников дорожного движения что-то должно постоянно меняться. Вернее, не что-то, а многое.

И чем разнообразнее станут методы обучения и контроля полученных знаний, тем больше вероятность того, что дети, уже и так лучше некоторых взрослых знающие Правила дорожного движения, вырастут грамотными водителями.

Елена ПЕТРОВА, «ТБ»