ОПЕРАЦИЯ «ФИЛЬТР»
Все водители, которые по своим личным или служебным делам 10 марта выезжали из Витебска через улицу Гагарина либо возвращались в город по этой дороге с 7 до 10 утра, были остановлены сотрудниками Госавтоинспекции для проверки документов.
В это время проводилась первая в текущем году крупномасштабная операция «Фильтр». Об ее итогах мы попросили рассказать командира батальона ДПС УГАИ УВД Витебского облисполкома Дмитрия Пугачева.
Слишком длинные праздники
Время проведения операции было выбрано не случайно: четыре выходных дня, люди расслабляются. Ездят в гости друг к другу, навещают родственников в деревне, посещают свои дачные домики, где есть возможность и шашлыки пожарить, и баньку истопить.
Так уж повелось, что многие из таких мероприятий не обходятся без выпивки. Не ради пьянства, а здоровья для… Про эти очевидные поведенческие пристрастия и говорить лишний раз не стоило, если бы не одно обстоятельство: некоторые после такого отдыха садятся за руль автомобиля. Кто-то с вечера не рассчитывает дозу, чтобы с утра быть «как огурчик», а кто-то и утром, чтобы не болела голова, принимает чуть-чуть.
– В первую очередь операция «Фильтр» была направлена на выявление нетрезвых водителей, – говорит Дмитрий Пугачев. – Вместе с тем наши сотрудники проверяли у всех водителей документы и выявляли сопутствующие нарушения ПДД. Почему мы решили перекрыть движение на улице Гагарина? Там, недалеко от АЗС «Белоруснефть», очень удобное место, чтобы останавливать транспортный поток, двигающийся со всех направлений. Для этих целей были задействованы пять сотрудников ДПС. На проверку одного автомобиля уходило не более минуты. Если у водителя документы в порядке – имеются водительское удостоверение, талон к нему, техпаспорт, страховка и разрешение на допуск к участию в дорожном движении, а его состояние не вызывает подозрений, то наши сотрудники желали ему счастливого пути. Все делалось очень быстро, чтобы не создавать пробку. Это для нас был первый опыт подобной работы. Ранее мы проводили только выборочные проверки, а в этом случае проверили все автомобили. Более того, те водители, которых коллеги предупреждали о наличии поста ДПС и у которых была после этого возможность свернуть на объездную дорогу, тоже были проверены. Сотрудники ГАИ Витебского РОВД подстраховали нас на таких дорогах у деревни Андроновичи и при въезде со стороны М8 в поселок Тулово через Асетки.
Тенденция, однако!
– Проверка в течение определенного количества времени всего транспортного потока позволяет более достоверно выявлять тенденции, которые необходимо понимать при контроле за обеспечением безопасности движения, – продолжает Дмитрий Пугачев. – Так, в ходе операции «Фильтр» мы проверили более трехсот транспортных средств. Отстранили от управления одного водителя. Он ехал на личной легковушке и вызвал сомнение в собственной адекватности у сотрудников ДПС. После доставки подозреваемого в управлении автомобилем в нетрезвом состоянии в поликлинику для прохождения углубленной проверки он был привлечен к административной ответственности по ст. 18. 16 ч.1 КоАП Республики Беларусь. Учитывая, что это первое такое нарушение у данного водителя, можно однозначно сказать: в ближайшие три года он станет пешеходом, а в транспорте сможет передвигаться только в качестве пассажира. Еще один водитель был оштрафован за управление автомобилем без наличия договора страхования гражданской ответственности, 26 наказаны за непрохождение гостехосмотра. Кстати, накануне мы предупреждали о проведении этой акции по радио и в Интернете, но для подавляющего большинства водителей она стала сюрпризом.
Когда пьяный за рулем
«Пьяный за рулем – преступник» – этот лозунг советских времен актуален и сегодня. Несмотря на жесткие меры в отношении любителей сесть за руль в нетрезвом состоянии – вплоть до конфискации автомобиля, ежедневно выявляются рискованные люди, которые уверены, что с ними ничего не случится. В Витебске, к примеру, по данным на 12 марта, выявлено 108 пьяных водителей. Зафиксировано и два дорожно-транспортных происшествия, причиной которых стало пьяное вождение.
24 января ночью в центре Витебска на улице Замковой, у магазина «Лазурит», 23-летний водитель не справился с управлением автомобилем Ford, вылетел на тротуар и врезался в световую опору. Шансов выжить у парня практически не было. Несмотря на усилия медиков, в шесть утра он скончался в больнице от полученных травм.
Как выяснилось, молодой прапорщик одной из воинских частей ночью сел за руль пьяным. Причем взял он чужой автомобиль, который после аварии не подлежит восстановлению. Ехал с большим превышением скорости, что было зафиксировано камерами видеонаблюдения.
28 января в Витебске почти в час ночи на улице Гагарина в машину частного транспортного унитарного предприятия «Новое такси» Renault Logan, остановившуюся для высадки пассажира, влетел автомобиль Daewoo, за рулем которого сидел пьяный 31-летний мужчина без прав. В результате удара Renault был сильно искорежен, но ни пассажирка, которая успела покинуть такси, ни водитель не пострадали. Хуже пришлось виновнику этой аварии: после столкновения его автомобиль выехал за пределы проезжей части и совершил наезд на дорожный знак. Водитель Daewoo получил серьезные травмы и был доставлен в Витебскую областную клиническую больницу. Примечательно, что прав он лишился за управление автомобилем в нетрезвом состоянии.
