Мастерами не рождаются

В прошедшую субботу на площадке диспетчерской станции «Подкастельцы» филиала «Автотранспортное предприятие № 6 г. Новополоцка» ОАО «Витебскоблавтотранс» прошли областные соревнования по профессиональному мастерству водителей грузовиков и автобусов. Участие в состязаниях приняли  15 команд, представляющих предприятия Витебской области, а также гости из Смоленска и Санкт-Петербурга. Кстати, Новополоцк уже пятый год подряд является местом проведения подобного конкурса.

ТО СОЛНЦЕ, ТО ДОЖДЬ

В этот день диспетчерская станция «Подкастельцы» в Новополоцке выглядела необычно. Площадка, которая всегда заполнена автобусами, была пустой, чистой и огорожена металлическими ограждениями – безопасность превыше всего. Прибывающие участники размахивали знаменами своих предприятий. На первом этаже диспетчерской приезжим предлагали чай и кофе.

Команды филиалов ОАО «Витебскоблавтотранс»  традиционно возглавляли директора предприятий. Этот момент тоже подчеркивает важность конкурса.

В ОАО «Витебскоблавтотранс» всегда ответственно подходили к проведению таких мероприятий. Профессионалами не рождаются. Ими становятся. В коллективах, где водители работают. Может, и по этой причине каждому из руководителей автопредприятий хочется, чтобы именно его водитель поднялся по итогам соревнований на пьедестал почета.

Вся необходимая инфраструктура для проведения соревнований в «Подкастельцах» тоже имелась. Это и оснащенное компьютерами помещение для приема экзаменов по ПДД, и качественная асфальтированная транспортная площадка для проведения автоконкурса. К тому же все расположено в городе, а значит, без проблем поболеть за своих могли приехать друзья и коллеги. И они были. Приходили семьями, с детьми. И это уже не просто конкурс, а мероприятие по популяризации профессии водителя.

Кроме того, организаторы сделали все, чтобы участники соревнований не отвлекались на какие-то мелочи и смогли полностью проявить себя на трассе. Были организованы места для стоянки транспорта гостей, работали туалеты,  результаты заездов сразу выводились на монитор у входа в здание диспетчерской. Только погода капризничала.  То светило яркое солнце, то лил дождь, то срывал палатки ветер.

НАГРАДЫ ЗА ПЕРЕВОЗКУ ЗЕРНА

Открыл соревнования генеральный директор ОАО «Витебскоблавтотранс» Сергей Старовойтов. Он поблагодарил организаторов за проделанную работу, пожелал удачи участникам: водителям – продемонстрировать все лучшее, на что они способны, судьям – справедливого судейства. Кроме того, Сергей Иванович отметил, что в том числе благодаря коллективу профессионалов предприятию удается справляться с поставленными задачами и показывать высокие результаты хозяйственной деятельности.

В ходе церемонии торжественного открытия он вручил награды водителям, которые отличились при перевозке зерна урожая 2018 года. Кстати, Витебская область первой среди регионов страны выполнила госзаказ по его поставке. В закрома Родины в счет госзаказа поставлено 102 тыс. тонн зерна, в том числе 57,7 тыс. тонн пшеницы, 42,7 тыс. тонн ржи и 1,6 тыс. тонн ячменя. Активно трудились и предприятия ОАО «Витебскоблавтотранс». Заслуженных наград удостоились водитель из Бешенковичей Константин Филимонов, витебчанин Владимир Николаенко и поставчанин Леонид Немчинский.

Заместитель председателя Новополоцкого горисполкома  Альберт Шакель выразил  автотранспортникам благодарность за оказанное доверие городу и подчеркнул, что автотранспорт играет ключевую роль в работе народно-хозяйственного комплекса. А от надежности водителей зависит устойчивое развитие экономики как города, так и страны в целом.

– Насыщенность городского транспорта даже в таких небольших городах, как Новополоцк, требует от водителей профессионализма. Умение реагировать в сложных ситуациях – залог безопасности дорожного движения, – подчеркнул Альберт Шакель и пожелал участникам соревнований удачи.

ПДД БЕЗ ПРОБЛЕМ

В специально привезенной и установленной палатке состоялся инструктаж по технике безопасности и охране труда, после чего водители прошли медосвидетельствование и приступили к решению билетов по Правилам дорожного движения. Благо все необходимые помещения располагались рядом.

