МАРШРУТКА ИЩЕТ ВОДИТЕЛЯ

Рынок пассажирских перевозок накануне массовых пертурбаций

С 21 января 2024 года в силу вступили новые требования ПДД – теперь водители транспортных средств категории М2, то есть микроавтобусов, или, как их еще называют в простонародье, маршруток, для работы в сфере пассажирских перевозок должны иметь стаж управления автобусом не менее двух лет. В среде перевозчиков считают: дефицит кадров неминуем.

Пойманный в Бресте несколько лет назад маршрутчик с содержанием алкоголя в крови 3,12 промилле не смог пояснить инспекторам, находится он на маршруте или нет

В Беларуси уже долгое время профессия водителя является одной из востребованных. В целом это общемировая тенденция – работа, требующая колоссального внимания и ответственности, сопряженная с определенной опасностью, не пользуется особым спросом у соискателей.

Причины нехватки водительских кадров отличаются в зависимости от той или иной страны. У нас водители между сферой пассажирских или грузовых международных перевозок, с большей вероятностью, выбирают второе. Оно и понятно: зарплаты там несоизмеримо выше. Наши же водители общественного транспорта, чаще всего не обремененные семьями на родине, уезжают в соседние европейские страны. Или в ту же Россию.

В республиканском банке вакансий – более 8,7 тыс. предложений для тех, кто имеет водительские права различных категорий. Но спрос гораздо выше. Недавно в Бобруйске, втором по величине городе в Могилевской области, обнародовали цифры потребности города в рабочих специальностях. Так, в Бобруйском филиале Автобусный парк № 2 ОАО «Могилевоблавтотранс» есть порядка 60 вакансий. Понятно, что не все они касаются водительских кадров, но большинство – однозначно.

Руководители транспортных предприятий отмечают: старое поколение водителей постепенно начинает уходить (к слову, и устроиться водителем, если тебе 50+, не так уже просто – работодатели опасаются всяческих проблем, связанных со здоровьем водителя), а молодежь неохотно приходит на их места. Привлечь новую кровь в сферу общественного транспорта, конечно, могут хорошая зарплата или гарантии в решении жилищных проблем. К слову, в Могилеве, исходя из объявления о вакансии, водитель автобуса может зарабатывать от 1300 до 2500 рублей. На фоне средней зарплаты по региону в размере 1840 рублей выглядит неплохо. Однако понятно, что даже с такой зарплатой тот же жилищный вопрос решить едва ли возможно.

К слову, у автобусных парков появилась практика обучать водителей категории D за счет предприятия – после этого нужно отработать определенное время на предприятии, в ином случае необходимо возместить все затраты за обучение.

У троллейбусных парков ситуация с кадрами немного лучше. И все благодаря тому, что ежегодно управления по труду, занятости и социальной защите горисполкомов комплектуют группы по профессии «Водитель троллейбуса» под гарантированное трудоустройство. Такая практика существует уже на протяжении десятка лет. Как отмечают специалисты управления, анализ рынка труда проводится постоянно, а главная его цель – изучить потребности нанимателей в специалистах. Исходя из актуальных данных, управлением формируются группы для обучения по востребованным современным профессиям и под гарантированное трудоустройство. Водитель троллейбуса в их числе.

Дорогу молодым?

С изменением требований к водителям маршруток теперь уже владельцы фирм, занимающихся пассажирскими перевозками, задумались о грядущей кадровой проблеме. Вопроса два: как теперь будет пополняться штат и что делать с водителями, которые сейчас работают на микроавтобусах, но не имеют стажа на автобусе? Особенно второй аспект коснулся  перевозчиков, обслуживающих город и пригород, ведь ранее к водителям, работающим на подобных маршрутах, требования о стаже не предъявлялись.

Снижение возрастного ценза для водителей общественного транспорта и введения требования о стаже, вероятно,  направлено на решение кадровых проблем в сфере общественного транспорта. Как прокомментировала sputnik.by председатель Ассоциации профессиональных перевозчиков пассажиров Беларуси Екатерина Станкевич, в настоящий момент на автобусные перевозки в целом по стране не хватает порядка 60% водителей. По ее словам, кадровая проблема сопряжена с двумя основными факторами.

Первый: маршрутчиков и водителей автобусов переманивает рынок такси, поскольку устроиться туда может чуть ли не любой желающий. К тому же в этой сфере есть возможность зарабатывать «нефиксированные» деньги. Второй немаловажный аспект: многие водители уезжают на заработки за границу.

На республиканском совещании, посвященном организации и выполнению автомобильных перевозок пассажиров, который состоялся 19 января, замминистра транспорта и коммуникаций Сергей Дубина сказал, что проект нормативного правового акта, предполагающий наличие двухлетнего стажа для водителей, прошел общественное обсуждение в январе-феврале 2023 года. От перевозчиков и госорганов поступали различные предложения, которые затем были актуализированы. По его словам, вопросы в части стажа и снижения возрастного ценза для водителей обсуждался совместно с МВД. «Вопросы поступают от перевозчиков, и мы ответим на них», – сказал тогда замминистра.

Официально

В Республике Беларусь внесены изменения в Правила автомобильных перевозок пассажиров. Они касаются требований к водителям, осуществляющим перевозку пассажиров.

Теперь к выполнению городских, пригородных и междугородных автомобильных перевозок пассажиров автобусами категории М3 допускаются водители, имеющие право управления механическим транспортным средством категории D, а сочлененными автобусами – категории DE.

К выполнению автомобильных перевозок пассажиров автобусами категории М2 допускаются водители, имеющие право управления механическим транспортным средством категории D и общий стаж работы водителем автобуса не менее двух лет.

К выполнению перевозок пассажиров автомобилями-такси допускаются водители не моложе 20 лет, имеющие право управления транспортными средствами категории В и общий стаж управления авто не менее двух лет или стаж работы в качестве водителя автомобиля не менее одного года.

Водители должны знать требования нормативных правовых актов, регламентирующих выполняемые ими автомобильные перевозки пассажиров, и не реже одного раза в пять лет повышать квалификацию по единым программам повышения квалификации водителей механических транспортных средств соответствующей категории.

Водители, выполняющие автомобильные перевозки пассажиров автомобилями-такси и международные автомобильные перевозки пассажиров, должны пройти обучение в рамках образовательной программы обучающих курсов в соответствии с программой, утверждаемой Министерством транспорта и коммуникаций, в учреждениях образования, иных организациях, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

Мария ХАРКЕВИЧ

Добавить комментарий