Контрольная закупка

Сфера частного извоза в городе Могилеве подстроена под потребности пользователя: такси можно вызвать в любое время по телефону, через онлайн-заявку в интернете, с помощью мобильных приложений, которые становятся все более популярными, да и просто взять машину «от борта». Такое разнообразие выбора, бесспорно, способствует удобству и соответствует духу времени, однако есть одно но: человек не всегда знает, кто его повезет…

Контрольная закупка Контрольная закупка Контрольная закупка

В областном центре перевозчики-лицензиаты получают свои заказы как через мобильные приложения, так и через диспетчерские службы. Однако среди них иногда попадаются и те, кто предпочитает работать под «черным флагом». Как оказалось, порой они получают заказы и через диспетчерские службы.

В целях наведения должного порядка в пассажирских перевозках и усиления ответственности перевозчиков филиал Транспортной инспекции по Могилевской области постоянно проводит мероприятия по выявлению лиц, занятых в сфере нелегальных перевозок автомобилями-такси.В филиале создана база данных водителей, осуществляющих безлицензионную деятельность, которая постоянно пополняется по результатам контрольно-профилактических мероприятий и используется при планировании работы на линии. Подобные базы имеются и в территориальных подразделениях ИМНС.

В результате работы филиала Транспортной инспекции по Могилевской области за прошедшие 11 месяцев было проведено:

— 266 внеплановых тематических оперативных проверок по контролю за осуществлением перевозок пассажиров автомобилями-такси, из них совместно с сотрудниками инспекций МНС – 28;

— проверено автомобилей-такси – 335;

— выявлено нарушений законодательства в области транспортной деятельности – 158, в том числе фактов осуществления незаконной предпринимательской деятельности без государственной регистрации либо специального разрешения (лицензии) – 26.

По результатам проверок составлено 98 актов, выдано 57 предписаний на устранение выявленных нарушений.

Как рассказал начальник отдела контроля транспортной деятельности филиала ТИ по Могилевской области Александр Шелухин:

– В соответствии с п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 13 июня 2013 г. № 268 «О некоторых вопросах деятельности государственного учреждения «Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь» (в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 27.11.2013 № 523) Транспортная инспекция наделена правом проводить контрольное оформление заказов на оказание услуг по автомобильной перевозке пассажиров. Данный метод позволяет существенно упростить процедуру доказывания фактов как осуществления незаконной предпринимательской деятельности без государственной регистрации либо специального разрешения (лицензии), так и выявления нарушений законодательства в области транспортной деятельности у лицензиатов (субъектов хозяйствования, имеющих специальные разрешения (лицензии), на право осуществления деятельности в области автомобильного транспорта).

По всем выявляемым фактам осуществления незаконной предпринимательской деятельности без государственной регистрации либо специального разрешения (лицензии) филиалом Транспортной инспекции материалы направляются в соответствующие инспекции Министерства по налогам и сборам для формирования базы данных незаконной предпринимательской деятельности (НПД) и доначисления суммы пятикратного единого налога.

При привлечении к административной ответственности таких правонарушителей ситуация неоднозначная. Если в отношении зарегистрированных субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность без специального разрешения (лицензии), можно составлять протокол по ст.12.7 ч.1 КоАП Республики Беларусь даже с первого раза, то для привлечения к административной ответственности лиц, осуществляющих незаконную предпринимательскую деятельность без государственной регистрации, необходимо устанавливать систему (неоднократные факты осуществления данной деятельности).

Повторность (систему) у этих лиц можно установить только по вышеуказанной базе данных НПД, к которой у работников Транспортной инспекции доступ отсутствует, либо только при опросе нарушителей (добровольное признание о систематических фактах незаконной деятельности – явление редкое). В этой ситуации и выручают совместные мероприятия различных контролирующих органов: ТИ, ИМНС, ГАИ.

9 декабря филиал Транспортной инспекции по Могилевской области проводил внеплановую тематическую оперативную проверку – контрольное оформление заказов на оказание услуг. Рейдовая группа сделала заказ через диспетчерскую службу такси 107. На вызов приехал Opel Vectra, который внешне был оформлен по правилам: с плафоном, желтыми номерами и полосами по всей длине автомобиля. Поездка осуществлялась по маршруту: ул. Пионерская – ул. Терехина. Расстояние составило примерно 7 км. После оплаты услуги следует: это была контрольная закупка. Лицо водителя изменилось. И было отчего. Детальная проверка документов и автомобиля показала, что у таксиста не было ни путевого листа, ни отметок механика и медика о прохождении предрейсового и медосмотра, ни гостехосмотра, ни обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром. Одним словом, не были выполнены основные требования, установленные в сфере перевозок пассажиров.

Водитель, житель Могилева, пояснил, что раньше работал в организации, осуществляющей перевозку пассажиров автомобилями-такси. Несколько месяцев назад его уволили с работы, и он стал заниматься частным извозом. Как оказалось, могилевчанин неоднократно попадал в поле зрения проверяющих контрольных органов. Впервые за нелегальный извоз был оштрафован в 2009 году. Однако подобное наказание не заставило таксиста прекратить нечестную игру, и он продолжал заниматься частным извозом. В 2015-м гражданин снова оказался в сфере интересов налоговых органов. Постановлением Хозяйственного суда г. Могилева он был привлечен к административной ответственности в виде штрафа по ч. 1-1 ст. 12.7 КоАП Республики Беларусь.