Прохождение медосвидетельствования было, пожалуй, самым веселым и непринужденным мероприятием для участников конкурса. А еще своеобразным кабинетом психологической разгрузки, где шутками можно было снять стресс и волнения. Отстранять от соревнований никого не пришлось.

А вот при входе в кабинет, где проверялись знания Правил дорожного движения, участники заметно волновались. Создавалось впечатление, что они впервые сдают на права. Кто-то листал ПДД, кто-то рассказывал, как его просто так три раза за полчаса остановили сотрудники ГАИ для проверки документов, кто-то молча смотрел в одну точку. Как ни старались организаторы  оградить водителей от лишней нервозности, она была видна невооруженным глазом.

Билеты практически не отличались от тех, что используются в автошколах при подготовке курсантов к сдаче экзаменов в ГАИ. Все понимали: успех в первом конкурсе во многом предопределяет конечный результат. За каждый неправильный ответ и каждую лишнюю секунду  начислялись штрафные баллы.

Отрадно, что большинство профессионалов успешно справились с первым заданием. К примеру, водитель филиала «АТП № 6 г. Новополоцка» Дмитрий Снапок, выступавший в номинации «МАЗ-5440», правильно ответил на все 10 вопросов всего за 51 секунду. Дмитрий Авдеенко из Полоцка и Владимир Каторец из автобусного парка № 1 г. Витебска – за 53, Олег Ходиков из АТП № 6 г. Новополоцка – за 60 секунд. И верно, водитель-профессионал должен правильно отвечать на вопросы по Правилам дорожного движения даже, если его разбудить среди ночи. Вообще, практически все участники показали хороший результат при сдаче тестовых заданий по ПДД: семь водителей ответили правильно на все десять вопросов, остальные допустили по одной-две ошибки. Некоторые потом говорили, что случайно нажали не ту клавишу.

Водителям грузовиков, которые чаще работают в карьерах, Правила дорожного движения давались с большим трудом. Но это не означает, что они их не знают.

Как отметил главный судья соревнований заместитель начальника отдела ОАО «Витебскоблавтотранс» Александр Зуев, все водители автобусов как минимум два раза в год проходят проверку знаний Правил дорожного движения, постоянно выезжают на городские улицы с интенсивным движением автотранспорта, а потому и результат показывают хороший. Кому-то повезло больше, кому-то меньше, но в целом все с заданием справились.

ИЗ ПИТЕРА И СМОЛЕНСКА

Главное отличие «Автопрофи-2018» от предыдущих соревнований заключалось в том, что в этот раз в нем участвовали гости из России.

– Большое спасибо за радушный прием на белорусской земле, – сказал начальник отдела технического контроля и видеоаналитики предприятия  «Пассажиртранс» из Санкт-Петербурга Дмитрий Памфилов. – Мы приехали накануне. И нам предоставили возможность проехать на вашей площадке на белорусских автобусах. Надо отдать должное организации проведения этого конкурса. Мы в Питере проводим свои международные соревнования, на которые приезжают команды из Беларуси, Эстонии и Финляндии. В августе этого года в них принимали участие и витебчане. Ваши ребята выступили достойно и заняли почетное третье место. Мы здесь тоже намерены бороться за победу. В составе нашей команды – водитель Кирилл Подушников, занявший первое место в соревнованиях среди водителей России. Да и другие хорошо подготовились: учили белорусские ПДД, отрабатывали элементы скоростного маневрирования.

– Белорусские правила сильно отличаются от российских?

– Достаточно сказать, что в вашей программе – 1200 вопросов, а у нас – 700. К тому же у нас все они однозначные, а у вас есть нюансы. Хотя основные различия – только в вопросах ответственности за нарушение ПДД.

– Каковы ваши впечатления о нашем городе, стране?

– Новополоцк очень чистый, на улицах много молодежи. Продукты питания вкусные.

А вот команда из Смоленска заявила для участия в соревнованиях Светлану Зайцеву.