По мнению Дмитрия Пугачева, жесткие меры, применяемые в отношении пьяных за рулем, приносят результат. Нетрезвых становится меньше. Как и учетных ДТП с их участием. В 2011 году зарегистрировано 13 таких происшествий, в 2012-м – 10, в 2014-м – 9, в 2015-м — 8, в 2016-м – 5, в 2017-м – 4. Последние 8 лет идет планомерное снижение. Люди стали понимать, что выпивка и управление автомобилем не совместимы. В результате пьяного вождения пострадать может машина, сам водитель, его знакомые, друзья, родственники, посторонние люди.
– До многих уже дошло, что лишения водительского удостоверения на три года не миновать никому и штраф до ста базовых не слабый, – говорит Дмитрий Пугачев. – Если в гостях слегка выпил, проще вызвать такси. Особенно когда эта услуга стала доступна даже людям с небольшими деньгами. Ночью при патрулировании города мы видим большое количество работающих такси.
Типичный пьяный за рулем. Кто он? Это разные люди. Попадаются и безработные, и те, кто занимает престижные должности. Но исходя из личного опыта инспекторов со стажем, можно составить примерный портрет нетрезвого водителя: мужчина от 20 до 40 лет, который либо не работает, либо занимается трудом, не связанным с высокой интеллектуальной активностью. Чаще пьяные попадаются сотрудникам Госавтоинспекции в вечернее или ночное время. Обычно едут в магазин за добавкой, а также садятся за руль авто после ссоры с женой.
Бесправники
В последнее время Госавтоинспекция усиленно борется и с теми, кто управляет автомобилем, не имея водительского удостоверения. В этом году уже выявлено
193 таких нарушителя, а за минувший к административной ответственности привлечено 5543.
– Водители-бесправники условно делятся на две категории, – говорит Дмитрий Пугачев. – К первой относятся те, кто не прошел обучение в автошколах и до конца не осознает, что автомобиль – источник повышенной опасности, управление которым требует определенной теоретической и практической подготовки. Вторая категория – водители, лишенные права управлять транспортными средствами за грубые нарушения Правил дорожного движения. Если ситуация повторяется, это тоже может привести к плачевному результату. К тому же это – демонстративное неподчинение закону. Сегодня согласно ст. 18.19 КоАП Республики Беларусь управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления этим средством, а равно передача управления транспортным средством лицу, не имеющему права управления, – влекут наложение штрафа в размере от 5 до 20 базовых величин. Те же действия, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за аналогичные нарушения, – влекут наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин или административный арест.
1 января около 18.00 вблизи деревни Полота Полоцкого района 28-летний водитель автомобиля Citroen не справился с управлением на прямом участке дороги, вылетел в кювет и совершил наезд на дерево. Автомобиль не прошел техосмотр, а молодой новополочанин в 2011 и 2015 годах привлекался за вождение в нетрезвом виде и был лишен права управления.
За 2017 год на территории Витебской области бесправники совершили 36 ДТП, в которых 6 человек погибли, 39 получили травмы различной степени тяжести. В 20 случаях водители находились в состоянии алкогольного опьянения.
Без гостехосмотра
Нередко приходилось слышать и то, что половина, а может, и большая часть автомобилей участвует в дорожном движении без прохождения гостехосмотра. Операция «Фильтр» показала не такой плачевный результат. 26 транспортных средств из 300 проверенных – это менее десяти процентов. Среди нарушителей – как владельцы относительно новых легковушек, так и автомобилей, выпущенных более 20 лет назад. Выявлено и несколько индивидуальных предпринимателей на микроавтобусах и небольших грузовичках.
Когда речь заходит о прохождении техосмотра, почему-то принято отталкиваться от числа зарегистрированных автомобилей. При этом каждому понятно, что далеко не все, из того что зарегистрировано, движется. В этой базе очень много авто, которые стоят в гаражах и на парковках годами. Некоторые без техосмотра используются ограниченное число дней в году. А большинство автовладельцев все же являются законопослушными гражданами. Но при этом постоянно солидарны с теми, кто заявляет, что платить госпошлину при прохождении гостехосмотра дорого и не всегда такую сумму можно достать из кармана без ущерба для семейного бюджета.
– Для нас наказать человека – не главное, – замечает напоследок Дмитрий Пугачев. – Такие операции, как «Фильтр», – это еще и профилактика. Люди видят, что все машины останавливаются, и стараются соблюдать требования ПДД. Кого-то остановили, он рассказал знакомым, те тоже задумаются. И придут к выводу, что лучше не рисковать, выезжая пьяным, без прав, важно всегда пристегиваться, не разговаривать во время движения по мобильному телефону, проходить процедуру гостехосмотра и оформлять страховку. Неотвратимость наказания заставляет чтить закон. Важно, чтобы каждый, будь он водитель или пешеход, понял: соблюдение ПДД – это гарантия безопасности. А ответственный человек обязан думать о своей безопасности, собственном имуществе, здоровье и имуществе других людей.
Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТБ»