Обыватель полагает, что работа дальнобойщика – сплошная романтика. Дальние расстояния, чужие страны, постоянная возможность отведать экзотические блюда и продукты, изучать иностранные слова и выражения, видеть разные ландшафты и архитектуру. Да и машины сейчас современные, считай, все почти делают сами, только руль крути.
А между тем профессия эта – одна из самых ответственных, трудоемких и опасных.
Она требует от людей и физической силы, и высокой скорости реакции, и точности, и постоянного внимания. В руках – руль, под ногами – педали, перед глазами – дорога, а за спиной – тонны груза, который надо довезти заказчику вовремя (порой за многие тысячи километров) и в полной сохранности. Ответственность водитель несет не только за груз, но и за автомобиль, а он – крупногабаритный, тяжеловесный и стоит немалых денег. Регулярные командировки – значит, часто находиться вдали от семьи. И много вечеров в году ужинать не на уютной кухне домашним борщом, а в кабине большегруза – разогретой ссобойкой. И много ночей спать не в удобной постели, а в кабине автомобиля.
Все это – неотъемлемая часть работы, а потому и жизни наших сегодняшних героев – водителей ОАО «Белмагистральавтотранс» Алексея Литвинова, Дмитрия Щербовича и Владимира Бруя. Само предприятие размещается по улице Бабушкина, в промзоне Колядичи Минского района, а его машины перевозят грузы (в том числе и опасные) от Португалии до отдаленных областей России и Казахстана.
Наших собеседников объединяет еще одно обстоятельство: каждый хотел стать водителем с детства.
– Если груз срочный, можем везти и ночью, естественно, не нарушая режим труда и отдыха, – рассказывает Алексей ЛИТВИНОВ, который водит автомобиль около 20 лет. – Часто случается работать в праздники. Признаюсь, сначала из-за этого было дискомфортно, но сейчас я к этому уже никак не отношусь. Просто выполняю свою работу.
Зимой, естественно, сложнее, чем летом. Но нашу работу в непогоду не отменяют. Конечно, в дождь или гололед требуется большая концентрация, хотя мы всегда ездим аккуратно.
– Алексей Николаевич, согласны ли вы с мнением, что профессия ваша – романтичная?
– Безусловно, среди дальнобойщиков есть чистые романтики. Есть и те, кого работать заставила нужда. Они пережидают время, ищут место получше, получают параллельно образование.
Я не романтик. Живу работой, потому что благодаря ей зарабатываю на жизнь.
Более 20 лет работает в ОАО «Белмагистральавтотранс» Дмитрий ЩЕРБОВИЧ. До этого водил автобусы. Общий водительский стаж составляет почти 35 лет.
– Закончил строительное училище, – вспоминает Дмитрий Станиславович. – Перед армией получил водительское удостоверение по двум категориям. Естественно, там был водителем. И уже с того времени жизни без дороги себе не представляю.
Работа нелегкая, конечно. Я почти всегда в праздники – в рейсе, а Новый год и праздником уже не считаю. Привык, не особо расстраиваюсь. Семейные тоже привыкли. Понимают, что это – моя работа. Если я не дома, значит, скоро приеду. Меня поддерживают мысли о семье. Всегда радостно домой возвращаться.
– На хорошей ровной дороге даже отдохнувшего человека может сморить сон…
– У меня редко такое бывает. Если есть конкретная задача, сон меня не берет. А вообще, если глаза начинают закрываться, помогает какой-нибудь перекус. Но самое лучшее средство от засыпания за рулем – работа в соответствии с режимом труда и отдыха.
По логике любая автотранспортная компания зарабатывает тогда, когда крутятся колеса ее машин. Но вечного двигателя пока не изобрели. Поэтому нужно останавливаться, чтобы отдыхать.
– Предположу, что остановиться стоит и в случае опасности…
– Да, колеса должны крутиться быстро, но не настолько, чтобы это было опасно. В непогоду – скорость ниже. Зимой, казалось бы, дорожная обстановка хуже, но этим летом, посмотрите, какие идут дожди: едешь и перед собой ничего не видишь. В такой ситуации лучше остановиться. Включить аварийку, свет…
– Приходилось ли ремонтировать машину в дороге?
– Нет. У нас вся техника новая. И сервисная станция своя. Машины там обслуживают своевременно и качественно.
– Помните свой самый долгий рейс?
– Наверное, когда в Ташкент ездил. Около 10 тысяч километров тогда проехал примерно за 25 дней.
Владимир БРУЙ за рулем – около 40 лет, тоже крутит баранку с армии.
– У меня отец был водителем, – делится Владимир Викторович. – Я не просто мечтал с детства, я с детства уже водил машину. За руль первый раз сел в 10 лет. После этого не хотел уже ничего другого. Даже спать, когда за рулем. Мы соблюдаем режим труда и отдыха, но, мне кажется, я мог бы ехать без сна и двое, и трое суток.
– Создается впечатление, что для вас работа – праздник. Но, согласитесь, она еще и опасная.
– Опасные ситуации случаются в любой работе. От них никто не застрахован. Но значительная часть таких ситуаций на дороге – следствие неверных действий участников дорожного движения, водителей в том числе. Я считаю, водитель должен максимально стараться избегать опасных ситуаций, предвидеть их.
– Помните свой самый длинный рейс?
– Года два назад ездил в сторону Байкала. В рейсе тогда провел около 25 дней, проехал почти 15 тысяч километров.
– У вас очень большой стаж работы, накопили какие-нибудь профессиональные секреты?
– Секрет простой: работать, а не копить секреты.
Татьяна СОЛОНКЕВИЧ