– Я с детства мечтала стать водителем автобуса, как мой отец, – рассказала она перед стартом. – Уже четыре года за рулем. Работаю на регулярных маршрутах. В соревнованиях участвую впервые. Единственное, что МАЗом ранее никогда не управляла. Но, думаю, разберусь. Коробка-автомат, панель с кнопочками, сиденье с рычагами…

НАША – КРАШЕ

Кстати, Светлана Зайцева была не единственной девушкой, участвующей в соревнованиях по профессиональному мастерству водителей. В номинации «МАЗ-241» принимала участие поставчанка Ольга Коваль.

– А чего это все в «тещин дворик» тыкаются по несколько раз задним ходом? Неужели трудно с первого раза заехать? – спрашивала она, наблюдая, как другие выполняют этот сложный элемент.

Ольга выехала на трассу под пятым номером. Несмотря на дождь, все участники соревнований выбежали поближе к трассе, чтобы посмотреть, как она справится с заданием. Ольга прошла трассу уверенно, на высокой скорости, но с помарками. Итог – пятое место из 14 участников и уважение коллег.

Коваль работает в филиале «Автотранспортное предприятие № 17, г. Поставы» с июня этого года. О ней положительно отзываются как коллеги по работе, так и пассажиры. Автобус ведет уверенно, аккуратно. Любовь к технике Ольге привил ее отец. Уже в 11 лет он садил ее за руль старенькой «Лады». Теперь мечта девушки – водить автобусы международных маршрутов.

ДЛИННОМЕРЫ

А первыми опробовали трассу водители в номинации «МАЗ-5440» с полуприцепом. Громоздкие и неповоротливые машины значительно замедлили ход соревнований. Но водители старались, пытались правильно выполнить каждую фигуру.

Победу уверенно одержал представитель команды филиала «Автотранспортное предприятие № 6 г. Новополоцка» Дмитрий Снапок. Он не только быстрее других справился  с решением вопросов по ПДД, но и меньше времени затратил на прохождения трассы, допустив всего одну помарку при прохождении «колеи».

Второе место в номинации «МАЗ-5440» занял представитель Орши Сергей Давыдовский. На предприятии он трудится с 1989 года, а на данной марке автомобиля – 20 лет. К выполнению производственных заданий водитель 1-го класса относится добросовестно, производственную  и  трудовую дисциплину не нарушает. Пользуется заслуженным авторитетом у товарищей по работе и администрации предприятия. Всегда готов прийти на помощь товарищу.

Третье место – у представителя АТП № 5г. Витебска Руслана Шестерина. Ему по жребию выпало открывать соревновательную программу. Волнение дало о себе знать.

АВТОБУСЫ

Захватывающим был этап, когда автобусы, медленно едущие по городским улицам, лихо на скорости преодолевали «змейку». Кто-то из зрителей даже шутил: вот если бы в автобус еще посадить двоих инвалидов и заставить держаться за поручни троих пьяниц, а те бы остались целыми и невредимыми, вот это было бы высшим пилотажем.

Вначале на дистанцию выехал МАЗ-105. Но безоговорочную победу здесь одержал водитель филиала «Автобусный парк № 1 г. Витебска» Владимир Каторец, который ежедневно работает на коротком МАЗ-103:

– Была проведена большая подготовительная работа, поэтому рассчитывал на первое место. Ошибок не допустил. Если все делать правильно, прицеп пойдет куда надо.

Второе место в этой номинации – у Юрия Жихарева из Новополоцка, третье – у Сергея Мартынова из Санкт-Петербурга.

В номинации «МАЗ-103» конкуренция была гораздо выше. Это более маневренная машина, а потому все решали секунды. И все же Олег Ходиков из Новополоцка опередил своих соперников и занял первую строчку на пьедестале почета.

– Еще до старта был уверен, что буду в числе призеров, – делился эмоциями победитель. – Хотя одну обидную ошибку допустил. Стемнело, и я не заметил стойку.

Второе место в номинации «МАЗ-103» – у Дмитрия Авдеенко из Полоцка. Третье – у Вадима Хомина из Витебска.

Номинация «МАЗ-241» относительно новая. И немудрено. Организаторам хотелось испытать автобус в рамках соревнований, когда важны не только плавность хода и комфорт для пассажиров, но и возможность маневрирования на скоростях в ограниченном пространстве.

Первое место здесь также у водителя АТП № 6 г. Новополоцка Дмитрия Самойлова. Он хоть и дебютировал в подобных соревнованиях, но не допустил ни одной ошибки на трассе и правильно ответил на все десять вопросов при проверке знаний ПДД.

