На вопрос, сколько лет своей жизни нынешний председатель Барановичской ООС Сергей Башак посвятил ГАИ, я получил ответ: «Считай, всю сознательную жизнь: тридцать с лишним лет. Ведь и сейчас я поддерживаю тесную связь с Госавтоинспекцией, где в МРЭО учащиеся автошколы сдают экзамены».
Похожие судьбы
Так получилось, что после окончания Саратовской специальной средней школы милиции с первых дней после аварии на Чернобыльской АЭС молодой офицер Сергей Башак был направлен в Брагинский район старшим госавтоинспектором для прохождения дальнейшей службы. Это было время его становления и возмужания. Работал в сложных условиях. Кроме сопровождения групп переселенцев, надо было следить за порядком на обслуживаемой территории. Ведь действовали мародеры, которые тащили из опустевших домов ценные украшения, антиквариат. Воровали дорогую мебель, холодильники – словом, все, что без труда можно было сбыть на рынке.
Сотрудники милиции знали, что среди нечистых на руку людей могли быть местные жители, до аварии посещавшие дома соседей, друзей, знакомых. И, естественно, знали, что можно унести. Например, один молодой человек устроился вроде волонтером: помогал местным жителям грузить имущество. Говорил, что приехал к родственникам, которые уже покинули обжитые места, перебравшись в Чернигов. Однажды вернулась к своему дому девушка, в спешке оставившая драгоценные украшения. Стражи правопорядка нашли их в кармане «волонтера». Оказалось, что «добровольный помощник» брал деньги за погрузку. Кстати, таких охотников до чужого добра было немало.
– В 1991-м я перевелся в ГАИ города Барановичи, – рассказывает Сергей Николаевич. – Сначала работал старшим госавтоинспектором, затем был назначен начальником отделения. В 2000 году возглавил местное МРЭО ГАИ. С 2008-го трудился начальником автошколы ДОСААФ. Затем она получила статус ООС, и я стал председателем этого структурного подразделения.
Более 10 лет он работает здесь. За это время в жизни коллектива произошли значительные изменения. В автопарке появились современные машины, автошкола имеет пять учебных классов, внедрены новые программы для обучения, готовятся кадры для Вооруженных сил страны.
Судьба нынешнего заместителя председателя Барановичской ООС ДОСААФ Александра Сакуты похожа на судьбу Сергея Башака. В 1986 году он был курсантом Минской средней специальной школы милиции имени Фрунзе. Позже окончил Академию МВД, служил заместителем начальника ГОВД, посвятил органам внутренних дел 27 лет своей жизни.
В апреле 1986 года в Москве проходили молодежные Игры доброй воли. Курсантов направили туда на охрану общественного порядка. А в мае в срочном порядке сводный отряд, в котором было 250 человек, перебросили в Чернобыль. Повседневную форму заменили на полевую, специальную, защищающую от воздействия радиации, выдали индивидуальные дозиметры. Службу они несли в деревне Бабчин Брагинского района. Все население было вывезено, дома пустовали. Казармой было помещение школы. Новоселы построили себе баньку. Ведь после несения службы необходимо помыться. В первую очередь надо было освободиться от радиоактивной пыли. Ребята ежедневно проводили влажную уборку жилых площадей.
Курсанты несли дежурство на КПП, которые стояли на въездах в опустевшие деревни, охраняли зону от посторонних людей. Гаишники активно сотрудничали со следователями в раскрытии преступлений.
Нужен индивидуальный подход
Десять лет Александр Сакута трудится в автошколе. Говорит, что с трудовым коллективом ему повезло: он сплоченный, целеустремленный. Каждый переживает за успех общего дела.
– Надо заметить, что девяностые годы – это было время развала большой страны, – вспоминает он. – В Барановичах, как и во всей Беларуси, процветал угон транспорта. Машины увозили в Украину, Россию, Казахстан, другие страны. Но через некоторое время мы заметили характерную особенность: автомобили угоняют именно тогда, когда на определенных направлениях отсутствуют гаишники, несущие там патрульную службу.
Сакута в то время был начальником милиции общественной безопасности и курировал ГАИ. Оперативники пришли к выводу, что кто–то владеет информацией, которую сообщает угонщикам, а те успешно проворачивают свои темные дела. Через некоторое время был задержан оборотень в погонах. Им оказался старший лейтенант милиции.
– Но угнать машину – это половина дела. Надо еще ее где-то спрятать.
– Мы нашли способ поиска угнанных иномарок, – говорит Александр Александрович. – Дело в том, что воровали в основном дорогие машины, оборудованные сигнализацией. И мы обходили гаражные кооперативы с запасными чипами, которые были у хозяев угнанной техники. Машины отзывались на позывные своих законных владельцев. Утром оперативники открывали гаражи и затем арестовывали угонщиков.
– Было поставлено на поток изготовление поддельных документов на автомашины, – добавляет Сергей Башак. – Причем действовали профессионалы, имеющие оборудование высокого качества. Подделку от действительного документа трудно было отличить.
– Какие особенности в работе гаишников были характерными для того времени? – обращаюсь к Александру Сакуте.
– Самое отличительное и главное: мы не рубили, как говорится, с плеча. Нынче за каждое мелкое нарушение нередко готовы наказать по максимуму, вплоть до лишения водительского удостоверения. А тогда был индивидуальный подход к нарушителю ПДД, с учетом всех обстоятельств. Принималась во внимание личность водителя. Иному мелкое нарушение запоминалось на всю жизнь. Так, в недавнем прошлом по городу ходили слухи, что лишен прав отец шестерых детей, единственный кормилец в семье. Причем он не заметил «кирпич», который закрывали листья дерева у тротуара. Нарушение было без каких–либо тяжелых последствий. Раньше провели бы собеседование с водителем, он понял бы и извинился за свою невнимательность. Уверен, что именно так поступили бы мои коллеги, например, Чеслав Малофей, Александр Силицкий, Николай Гаврильчик, Михаил Волынец и другие, которые патрулировали дороги в девяностые годы. Для них главным было не наказать человека, а предупредить нарушение ПДД. Тогда инспекторы работали на качество дорожного движения, а не на количество составленных протоколов. И этим благородным принципом нынешний начальник городского ОГАИ подполковник милиции А. Силицкий руководствуется по сей день.
– Но это не означало, что наказания отменялись?
– Конечно. Наказывались те, кто умышленно нарушал ПДД и создавал аварийную ситуацию. Скоропалительные действия инспектора ГАИ снижают уровень доверия к стражам дорог. Нужен индивидуальный подход. Да и водители стали не те, они теперь более эрудированные.
Константин СТАНКЕВИЧ