Это был третий раз, когда водитель-нелегал снова нарушил закон. На него составили очередной протокол по ч. 1-1 ст. 12.7 КоАП РБ и материалы направили в Экономический суд г. Могилева.

Конфискуют ли автомобиль у предприимчивого водителя, будет известно после вынесения вердикта суда.

24 ноября Экономический суд Могилевской области привлек к административной ответственности по ч. 1-1 ст. 12.7 КоАП 42-летнего могилевчанина за осуществление предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров (услуги такси) без государственной регистрации с наложением штрафа в размере 50 базовых величин с конфискацией в доход государства автомобиля Chevrolet Cobalt. В 2009 и 2015 годах он предупреждался налоговым органом об ответственности за занятие предпринимательской деятельностью без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, далее неоднократно привлекался к административной ответственности по данной статье. Несмотря на это, мужчина в сентябре текущего года ночью на легковом автомобиле Chevrolet Cobalt, оборудованном плафоном такси, оказывал услуги по перевозке пассажиров в Могилеве, что было выявлено налоговым органом в ходе контрольной закупки. В очередной раз нелегальный извозчик умышленно совершил аналогичное правонарушение, а также препятствовал сотрудникам налоговой инспекции при проведении проверки – пытался скрыться с места правонарушения, после чего был задержан сотрудниками ОМОНа, отказался от дачи объяснений по факту совершения правонарушения и подписания протокола об административном правонарушении (примечание автора).

В последнее время не менее актуальной темой в области перевозок пассажиров в городском сообщении является услуга «Аренда транспортных средств с экипажем». Позиция филиала Транспортной инспекции, подтвержденная постановлениями Верховного суда Республики Беларусь, заключается в том, что зарегистрированные субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность по так называемой аренде транспортных средств с экипажем, фактически осуществляют деятельность в области автомобильного транспорта по перевозке пассажиров, а на этот вид необходимо наличие специального разрешения (лицензии). Данные же субъекты хозяйствования, вводя пассажиров в заблуждение, используя атрибуты автомобилей-такси (плафоны оранжевого цвета), осуществляют такую деятельность без лицензии и при этом не заключают с пассажирами договора в письменной форме. Фундаментальными отличиями аренды транспортных средств с экипажами и перевозкой пассажиров являются:

— договор аренды транспортного средства с экипажем должен быть заключен в письменной форме независимо от его срока (ст.604 Гражданского кодекса Республики Беларусь);

— по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти его в пункт назначения (ст. 740 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

Таким образом, отличительной чертой договора аренды транспортного средства с экипажем является временной период, на который предоставляется транспортное средство, а перевозки пассажиров – пункт назначения.

Естественно, ни о каком временном периоде поездки с пассажирами у водителей таких транспортных средств речь не идет. Каждый пассажир желает быть доставленным по конечному адресу, а это есть не что иное, как договор фрахтования, заключаемый при перевозках пассажиров в нерегулярном сообщении в соответствии с требованиями главы 9 Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных Постановлением Совмина Республики Беларусь № 972.

Отделом контроля транспортной деятельности филиала Транспортной инспекции по Могилевской области пресечена деятельность двух организаций (ЧП «Попов и К» и ООО «АлькорМакс»), попытавшихся организовать на территории областного центра деятельность под видом аренды. В отношении этих организаций составлено 4 протокола по ст. 12.7 ч. 1 КоАП Республики Беларусь, по которым вынесены постановления Экономическим судом Могилевской области. Кроме того, два постановления Экономического суда руководителем ООО «АлькорМакс» были обжалованы в Верховном суде Республики Беларусь и согласно решению этого же суда оставлены в силе. Также в этом году материалы проверок в отношении субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность под видом аренды транспортных средств с экипажем, направлены в УДФР КГК по Могилевской области.

Деятельность по пресечению нарушений в области перевозок пассажиров автомобилями-такси проводится на достаточно высоком уровне. Несмотря на молодой возраст и стаж работы (приняты в 2014 и 2015 годах) работников ОКТД филиала ТИ по Могилевской области, только они на постоянной основе выделяются для участия в проверках Могилевской транспортной прокуратуры (за 2015–2016 гг. проведено 14 проверок).

Благодаря централизованному обеспечению работников инспекции различного рода техническими средствами (персональными ноутбуками, мобильными принтерами) и разработанному в ОКТД филиала ТИ по Могилевской области программному обеспечению существенно снижено влияние человеческого фактора (машинальные ошибки, описки и т.д.) при подготовке и последующей печати актов проверок, административных материалов и т. д. непосредственно на линии. Данный комплекс мер, проводимый руководством Транспортной инспекции и в филиалах, позволяет в кратчайшие сроки молодым специалистам и специалистам, не имеющим стажа работы в контролирующих органах, приступить к грамотному и качественному исполнению своих обязанностей.

Вера ОБРАЗЦОВА, «ДТП»