Вторым стал Артем Ильин из Санкт-Петербурга, который высоко оценил возможности белорусского автобуса.  Третье место – у Антона Лапатина из автобусного парка № 1 города Витебска.

Все участники в этой номинации отмечали, что, если  не тренироваться, четко выполнить фигуры на МАЗ-241 практически невозможно. Как результат, обилие штрафов при прохождении дистанции. Новый автобус не маневренный. Он создан для пригорода, где и скорость, и маневры противопоказаны.

САМОСВАЛЫ

Вслед за городскими автобусами на площадку выехал самосвал. В конкурсной программе  использовался двадцатитонный МАЗ-6501 – признанный труженик белорусских дорог. В этой номинации участвовали 14 водителей. Здесь тоже есть свои многолетние признанные мастера. Но победу уверенно одержал представитель филиала «Автотранспортное предприятие № 6 г. Новополоцка» Александр Петров.

– Конечно, уверенность в своих силах была. МАЗ слушался с полуслова. И все сложилось удачно, – отметил победитель. – Ехал на соревнования только за победой. 

Второе место – у Руслана Князева из филиала «Автотранспортное предприятие № 1 г. Витебска». Третье, как и год назад, – у Александра Черторицкого из Орши.

Скорость, напор, азарт и даже где-то авантюризм – вот отличительные черты призеров в этой номинации. Отрадно и то, что треть участников соревнований – молодые парни.

ХОЗЯЕВА

Что касается итогов общекомандного зачета, то они в этом году официально не подводились. Но даже беглого взгляда на протоколы достаточно, чтобы сказать: хозяева были вне конкуренции. У новополочан – четыре первых места и одно второе.

– Уже в пятый  раз принимаем у себя гостей для проведения конкурса профессионального мастерства водителей, – отметил директор филиала «Автотранспортное предприятие № 6 г. Новополоцка» Иван Ращинский. – Наверное, это закономерно. Мы  располагаем неплохой базой, есть хорошая площадка, оборудование, обученный персонал. А еще наши водители постоянно в числе призеров. В ходе подготовки к соревнованиям мы отремонтировали подъездные пути, заблаговременно нанесли разметку, привезли барьерные ограждения, которые обеспечивали безопасность зрителей. Судьи только расставили фишки и вешки. Кроме того, серьезную помощь нам оказал автобусный парк № 2 г. Полоцка. Коллеги выделили технику, организовали работу буфета, горячую пищу.

Оценивая результаты конкурса, Иван Иванович подчеркнул, что команда выступила отлично.

– В этом году мы решили провести ротацию состава, – сказал начальник сектора охраны труда, безопасности движения и спецработ АТП № 6 г. Новополоцка Валерий Анисеня. – При этом мы даем возможность проявить себя только тем, кто сам этого хочет. Без личного желания, по приказу побеждать трудно. Предпочтение – тем, кому это интересно, у кого есть азарт, желание доказать, что он сильнее других. Немаловажно и такое качество, как стрессоустойчивость. Человек может в спокойной обстановке на тренировке ездить отлично, а на соревнованиях нервишки начинают шалить. Естественно, многое решает и трудолюбие, к соревнованиям нужно готовиться. Надо быть абсолютным гением, чтобы без подготовки проехать быстро и без ошибок.

ЗРИТЕЛИ

Они тоже заслужили похвалы. Без зрителей конкурс не был бы таким ярким и эмоциональным.

Многочисленные болельщики, а среди них было немало жен и детей участников, громкими криками и аплодисментами поддерживали своих кумиров. С восхищением наблюдали они за виртуозно управляемыми массивными фурами и длиннющими автобусами-гармошками, которые задним ходом парковались в узкий створ ворот, на большой скорости вырисовывали «восьмерки», на одном дыхании проходили «змейки»…

НАГРАДЫ

А затем была торжественная процедура чествования победителей. Награды водителям во всех номинациях вручал генеральный директор ОАО «Витебскоблавтотранс» Сергей Старовойтов. Победители и призеры получили  кубки, почетные грамоты и денежные сертификаты. Правда, из-за дождя процедуру награждения пришлось проводить в палатке. Но от этого она стала только более дружественной, семейной, что ли.

Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТБ»

Добавить комментарий