Влияние классической музыки на человеческую психику – популярная и хорошо исследованная тема. Да, релаксирует. Да, успокаивает. Да, создает в месте исполнения принципиально иную атмосферу. Если раньше эти качества музыкальной классики использовали разве что психотерапевты и ботаники, то теперь к ним присоединились британские железнодорожники: они транслируют классическую музыку на станциях «для сдерживания антисоциального поведения».
Нашедшая столь нетривиальный способ использования музыки Northern («Северная железная дорога») – одна из крупнейших компаний Великобритании, управляющих железными дорогами. Когда у тебя в хозяйстве несколько сотен станций, приходится привыкать к тому, что на какой-то из них нет-нет да и что-нибудь разобьют, открутят, запачкают и т.д.
Скрипичный концерт на родине «хулиганки»
Судя по новостной ленте Northern, компании приходится активно бороться с безбилетным проездом и вести разъяснительную работу с молодежью, в том числе среди мигрантов. Не будем забывать, что сам термин hooligan (англ. «нарушитель порядка») – родом из Великобритании, и эту особенность национального характера на приезжих из Пакистана или Африки не спишешь. В общем, предпосылки сдерживания асоциального поведения очевидны.
Если верить Northern, план воспроизведения музыки на станциях был разработан несколько лет назад почему-то безымянным машинистом поезда. Скептик скажет, что рассказ про этого новатора в наши времена – верный признак того, что идея коллективная и принадлежит штатным подразделениям компании (например, службе безопасности вкупе с пиарщиками или маркетологами), но читатель не обязан разделять эту точку зрения.
Справка «ТБ». Первоначально в 2022 году Northern ввела трансляцию классики на 9 станциях, в 2023-м еще на 26 – в порядке тестовых испытаний. 12 апреля 2024 года медиацентр компании сообщил, что по просьбам посетителей эта практика будет продолжена на всех 35 станциях с перспективой расширения.
«Мы рады, что нашли инновационный и эффективный способ сдерживания антисоциального поведения, – говорит операционный директор Northern Триша Уильямс. – После успешных испытаний мы продолжим транслировать классическую музыку на этих станциях и планируем ввести такое же звуковое сопровождение на других объектах в ближайшие месяцы. Мы хотим, чтобы все наши клиенты чувствовали себя в безопасности во время путешествий, и этот подход наряду с другими нашими инвестициями хорошо работает». Все как положено: немножечко пиара, публичное выступление топ-менеджера и перечень станций на пару абзацев.
Моцарт, замажь граффити!
Давайте разбираться с деталями эксперимента Northern. Во-первых, что они там транслируют? По версии самих британских железнодорожников, безымянный машинист, который все это придумал, вдохновлялся произведениями Бетховена, Моцарта и Генделя. Что ж, традиционный, неоднократно проверенный на практике репертуар. У нас, пожалуй, добавили бы Чайковского, Баха и Вивальди.
Во-вторых, какие формы антисоциального поведения Northern намерена одолеть с помощью музыки? Британские железнодорожники методично перечисляют, с чем борются: 1) вандализм, 2) граффити, 3) явление, название которого можно перевести на русский как «праздношатание». Кто шатается и как, можно догадаться из следующего пассажа в пресс-релизе: «Посетители просили повторить эксперимент на бис, утверждая, что они чувствовали себя в большей безопасности на охваченных им станциях – большие группы перестали регулярно собираться там и создавать неудобства, особенно во время школьных каникул».
Короче, вы поняли: ураганят и антисоциалят на железнодорожных станциях подростки, особенно из числа тех же мигрантов, вследствие наличия свободного времени и отсутствия альтернативных форм досуга. Отсюда и магия классики: Моцарт с Генделем создают на станции взрослую, серьезную атмосферу, препятствующую битью плафонов или рисованию на стенах.
Как происходит трансляция? «Команды, управляющие станциями, включают музыку в определенное время дня, чтобы убедиться, что она оказывает влияние на антисоциальное поведение, и регулируют громкость, чтобы не мешать местным жителям», – поясняет медиацентр Northern. Можно предположить, что в компании вычислили временные интервалы, когда на станциях присутствует максимальное количество посетителей, включая эти самые «большие группы» хулиганистой школоты. Хотя никакой статистики Northern не приводит, следует признать: раз эксперимент продлен, то он признан успешным.
На Баха надейся, но сам не плошай
Существуют ситуации, юридически подпадающие под понятия «хулиганство» и «вандализм», когда Бах или Бетховен способны заменить наряд транспортной полиции. Однако не меньше случаев, когда одной «Лунной сонатой» не обойдешься. Какие иные способы профилактики антисоциального поведения используют англичане?
В первую очередь это – видеокамеры. Исторически Соединенное Королевство считается одним из чемпионов по темпам развития систем видеонаблюдения и насыщенности ими инфраструктуры.
Справка «ТБ». Northern установила 7000 камер видеонаблюдения высокой четкости на борту своих поездов и инвестировала 1,7 млн фунтов стерлингов в более чем 1000 новых видеокомплектов для своих служащих, доведя общее количество действующих камер этого типа до 1300.
Транспортная полиция Великобритании имеет доступ ко всем записям и может использовать их для уголовного преследования правонарушителей. К тому же она давно обзавелась приложением Railway Guardian, чтобы любой желающий мог сообщить об антисоциальном поведении на железнодорожной сети.
Вернемся к музыке?
Все новое – хорошо забытое старое. Нас (хоть в Беларуси, хоть в иных странах нашего региона) активное использование фоновой музыки на транспортных объектах вряд ли удивит – у нас и поезда отправляются под «Прощание славянки».
И вообще, вокзал изначально был не транспортным, а досуговым объектом. Свое имя он получил от английского увеселительного комплекса Vauxhall. До изобретения железной дороги, в XVIII–XIX веках, сперва фоксалами, а потом и воксалами называли зоны отдыха: английский парк, беседки, гроты, павильоны, буфеты, просто скамейки, объекты ландшафтной архитектуры, скульптуры и… И, конечно, фоновая музыка, оркестр. В словаре Даля про воксал так и написано: «Сборная палата, зала на гульбище, на сходбище, где обычно бывает музыка».
Когда в Российской империи появились железные дороги, одна из самых знаменитых станций – Павловский вокзал, открытый в 1838 году – изначально задумывалась как развлекательный объект: концертная площадка со звездами плюс ресторан. Другое дело, что выступавшие там знаменитые композиторы по тогдашним понятиям были скорее рокерами, чем классиками: один Иоганн Штраус-сын, король вальса, зависший в Павловске на десять сезонов подряд, чего стоит! Так что любая музыка на вокзалах – своего рода возвращение к одной из их первоначальных функций.
Конечно, во времена Штрауса или легендарной Джейн Вокс, якобы построившей в XVII веке первый Vauxhall под Лондоном, вряд ли кому-либо могла прийти в голову идея использовать музыку для профилактики вандализма и усмирения хулиганящих подростков. Но время заставляет звучать по-новому даже давно знакомые мелодии, поэтому не стоит удивляться просьбам исполнить их на бис.
Игорь ВЕРШИНИН